Лингвистический анализ текста 8 класс


Программа
элективного курса
«Лингвистический анализ
текста»
Пояснительная записка
Современный этап развития методики характеризуется тенденцией обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица, которая позволяет раскрыть смысловое значение слова в контексте, уяснить выразительно - изобразительную функцию слова. Такую целенаправленную работу позволяет осуществить комплексный анализ текста, который может рассматриваться как «измеритель» языковой подготовки учащихся и позволяет отработать трудные случаи правописных умений и навыков.
В связи с недостаточностью урочного учебного времени эту объёмную по времени работу целесообразно проводить отдельными занятиями, позволяющими систематизировать и объединить все задания, выполненные ранее па уроках в отдельности.
Актуальность курса заключается в том, что данный курс поможет подготовиться к итоговой государственной аттестации за курс основной школы в новой форме.
Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.
Посещая данный элективный курс, учащиеся ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, заложенные во всех областях языка.
Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана. Достаточное влияние уделяется лексике (значение слов, синонимы, антонимы, слова с переносным значением, фразеологизмы и т.д.). На занятиях предлагаемого курса можно работать с текстами, отличающимися по стилю, с разнообразными синтаксическими конструкциями, предполагающими и разнообразные виды творческих работ.
Содержание программы рассчитано на учащихся с разными учебными возможностями, т.к. комплексный анализ текста может включать в себя различные по сложности задания. Программа имеет практическую направленность и рассчитана на 34 часа. Этого времени недостаточно для доведения действий учащихся до совершенства, но позволит соединить в целое обучение языку и речи.
Содержание программы построено на материале, изучаемом учащимися по русскому языку в 5 – 8 классах. То углубление и расширение знаний учащихся, которое предусматривает данная программа, доступно, научно и соответствует языковой системе.
Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» («КАТ») разработана самостоятельно на основе плана комплексного анализа текста, учитывая учебную подготовку и реальные возможности восьмиклассников.
Цель курса:
научить школьников:
1. Извлекать информацию при чтении; адекватно понимать и интерпретировать исходный текст, аргументируя собственную точку зрения;
2. Определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текста; его принадлежность к определённому функционально-смысловому типу и стилю речи;
3. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить текст с различной степенью свёрнутости;
4. Интерпретировать информацию, извлечённую из разных источников, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;
5. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
6.Развивать языковую и коммуникативную компетентность учащихся; привить интерес к русскому языку как к духовной, нравственной и культурной ценности.
Задачи курса:
1) Подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в форме комплексного анализа текста.
2) Расширить и закрепить знания, полученные по русскому языку.
3) формировать на выходе из школы личность, понимающую особенности текста и его стилевое своеобразие.
Для достижения поставленной цели будут организованы на уроках различные виды деятельности:
- пересказ (как устный, так и письменный) исходного текста,
- тестирование,
- творческие задания,
- беседы по вопросам орфографии, пунктуации, стилистики.
На занятиях будет сочетаться и коллективная и самостоятельная работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
УГЛУБЛЕННОЕ ПОНЯТИЕ ТЕКСТА.
Текст (от лат. - ткань, сплетение, соединение) - как единица речи. Основные признаки текста, информативность текста.
Тема, ключевые слова, основная мысль. Микротемы. План текста (простой и сложный)
Связанность текста. Виды связи: цепная и параллельная. Завершенность текста и её признаки.
Роль заглавия в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.
ТИПЫ РЕЧИ.
Типы речи как основные способы отражения действительности: в статике - описание; в динамике - повествование; в причинно - следственных связях - рассуждение.
СТИЛИ РЕЧИ.
Разговорный стиль и его черты (непринужденность, оценочность, эмоциональность).
Книжный стиль и его черты:
- научный (точность, абстрактность, логичность),
- официально - деловой (точность, официальность, бесстрастность),
- художественный (конкретность, образность, эмоциональность),
- публицистический (призывность, эмоциональность).
Их основные признаки, сфера употребления в речи, характерные языковые особенности.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ.
Понятие стилистических возможностей языковых средств. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Архаизмы. Историзмы. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Эмоционально - экспрессивно окрашенные слова. Фразеологизмы.
ВИДЫ СЛОВАРЕЙ И РАБОТА С НИМИ.
Анализ словарных статей. Словари: толковый, орфографический, словообразовательный, фразеологизмов, иностранных слов, собственных имён, орфоэпический, синонимов, этимологический, грамматический, омонимов, антонимов, паронимов.СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Виды словесных средств художественной изобразительности. Эпитет, сравнение, аллегория. Тропы: метафора, гипербола, олицетворение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
В результате изучения программы элективного курса «Комплексный анализ текста» учащиеся получают возможность:
знать:
- определение текста, его признаки и свойства, виды связей предложений в тексте; типы и стили речи;
многоаспектное существование слова (прямое и переносное значение, синонимы, омонимы и т. д.);
- виды словесных средств художественной изобразительности;
- нормы современной русской орфографии и пунктуации
уметь:
- определять тему и идею текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- определять тип и стиль речи;
- с помощью словарей выяснять нормы употребления слона;
- выявлять и осознавать роль словесных средств художественной изобразительности в тексте и произведении;
- находить в словах орфограммы, обосновать их выбор;
- обосновывать выбор знаков препинания;
- производить все виды разборов.
Направленность программы
Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет нам такую возможность.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”, адаптации учеников к новой форме ОГЭ в 9 классе и Единому Государственному Экзамену в 11 классе. Гармоничным сочетанием деятельности на уроках русского языка и анализа текста.
Тематическое планирование.
№ Тема час дата Содержание Вид деятельности
1-2. Текст
и его признаки. 2 4.09
8.09 Понятие о комплексном анализе текста. Текст и его признаки. Тема, основная мысль текста. Лекция. Практическая работа.
3. Способы выражения темы. Микротема. 1 Способы выражения темы. Понятие о микротеме. Лекция. Практическая работа.
4. Структура текста:
- способы и средства
связи предложений
в тексте;
- текст как смысловоеи структурное
единство. Стили речи. 1 15.09 Виды и способы связи предло-жений в тексте. Цепная, параллельная связь. Практическая работа в группах
5. Смысловые части текста. План 1 22.09 Разделение текста на смысловые части. Простой, сложный план. Практическая работа.
6-8. Типы речи (текстов):
повествование,
описание,
рассуждение) 4 29.09
6.10
13.10
20.10 Функциональные типы текстов, их структурные особенности. Лекция. Практи-ческая работа по «КАТ». Коллектив-ные творческие работы.
9-10. Комплексный анализ
текста 2 27.10
10.11 Проверка усвоения изученного материала (тексты № 1,2 по «КАТ»-9) Практическая работа по вариантам.
11. Стили речи. 1 17.11 Стилистические особенности текстов. Лекция. Практическая работа в группах.
12. Художественный стиль. 1 28.11 Особенности художественного стиля. Изобразительные средства. Практическая работа по «КАТ»-9.
13. Научный стиль речи. 1 1.12 Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи. Лекция. Практическая работа .14-15 Публицистический стиль. Его особенности. 2 8.12
15.12 Морфологические и синтакси-ческие особенности публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля (репортаж, очерк, статья). Индивидуальная работа.
16-17 Официально-деловой стиль речи. 1 22.12 Жанровое разнообразие официально-делового стиля речи. Практическая работа по составлению деловых бумаг.
18. Фонетика. Фонетический разбор. 1 29.12 Фонетический анализ слов. Транскрипция. Практическая работа .19-20 Комплексный анализ
текста 2 Проверка усвоения изученного материала (тексты № 4 по «КАТ»-9) Практическая работа в группах
21-22 Лексика(синонимы антонимы, омонимы, паронимы). Многозначность слов.
Тестирование. 3 Повторение и систематизация изученного по разделу. Индивидуальная работа.
Практикум.
23. Работа с текстом. Анализ текста №5 2 Проверка усвоения изученного материала. Работа в парах.
24. Разбор слова по составу. Словообразовательный анализ 2 Практическая работа: разбор по составу и словообразовательный разбор. Практикум
25-26 Орфография и пунктуация. 2 Анализ и группировка орфограмм и пунктограмм. Индивидуальная работа.
27-28 Морфология. Морфологический разбор разных частей речи. 2 18.04
25.04 Систематизация изученного по морфологическому разбору.Работа в парах.(теоретик и практик)
29-30 Работа с текстом. Анализ текстов № 6,7 1 2.05 Проверка усвоения изученного материала. Работа по вариантам.
31-32 Работа с текстом. Анализ текстов № 8,9 2 16.05
23.05 Проверка усвоения изученного материала. Работа по вариантам.
33-34 Повторение и обобщение по всему курсу. 2 30.05 Итоговый анализ текстов№№17-22. Индивидуальная работа.
9 мая
ЛИТЕРАТУРА:
1. Александрова З.Е. и др. « Словарь синонимов русского языка». Москва 1998 г.
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. Москва 1986 г.
3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. «Русский язык» (Справочные материалы),
Москва, «Просвещение», 1987г.
4. Браже Т.Г. «Искусство анализа художественного текста», Москва, «Просвещение», 1971г.
5. Введенская Л.А. «Словарь антонимов русского языка». Ростов н/Д 1982 г
6. Голушкова Е.А. «Практическая стилистика на уроках русского языка», Москва, «Просвещение», 1967г.
7. Кожина М.Н. «Стилистика русского языка», Москва, «Просвещение», 1977г.
8. Костяева Т.А. «Тесты. Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 9 класс, Москва, «Просвещение», 2001г.
9. Мальцева Л.И., Нелин П.И., Бандоля Т.М., Смеречинская Н.М. «Итоговая аттестация. 9 класс. 2009». Москва, 2008.
10. Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста». Рабочая тетрадь. 9 класс Москва. 2009 г.
11. Малюшкин А.Б. «Тестовые задания по русскому языку. 9 класс», Москва, 2004г.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» ,Москва, 1992 г.
13. Розенталь Д.Э. «Справочник по орфографии и пунктуации», Саратов, «Детская книга», 1994г.
14. Султанова Г.М. «Обучение лексико- стилистическим нормам русского языка», Казань, 2002г.
15.Ткаченко Н.Г. «Тесты по грамматике русского языка». Контрольные работы., Москва. «Айрис», 2003г.
16. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», Москва, 1996 г