Рабочая программа элективного курса Лингвистический анализ текста. 10-11 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
10-11 класс
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Лингвистический анализ текста» рассчитана на 70 часов. Построена на углубленном изучении тем, посвященных текстовым понятиям, лингвистическому анализу. Задания, предусмотренные программой, помогут развить умения, необходимые для создания текстов различных стилей и жанров, подготовят выпускников к написанию сочинения на едином государственном экзамене по русскому языку.
Структура программы:
пояснительная записка;
цель;
задачи;
прогнозирование результата обучения;
примерное планирование учебного материала;
список литературы.
Цель - способствовать углубленному изучению материала, посвященного текстовым понятиям и на его основе росту речевой культуры школьников.
Задачи:
развитие интонационно выразительной речи;
активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
проведение стилистического эксперимента ( конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и создании текстов;
развитие логического и абстрактного мышления.
В результате курса учащиеся должны уметь:
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический материал;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
владеть навыками стилистической правки текста;
самостоятельно создавать тексты различных типов и стилей;
использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
тематическое планирование элективного курса «Лингвистический анализ текста»
в 10 классе ( 1 час в неделю, 36 часов в год)
№ занятия
Содержание учебного материала Кол-во часов Сроки
1. Понятие текста. Текст и его свойства. 1 1 неделя
2. Виды текстов. Типы текстов на ЕГЭ 1 2 неделя
3. Лабораторная работа. 1 3 неделя
4. Текст и ситуация общения 1 4 неделя
5. Тема текста и средства ее выражения 1 5 неделя
6. Явная и скрытая информация в тексте 1 6 неделя
7. Диалог текстов 1 7 неделя
8. Сопоставительный анализ текстов 1 8 неделя
9. Связность текста. Лексические средства связи 1 9 неделя
10. Грамматические средства связи 1 10 неделя
11. Логическая связь предложений в тексте 1 11 неделя
12. «Данное» и «новое» в тексте 1 12 неделя
13. Виды связи предложений в тексте. 1 13 неделя
14. Единицы текста 1 14 неделя
15. Практическая работа. Определение вида связи между предложениями 1 15 неделя
16. Функционально-смысловые типы речи в тексте. Описание 1 16 неделя
17-18. Повествование. Рассуждение. 2 17-18 неделя
19-20. Способы моделирования вступления 2 19-20 неделя
21-22. Определение темы и проблемы текста 2 21-22 неделя
23-24. Анализ речевого строя исходного текста 2 23-24 неделя
25-26. Словесные образы в тексте 2 25-26 неделя
27-28. Комментарий к проблеме с опорой на текст 2 27-28 неделя
29. Позиция автора и способы ее выражения 1 29 неделя
30-31. Способы выражения личностной позиции 2 30-31 неделя
32-33. Способы моделирования заключительной части сочинения – рассуждения 2 32-33 неделя
34-35. Написание сочинения – рассуждения 2 34-35 неделя
36. Анализ сочинения-рассуждения 1 36 неделя
тематическое планирование элективного курса «Лингвистический анализ текста»
в 11 классе ( 1 час в неделю, 34 часа в год)
№ занятия
Содержание учебного материала Кол-во часов Сроки
1. Повторение. Текст и его свойства 1 1 неделя
2. Повторение. Виды текстов. Типы текстов на ЕГЭ 1 2 неделя
3. Создатель и читатель текста 1 3 неделя
4. Речевые маски автора 1 4 неделя
5. Повествователь, его знания и мировосприятие 1 5 неделя
6. Повествование от первого, второго и третьего лица 1 6 неделя
7. Оценка в тексте 1 7 неделя
8. Сильные позиции текста. 1 8 неделя
9. Практикум. Определение сильных позиций текста 1 9 неделя
10. Ключевые слова текста 1 10 неделя
11. Подтекст, его языковая и прагматическая обусловленность. 1 11 неделя
12. Связность как одно из важнейших свойств текста 1 12 неделя
13. Виды и средства связности 1 13 неделя
14. Лексические средства связи 1 14 неделя
15. Текстообразующая роль лексического и семантического повтора 1 15 неделя
16. Грамматические средства связи 1 16 неделя
17. Морфологическое единство текста 1 17 неделя
18. Роль видовременных форм глагола в образовании текста 1 18 неделя
19. Логическая связь предложений в тексте 1 19 неделя
20. Композиция текста как его логическая основа 1 20 неделя
21. Порядок слов как способ выделения значимой информации 1 21 неделя
22. Членение текста 1 22 неделя
23. Микротекст 1 23 неделя
24. Изобразительность и выразительность речи 1 24 неделя
25. Разновидности и функции эпитетов 1 25 неделя
26. Сравнение. Способы его выражения 1 26 неделя
27. Типы и функции метафор 1 27 неделя
28. Синтаксические средства выразительности 1 28 неделя
29. Повторение. Структура сочинения-рассуждения 1 29 неделя
30. Повторение. Способы моделирования основных частей сочинения 1 30 неделя
31. Повторение. Комментарий к проблеме с опорой на текст 1 31 неделя
32. Повторение. Способы определения позиции автора и формулировки личного мнения 1 32 неделя
33. Написание сочинения-рассуждения 1 33 неделя
34. Анализ сочинения-рассуждения 1 34 неделя
Список литературы
1.Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 кл.: учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений.-М.,2005.
2. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл.: учеб. пособие для
общеобразовт. учреждений.- М-., 2001.
3. Головкина С.Х. Лингвистический анализ текста. 10-11 кл.: .: учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2010.
4. Александров В.Н., Александрова О.И. ЕГЭ. Русский язык. Сочинение- рассуждение: учеб. пособие для10-11 классов. Челябинск: Взгляд, 2015
5.Лебедева Е.В. ЕГЭ. На пути к экзамену: сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2015.