Русский язык 11 класс Лингвистический анализ текста

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6










УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

11 класс


Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации

подготовила учитель
русского языка и литературы
Степанова Н.В.












ст.Сергиевская
2010 год

ПЛАН УРОКА.

1. Организационный момент.
2.Цели урока :
-образовательные: формировать умение работать с текстом на всех уровнях ; совершенствовать навыки смыслового анализа текста; готовиться к сдаче ЕГЭ;
- развивающие : развивать внимание , логическое мышление , активизировать мыслительную деятельность ; коммуникативные способности учащихся ; умение слушать и слышать , грамотно , аргументировано и связно формулировать ответы ;
- воспитывающие : воспитывать интерес к предмету; морально-нравственные категории , любовь к книге .
Тип урока : комплексное применение знаний
Задачи:
учить пользоваться знаниями о языке как инструментом для решения практических задач;
развивать, совершенствовать чувство языка, языковой интуиции;
воспитывать любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову при чтении текстов.
3.Орфоэпическая разминка ( номера слов записать по порядку , отметить согласны или нет напротив каждого слова )
4. Повторение .
На прошлой неделе мы приняли участие в различных конкурсах и викторинах . - Какому событию была посвящена неделя литературы в нашей школе ? ( 500 лет со дня рождения Ивана Федорова )
- Кто первым изобрел книгопечатание ? ( Иоганн Гуттенберг )
- Что вы знаете о биографии этого человека ?
5.Отработка навыков выполнения заданий В1-В6
6. Комплексная работа с текстом по заданию С ( работа по группам)
( Проблема – отношение к книге , роль книг в жизни человека , влияние книг на развитие полноценной личности и т.д .)
Определить позицию автора
Комментарий к проблеме
Аргументы по заявленной проблеме
На доске - ТИПЫ ПРОБЛЕМ
А) философские
Б) социальные
В) политические
Г) нравственные
Д) экологические
Е) эстетические
7. Домашнее задание – написать сочинение по заданию С

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

1. Мастерски Ударение падает на первый слог
2. Ломота Ударение падает на третий слог
3. Ломоть Ударение падает на второй слог
4. Обеспечение Ударение падает на третий слог
5. Облегчить Ударение падает на третий слог
6. Паралич Ударение падает на второй слог
7. Издавна Ударение падает на второй слог
8. Жалюзи Ударение падает на третий слог
9. Завидно Ударение падает на первый слог
10. Каталог Ударение падает на третий слог
11. Катарсис Ударение падает на второй слог
12. Партер Ударение падает на первый слог
13. Нагнутый Ударение падает на второй слог
14. Газопровод Ударение падает на третий слог
15. Девичий Ударение падает на второй слог
16. Августовский Ударение падает на третий слог
17. Наголо Ударение падает на третий слог
18. Эксперт Ударение падает на первый слог
19. Характерный (актёр) Ударение падает на второй слог
20. Характерный (типичный) Ударение падает на второй слог

1 - 2 - 3 + 4 + 5 + 6 - 7 - 8 + 9 - 10 + 11 - 12 + 13 + 14 + 15 - 16 - 17 –
18 - 19 + 20 -


«+» 3 , 4 , 5 , 8 , 10 , 12 , 13 , 14 , 19




















ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТИПА «В»
Прочитайте текст и выполните задания 1-6

(2) И всё же человек оставался диким , пока не изобрёл письмо . (3) Но и после этого он всё время придумывал для языка что-нибудь новое : он без устали искал пути к тому , чтобы его собратья как можно лучше и правильнее его понимали . (4) Люди создали надёжное орудие – язык – и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие . (5) Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку , когда изобрели книгопечатание. (6)

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым ?
Люди стали людьми , когда они придумали слово , чтобы общаться друг с другом.
Язык возник в глубокой древности .
Животные , как и люди , тоже имеют свой язык.
Первые люди на земле не умели разговаривать.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым (6) в тексте?
Гуттенберг стал отливать в металле каждую букву по отдельности.
Это случилось около 1450 года , когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры .
Сразу же при помощи своего изобретения Гуттенберг начал печатать книгу о языке.
Прошло немного времени , и в обращении появились самые разные печатные книги.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
человек оставался (предложение 2 )
люди создали ( предложение4)
люди заставили улучшать ( предложение 4 )
изобрели ( предложение5)

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста .
простое
сложносочинённое
бессоюзное сложное
сложноподчинённое

Укажите номер предложения , в котором употреблено наречие в сравнительной степени .
2 2) 3 3) 4 4) 5

Укажите , в каком значении употреблено слово дикий в предложении 2 ?
находящийся в первобытном состоянии
неприручённый
грубый . необузданный
чуждающийся людей , застенчивый.


О КНИГЕ .
(1) Всем хорошим во мне я обязан книгам : ещё в молодости я понял уже , что искусство более великодушно , чем люди . (2) Я люблю книги : каждая из них кажется мне чудом , а писатель – магом. (3) Я не могу говорить о книгах иначе , как с глубочайшим волнением , с радостным энтузиазмом . (4) Быть может , это смешно , но это так . (5) Вероятно , скажут , что это энтузиазм дикаря : пусть говорят – я неисцелим .
(6) Когда у меня в руках новая книга , предмет , изготовленный в типографии руками наборщика , этого своего рода героя , с помощью машины , изобретённой каким-то другим героем , я чувствую , что в мою жизнь вошло что-то новое , говорящее , чудесное. (7) Это новый завет , написанный человеком о самом себе , о существе самом сложном , что ни есть на свете , о самом загадочном , о наиболее достойном любви – о существе , труд и воображение которого создали всё , что есть на земле великого и прекрасного .
(8) Книга проводит меня сквозь жизнь , с которой я знаком , однако , довольно хорошо , и всегда учит чему-нибудь новому , чего я не знал и не замечал в человеке . (9) Иногда в целом произведении не находишь ничего , кроме единственной фразы , но как раз она и приближает вас к человеку , показывая новую улыбку или новую гримасу .
(10) Всё , что мы находим прекрасного , было вымышлено и рассказано человеком . (11) К сожалению , ему нередко случается создавать также страдания и обострять их , как это делали Достоевский , Бодлер и другие . (12) Но даже в этом я вижу желание расцветить , украсить то , что есть в нашей жизни тягостного и ненавистного.
(13) В природе , которая окружает нас и враждебна нам , красоты нет , красоту человек создаёт сам из глубин своей души : так финн преображает свои болота , свои леса и рыжий гранит , где растет чахлый кустарник, так араб убеждает себя , что пустыня прекрасна . (14) Красота рождается из стремления человека её созерцать . (15) Меня поражает не безобразное нагромождение в горных пейзажах , а великолепие , которое придаёт им человеческое воображение . (16) Меня восхищает , с какой лёгкостью и с каким великодушием человек преображает природу , великодушием тем более удивительным , что земля , если хорошенько разобраться , уж не такое комфортабельное место . (17) Вспомним о землетрясениях , ураганах , метелях , наводнениях , о жаре и о холоде , о вредных насекомых и микробах и о тысяче других вещей , которые сделали бы нашу жизнь совершенно невыносимой , если бы человек был менее героичен , чем он есть .
(18) Наше существование всегда и всегда трагично , но человек превращает эти бесчисленные трагедии в произведения искусства : я не знаю ничего более удивительного, более чудесного , чем это превращение . (19) Вот почему в томике стихов Пушкина или в романе Флобера я нахожу больше мудрости и живой красоты , чем в холодном мерцании звёзд или механическом ритме океанов.
(20) Мир , в котором я живу , - это мир маленьких Гамлетов , Отелло , мир Ромео и Горио , Карамазовых и Анны Карениной , мир маленьких Дон-Кихотов и Дон-Жуанов.
(21) Из этих незначительных существ , из нас , поэты создали величественные образы и дали им бессмертие(22) При подходе к людям книга всегда является дружеским и великодушным проводником . (23) И я питаю всё более и более глубокое уважение к скромным героям , создавшим всё , что есть на земле прекрасного и великого .
( По М.Горькому )

Какое утверждение противоречит содержанию текста ?
Человек – самое сложное и загадочное существо на земле.
Природа , окружающая человека , прекрасна.
Писатель превращает обыкновенных людей и их трагедии в величественные образы.
Любая книга может научить нас чему-нибудь новому , помогает узнать человека.

Какой тип речи представлен в тексте ?
Повествование
Описание
Рассуждение
Рассуждение с элементами повествования

С каким значением используется слово комфортабельное в предложении16?
Красивое
Мирное
Поражающее своим великолепием
Удобное , уютное

В1. Каким способом образовано слово нагромождение в предложении 15 ?
В2. Какой частью речи является слово вымышлено в предложении10 ?
В3. Какие типы подчинительной связи есть в предложении 14 ?

В4. Среди предложений 13-17 найдите сложные предложения , в состав которых входят безличные предложения . Укажите номера этих предложений.
В5. Среди предложений 6-12 найдите предложения, осложнённые вводными словами. Укажите номера этих предложений.
В6. Из скольких предложений состоит предложение 13 ?

В8. «Человек всю свою жизнь связан с книгой , которой он , как и М.Горький,»обязан всем хорошим». Рассуждениям на эту тему и посвящён текст . Синтаксис текста отличается обилием _______( предложения 6,19,20 ) , _______( предложения 6,7 и др.). Лексические средства выразительности тоже весьма разнообразны : это и _____( в предложении 12) , и многочисленные _____( «книга проводит», «глубины души» , «холодное мерцание звёзд» )».
Список терминов :
Метафоры
Книжная лексика
Ряды однородных членов
Сравнительные обороты
Обособленные члены
Синонимы
Синтаксический параллелизм
Антонимы
Анафора
15