Уроки «ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА» (§ 10)


Уроки «ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА» (§ 10)
Задачи занятия:
раскрыть особенности и характер труда в условиях рыночной экономики, его влияние на занятость работников;
представить действие рыночных законов на рынке труда;
сформировать представления о видах, причинах и последствиях безработицы;
показать роль государства в обеспечении занятости населения;
помочь старшеклассникам оценить свои возможности трудоустройства в условиях современного рынка труда
Начать урок целесообразно с обращения к имеющимся у учащихся знаниям о рыночном механизме регулирования экономики
1) Каковы функции рынка в экономике?
2) Как действует «невидимая рука» рынка?
Какие экономические законы регулируют различные виды рынков?
Зачем государство вмешивается в рыночные отношения?
План изучения нового материала
1.Рынок труда.
2.Причины и виды безработицы.
3.Государственная политика в области занятости
При работе с учебным текстом советуем уделить внимание раскрытию следующих вопросов: что является объектом спроса и предложения на рынке труда? Как взаимодействуют главные рыночные механизмы — спрос, предложение, рыночная цена? Их усвоение поможет сформировать ключевое понятие «рынок труда».
Основным рычагом на рынке труда выступает цена трудовых услуг, роль которой выполняет заработная плата. Уровень заработной платы является одним из основных факторов влияния на спрос и предложение на рынке труда
Целесообразно обсудить проблему влияния заработной платы на спрос и предложение труда, причины дифференциации в оплате труда работников
Следующая проблема, требующая внимания: должно ли государство устанавливать минимальный размер оплаты труда (МРОТ)? Если в развитых странах данный показатель складывается примерно на уровне 40 % от средней зарплаты, то в России это соотношение составляет 15 %. При этом минимальная оплата труда значительно отстаёт от уровня прожиточного минимума
Второй пункт плана предполагает знакомство с такой значимой функцией рынка труда, как распределение и перераспределение трудовых ресурсов в общественном производстве. Осмысление этой функции связано с овладением понятиями «занятость» и «безработица».
Анализ текста и выполнение заданий позволят учителю подвести старшеклассников к выводу о том, что занятость в России стала определяться рыночными законами и это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица
Вид
безработицы Причины
возникновения Продолжительность Пути снижения уровня безработицы
Фрикционная Структурная Циклическая Обращение к изученному ранее материалу поможет учащимся глубже усвоить положения учебного текста о формах и методах государственного регулирования занятости
Рекомендуем предложить учащимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.
Познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости учащиеся могут путём самостоятельного изучения учебного текста
Этап закрепления
Выполнение заданий 1* 2, 3 к параграфу потребует от учащихся осмысления изученного, аргументирования своей позиции по основным положениям параграфа. Домашнее задание. Учебник, § 10.