Панорамный урок по технологии на тему : «Казахские народные головные уборы. Отделка изделия национальными узорами»


Панорамный урок по технологии на тему : «Казахские народные головные уборы. Отделка изделия национальными узорами»
Цель: Научить украшать национальные головные уборы с учетом особенностей русского и казахского орнамента
Задачи:
Познакомить с видами головных уборов русского и казахского костюма;
Познакомить с особенностями русского и казахского орнамента;
Украсить головные уборы, используя элементы русского и казахского орнаментов.
Методы: Объяснительно – иллюстративный, практический.
Виды работы:
Рисование
Вырезание
Склеивание
Обсыпание бисером
Формы работы: групповаяНаглядность:
Презентация
Музыкальное оформление
Фото и изображения национальных орнаментов и костюмов.
Новые слова: кичка, сорока, кокошник, саукеле, борик, тюбетейка.
План занятия
Организационный момент
Историческая справка о русских и казахских костюмах, орнаментах
Подготовка к практической работе
Практическая работа
Итог
Ход занятия
1.Организационный момент
Приветствие
На доске развешаны фото, включена презентация.
2.Историческая справка о русских и казахских костюмах, орнаментах.
Ребята посмотрите на нас и скажите, что на нас за одежда?
Какие?
Вам нравятся наши костюмы?
Они одинаковые или разные?
А как выдумаете почему мы так оделись?
Ребята, а вы знаете, что мы живем в удивительном городе?
Чем он удивителен?
А еще в нашем городе проживает более 180 национальностей. И в нашей школе обучаются дети разных национальностей.
Посмотрите на слайд и на нас, из чего состоит национальный костюм?
Ребята отгадайте загадку: Сижу верхом не ведаю на ком.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? О какой детали костюма? Какие головные уборы? Что мы будем делать на занятии, какую работу выполнять?
А теперь ребята скажите, как будет называться тема нашего занятия. (Слайд темы, цели и задачи)
Давайте посмотрим, какие головные уборы носят казахские и русские девушки.
Саукеле – шили головной убор к свадьбе и носили его по праздникам изготавливали из дорогих материалов, обязательно, прикрепляли фату, придавая облику девушки особое изящество. На макушку пришивали «уки» - из перьев филина, служивший оберегом
Борик – шапка с меховым околышем снаружи, шили из ярких тканей и обязательно украшали.
Тюбетейка – казахская маленькая шапочка из ткани имеет круглую форму, очень легкая, которую украшали вышивкой или нашивками из бус, бисера и т.д.
Обратите внимание на уникальность орнамента украшающего народные головные уборы.
Ребята, что такое узор? А если узор повторяется то это?
Народные орнаменты отличаются друг от друга, потому что у каждого народа свой образ жизни, свои обычаи и традиции.
Рассказ о русском орнаменте
Особенностью русского орнамента является то, что он отражает труд земледельца. Какие геометрические фигуры вы видите?
Ромбы и квадраты обозначают поле, а точки – зернышки, круги – солнышко, птицы – женский образ, конь – мужской образ. Много растительных орнаментов.
Рассказ о казахском орнаменте
Казахский орнамент отличается тем, что отражает жизнь кочевого народа, занимающегося скотоводством и перемещающегося от пастбища к пастбищу. Национальный узор мюиз означает рога животных, и из него составляются более сложные орнаменты: гусиные лапки, птичьи крылья, верблюжья ступня. Каждый мастер по своему усовершенствует и преобразует этот узор.
3.Подготовка к практической части
Техника безопасности
Физ.минутка
4.Практическая часть
Расписать и обсыпать бисером кокошник.
Вырезать и наклеить национальный орнамент, украсить тюбетейку.
5.Итог
О каких народных костюмах мы говорили? О какой детали костюма шла речь?
Какие виды женского головного убора русского и казахского костюмов вы знаете?
О каких особенностях русского и казахского орнамента вы узнали?
Какую работу мы выполняли?