Воспитательный час Будьте добрыми и человечными

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Усьянская средняя общеобразовательная школа








Воспитательный час:


Будьте добрыми и человечными




Воспитатель ГПД
МБОУ Устьянской СОШ
Ганчицкая Л.В.
2014 год










Воспитательный час «Будьте добрыми и человечными»

Цели:
- воспитание в детях доброты, человечности, милосердия, умения прийти
на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
- усвоение учащимися понятий: «сострадание», «гуманность»,
«альтруизм».
Задачи:
- помочь учащимся раскрыть содержание понятий «доброта»,
«милосердие», «человечность», «сострадание», «гуманность»,
«альтруизм».
- способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
- обучать навыкам группового взаимодействия, умению работать
в команде.
- развивать умения общения, ведения дискуссии.

Оформление кабинета: На доске плакаты с изображение яркого солнца со словами В.Гюго «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце», высказывания русских писателей о доброте, наборное полотно с пословицами и поговорками о доброте.

Содержание воспитательного часа

В: Добрый день, дорогие ребята!
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Ребята, сегодня мы с вами постараемся постичь истину «добру откроется сердце, поэтому я приглашаю вас к разговору о доброте, милосердии, человечности, что несомненно является основным нравственным принципом, которым должны руководствоваться все люди.
(слайд 1)
Тема нашего сегодняшнего занятия «Будьте добрыми и человечными».
Почему важно обсуждать эту тему? (Ответы детей)
В: Обсуждать эту тему очень важно. Наверное, потому, что в современной повседневной жизни постепенно утрачивается чувство доброты и человечности в отношениях между людьми. Не хватает милосердия по отношению человека к бедным, больным, пожилым людям, а также к братьям нашим меньшим, для которых очень важно внимание и участие, а не равнодушие и жестокость, ставшие нормой жизни многих людей.
(слайд 1)
А какие, ребята, цели мы поставим перед собой? Как вы думаете?

(Обратить внимание на доску)
На доске:
Доброта –
Милосердие –
Человечность –
(Ответы детей)
В: То есть, мы с вами узнаем, что означает каждое из этих понятий, есть ли связь между ними. И главное постараемся ответить на вопрос:
Для чего они нужны людям и обязательно ли человеку, обладать такими нравственными качествами, как доброта, милосердие, человечность?
В ходе занятия мы также познакомимся с менее распространенными понятиями такими, как сострадание, гуманность и альтруизм.

Как вы понимаете значения слов доброта, милосердие, человечность?
Работа со словарями
Перед вами лежат толковые словари. Вы должны, мне найти определения этих слов с помощью словарей (работа в парах по группам).
Работать будем в парах по группам:
I группа – слово «доброта»
II группа – слово «милосердие»
III группа – слово «человечность»
(ответы детей)
(слайд 3)
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово (на доске)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
(слайд 4)
Он отметил качества, определяющие доброту: добродушный, добронравный, добросердечный, добропорядочный и т.д. Наверное, по настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
(слайд 5)
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.
Другими словами это стремление помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. Многие организации осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, к инвалидам, воинам- афганцам. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели.
(слайд 6)
Человечность – это человеческое отношение к людям, отзывчивость, гуманность.
Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили. Вероятно, это первейшее и главнейшее требование к Человеку.
В: Говорят, что если в человеке есть доброта, милосердие, человечность, значит, он как человек состоялся. Ведь человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей, создают основу человеческого счастья.
(слайд 7) - Великие люди о доброте
Вспомним слова Л.Н. Толстого «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Ученик: Человек, делающий другим, добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист, несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево»
В: Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые отчаяния, страдает.
Жан-Жак Руссо утверждал: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»
Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.
Стоит вспомнить мысль Экзюпери: « Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Звучит гитара, исполняется «Пожелания друзьям»
Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно: То вместе, то поврозь, а то – попеременно. Не будем придавать значения злословью, Поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, - не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, Тем более, что жизнь – короткая такая! Б.Окуджава
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ:
– А сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость!   Доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа. Оно ценилось всегда, во все времена. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?
Сейчас мы проверим (работа в парах по группам)
I группа – «Где конец?»
Условия игры: на листочках записаны пословицы в два столбика. В первом – начало пословиц, а во втором – конец. Но во втором столбике строчки перепутаны. Соедините начало пословицы с концом.
1. Доброе слово
и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,
а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело, .
а худое само приспеет

4. Не хвались серебром,
а хвались добром.

5. Кто добро творит.,
того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет.,
в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -
ищи доброты.

(слайд 8) – при проверке

II группа – Допиши пословицу
У каждого из вас на карточках записаны начала пословиц. Вы должны дописать окончания.
На добрый привет... (добрый ответ).
Про доброе дело... (говори смело).
Злой плачет от зависти, (а добрый от радости).
Добро помни, а (зло забывай)
Учись доброму, (дурное на ум не пойдет)
(слайд 9) – при проверке

III группа – Собери пословицу
Вы должны из группы отдельных слов составить пословицу.
1.Добрые слова дороже богатства
2. Худо тому, кто добра не делает никому
3 Доброго чтят, а злого жалуют
4. Доброта лучше красоты
5. Жизнь дана на добрые дела.
(слайд 10) – при проверке
- Ребята, как вы понимаете смысл последней пословицы?
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
РАССМОТРЕНИЕ И АНАЛИЗ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ.
1.Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга или родственника кто-то обидел. Какие чувства вас охватили? Справедливо ли с вами поступили?
2. А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни случаи, когда вы сами обидели кого-то?
3. Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
(слайд 11)
В Евангелии от Матфея сказано: « во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
И я, наверное, не открою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку люди всегда относятся по-доброму.

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он может сделать что-нибудь хорошее доброе, но каждый делает это по-своему.
(слайд 12)
Ситуации:
Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.
Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?
Какая пословица подходит к данному рассказу? ( Скромность украшает героя.)
3) А сейчас рассмотрим такую ситуацию: ваш друг попал в беду, вы сочувствуете ему, хотите помочь и ободрить. Какими словами вы можете выразить свое участие? («я тебе сочувствую», «мне очень жаль», «как я тебя понимаю», «прошу тебя, не огорчайся» ) Это – сочувствие.
А вот есть такое слово – «сострадание». Оно очень похоже на сочувствие, которое мы уже произносили. Но это слово выражает более сильное чувство. Сострадание – это когда вы чувствуете боль чужого человека как свою.
Давайте добавим к нашему списку (на доске) менее распространенные
слова
СОСТРАДАНИЕ –
Вы, наверное, встречали людей с какими-либо физическими недостатками: слепых, инвалидов, у которых нет руки или ноги. Человеку очень неудобно ходить без ноги, и походка, разумеется, очень некрасивая. А некоторые ребята (возможно, даже кто-то из вас!) стараются передразнить такого человека, посмеяться над ним. А вот представьте себя на месте этого инвалида: если бы у вас было такое горе. Вы бы, наверняка, думали: как жестоки и несправедливы те, кто насмехается над чужой бедой.
ГУМАННОСТЬ –
. Если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и
помогите ему.
АЛЬТРУИЗМ –
А сейчас найдите определения этих слов в словаре
I группа – сострадание
II группа – гуманность
III группа – альтруизм
(слайд 13) –
СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь
несчастьем, горем


(слайд 14) –

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.
(слайд 15) –

АЛЬТРУИЗМ - Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
(ответы детей)

В: Выполнив это задание, вы поняли, что все эти понятия взаимосвязаны между собой.
Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть, внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей.)
Да, я думаю, совсем нетрудно уступить пожилому человеку или женщине с ребенком место в автобусе, первому поздороваться, быть вежливыми с родителями и друзьями (внимание на плакат «Правила вежливости»).
(слайд 16) –

Пожалуйста. Спасибо. Будьте любезны. В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо. Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова- дела важны?
Дела- делами, а слова-словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово неживое.

А сейчас я хочу, чтобы вы взялись за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. Вы чувствуете, как хорошо и радостно становится вашей душе. У вас доброе, согревающее душу настроение.

СВОД ПРАВИЛ:
Как вы думаете, какие правила необходимо выполнять, чтобы быть добрым, милосердным, человечным, гуманным?
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Как стать добрым» (5 минут). Раздать детям листочки. Какие советы, наказы чаще всего дают вам родители:
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых.
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
Делать добро для близких, друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить
Давайте зачитаем ваши правила (наклеить на доску)
Самое главное, человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т.е. совершать добрые дела нужно просто так.

(слайд 17) –


О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ

Но мы не должны забывать и о братьях наших меньших, потому что добро начинается с любви к живому.
У кого из вас есть домашние животные? Какие? Как вы друг к другу относитесь? Чем платят вам ваши любимцы за вашу доброту?
Но бывают такие случаи, когда сердце у некоторых людей черствеет и человек предает друга. Как реагирует животное на это?
(слайд -12)
Ученик: Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою В вагонах, забыв передряги, Лохматую рыжую спину: Курили, смеялись, дремали -Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, Тут, видно, о рыжей дворняге Но все же тебя я покину. Не думали, не вспоминали. Швырнул под скамейку ошейник Не ведал хозяин, что где-то И скрылся под гулким навесом, По шпалам, из сил выбиваясь, Где пестрый людской муравейник За красным мелькающим светом Вливался в вагоны экспресса. Собака бежит, задыхаясь! Собака не взвыла ни разу, Споткнувшись, кидается снова, И лишь за знакомой спиною В кровь лапы о камни разбиты, Следили два карие глаза Что выпрыгнуть сердце готово С почти человечьей тоскою. Наружу из пасти раскрытой. Старик у вокзального входа Не ведал хозяин, что силы Сказал: - Что? Оставлен, бедняга? Вдруг разом оставили тело. Эх, будь ты хорошей породы И, стукнувшись лбом о перила, А то ведь простая дворняга! Собака под мост полетела Огонь над трубой заметался, Труп волны снесли под коряги Взревел паровоз что есть мочи. Старик! Ты не знаешь природы: На месте, как бык, потоптался Ведь может быть тело дворняги, И ринулся в непогодь ночи. А сердце – чистейшей породы! Э.Асадов
Это стихотворение показывает нам, что в добре нуждаются не только люди, но и животные. Нельзя причинять даже самого маленького страдания тому, кто не может о нем сказать, а только надеется на доброту и чуткость своего хозяина-человека. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, птицам, помогайте им выжить.
(слайд 18) –

ПЕСНЯ «Раненая птица (просьба)» - клип
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась, Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивает птица
Припев:. Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! Ведь море без рыб – не море! И земля без зверей – не земля.
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашье, сила есть извечно, И должно быть сердце. Сердце человечье!
Припев: Люди – человеки, страны и народы Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим долгом как-то расплатиться - Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев:
В: Доброта и любовь ко всему живому – категории вечные, они не меняются веками.
Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.
Ученики читают стихи (по 2 строчки, последнюю строку хором)

И взрослые люди, и дети
Творите добро на планете!

Зла на сердце не держите,
Коли что не так - простите.

Никого не обижайте,
Слабых смело защищайте!

Жадничать не нужно, дети,
Щедрость- главное на свете

Дети скажем «Нет!» мы злу!
В каждом доме быть добру.

Итак, сегодня, мы с вами раскрыли содержание понятий. Каких? (на доске). Доброта, милосердие, человечность, сострадание, гуманность, альтруизм. Доказали, что все они взаимосвязаны между собой. А теперь ответим на последний вопрос, который мы задавали в начале занятия.
Для чего нужны эти понятия, и обязательно ли человеку обладать такими нравственными качествами?
Да, обязательно, потому, что, доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Когда по склонам вечной суеты, Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги тропою доброты, И радость помоги найти кому-то. И.Романов
Сегодня, я думаю, в ваших сердечках добра стало немного больше, теперь
вы будете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому. Вы не останетесь равнодушными к чужой беде. Мне хочется пожелать вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нем. Живите так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. Будьте добрыми и человечными!!! Дарите друг другу улыбки. Идите дорогою добра!!!
(слайд 19)
Фонограмма песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова):
Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Забудь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба ведет Себя не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо – Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что эта жизнь – Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
(слайд 20) –














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315