Урок внеклассного чтения и развития речи (интегрированный).Тема:ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА


Тема: Волшебница - зима.
Цель : обобщить знания учащихся о зиме о красоте зимней природы , воспевающей великими мастерами слова, учить видеть прекрасное вокруг себя, правильно выражать свои мысли, логически верно строить предложения, работать над собственным сочинением, совершенствовать умения выразительного чтения стихотворений ; развивать творческое воображение, речь учащихся, внимание, наблюдательность ; пополнять словарный запас ; воспитывать чувство любви к прекрасному, желание словами описывать красоту окружающего мира.
Оборудование: телевизор, диск с видеопрезентацией к уроку, репродукции картин о зимней природе, карточки со словами к пословицам, шапочки зимних месяцев для инсценизации, снежинки.
I Оргмомент( Звучит лёгкая музыка)
- Прикроем глазки и мысленно скажем себе : «Я внимателен, сосредоточен, настроен на хорошую работу на уроке, уверен в своих силах. Хочу узнать много нового и интересного». Открыли глаза.
- Ребята, я хочу пожелать вам быть успешными на уроке, получить от урока удовольствие, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне сегодня предстоит провести для вас интересный, волшебный урок. Спасибо.
II Актуализация опорных знаний.
- Начнём наш урок с загадки
Тройка, тройка прилетала,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица.
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром!
- Кто же эта царица, ребята? (Зима)
- А как вы догадались, что это не весна и не осень? (Белокоса, белолица, всё покрыла серебром)
- Каким это серебром она всё покрыла? (снегом).
- Мы очень много произведений прочитали с вами о зиме, вспомните, как поэты и писатели по-разному называли зиму? (Карточки на доске- матушка зима, чародейка, кудесница, хозяйка, седая зима, колдунья, мастерица, волшебница).
III Сообщение темы урока, задач урока,
- А наш урок мы так и назовём «Волшебница - зима» и попробуем окунуться сегодня в зимнее волшебство зимы, узнаем, почему же зиму все зовут чародейкой, волшебницей.
(Заставка «Волшебница - зима)
IV Работа над материалом урока,
1.Беседа
- Зима действительно волшебница. Она преображает мир, околдовывает его. Как будто волшебной палочкой дотрагиваемся до деревьев - и они замирают до весны, залегают в спячку звери, насекомые. Жизнь как-будто замедляет свой ход. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, несколькими её оттенками! (Дети рассматривают репродукции картин, зимних фотографий на доске и делятся впечатлениями от увиденного. В свободной форме) - А в чём вы увидели волшебство зимы? (Ответы детей)
- А более конкретно ответить на этот вопрос нам поможет песня и небольшой видеоролик к этой песне. Представим себе нашу зиму в виде белолицей красавицы, волшебницы, хозяйки, большой труженицы, которая рано встаёт и начинает свою волшебную работу. А какую ? - вы будете сейчас слушать внимательно песню и запоминать, какие волшебные дела совершила наша Зимушка? (Звучит песня «У леса на опушке».)
2. Словесное рисование.
- Интересно было побывать у Зимушки в гостях? Теперь вы ясно представляете себе эту волшебницу? Какой она вам показалась?
3. Коллективное составление сочинения-сказки с выбором наиболее удачных предложений.
а) Какие волшебные дела делала наша госпожа Зима в песне?
«Паутинка»
Узоры рисовала Жила в избушке
Хранила серебро снежки солила в берёзовой Волшебные дела Зимы кадушке
Деревьям шубы сучила пряжу
шила
ходила на охоту ковала ткала холсты
ледяные мосты
- А какие ещё явления зимы можно назвать волшебными, которых нет ни у одного времени года?
б) Картинки-подсказки.
(Снег, сосульки, морозные узоры на окнах, деревья в инее, словно в серебре, и конечно же - снежинки)
- Допишем эти слова в нашу «паутинку».
А теперь, используя её, давайте все вместе составим небольшую зимнюю сказку о нашей волшебнице Зиме. (Коллективное составление сказки).
в) Образец сочинения
На лесной опушке жила белолицая красавица Зима. Ещё до рассвета вставала и по-хозяйски принималась за свои волшебные дела : сучила пряжу из серебряных нитей, ткала холсты, ковры для полей, лугов, разрисовывала окна чудными узорами. Затем запрягала лошадей и отправлялась в лес. Одевала деревья в зимние шубы, строила через реки ледяные мосты. Все кустики, все веточки окутывала в серебро.
Потом уставшая, но довольная своей работой, возвращалась домой в свою ледяную избушку. А вечером принималась за своё любимое занятие - придумывала узоры для снежинок.
Ну и Зима! Ну и волшебница! (Д/з. Написать сочинение «Зимняя сказка») 4) Приём. «Эмпатия».
- Ребята, а кто из вас видел морозный узор на окне? Ну разве не чудо?
«Какой это мастер на окна нанёс
И иглы, и кисти, и веточки роз…»
А снежинки? Их миллиарды, но ни одна из них не похожа друг на дружку. Они похожи на звёздочки, которые светят в ночном небе. Кружевные узоры сплела для них зима. Они легки, воздушны, ветерку послушны. Узорчатые, ажурные. Когда они летят, кажется, что они кружатся в вальсе. Это ещё одно чудо зимы, которым можно любоваться бесконечно. Ну что говорить, давайте лучше посмотрим, как они прекрасны! (Видеоролик «Снежинки»)
«Эмпатия»
- А теперь на две минутки закройте глаза и представьте, что вы - одна из таких нежных, кружевных снежинок , вы легко летите в воздухе и скоро опуститесь на землю. Что сказали бы снежинки, если бы умели говорить? (Дети берут в руки снежинку и входят в её образ.)
5) Народная зимняя мудрость.
а) - Скажите, ребята, а как называют трёх братьев, которых зима с собой водит? (январь, февраль, март) . А хотите узнать, почему они так называются? Ну поскольку урок у нас волшебный, то эти братья нам сами сейчас об этом и расскажут.
Инсценизация(Выходят мальчики в шапочках зимних месяцев.)
Декабрь – древнерусское название «студень» (всё стынет от морозов)
Январь – назван по имени древнерусского бога времени Януса, древнерусское название - «стужало».
Февраль – назван у древних римлян в честь подземного царства Фебрууса. Древнерусское название «лютень» (лютуют морозы).
- А сколько радости приносят детям зимние снежные игры! Братья месяцы приглашают нас на «Зимнюю видеофизминутку».
б) Игра «Дополни и запомни пословицу».
- О зимних месяцах и о зиме существует много пословиц. К нашему уроку вы должны были подготовить зимние пословицы и приметы.
Прочитайте их на доске и дополните нужным словом, используя карточки.
- ………… год кончает, зиму начинает.
- …………. году начало, зиме середина.
- …………. не велик , да стоять не велит.
- Береги …………….. в большой мороз.
- Два друга - мороз да ………..
( Декабрь, январь, мороз, нос, вьюга)
- А какие пословицы предложите вы?
в) Приметы зимы.
- Раньше люди наблюдали за явлениями природы, за изменениями, происходящими в ней. И постепенно с годами , эти наблюдения перешли в народные приметы, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас. Например такие как :- Много снега - много хлеба.
- Снег глубокий - урожай высокий.
- Какие вы подготовили приметы зимы?
6) Выставка книг , произведений о зиме.
- О красоте и волшебстве зимней природы можно говорить бесконечно. Её воспевали в своих произведениях поэты, художники, музыканты.
- Произведения каких авторов вам наиболее запомнились, понравились при прохождении нашей темы?
- Картины каких художников мы описывали?
- А теперь давайте ещё раз окунёмся в этот волшебный мир зимней природы. Вы внимательно просмотрите небольшой видеосюжет, а после него ответите на такие вопросы :1. Стихи какого поэта прозвучали в фильме?
2. Какие художники описывали красоту зимней природы?
! Прошу обратить внимание на образец выразительного чтения стихотворения.
(Видеосюжет)
Ответы на вопросы, поставленные в начале видеосюжета

7) Конкурс стихов о зиме.
- Вы прослушали образец выразительного чтения стихотворения о зиме. Зимой всё так таинственно ,чудесно, волшебно! Многие поэты с большим восхищением описывали зиму .Я предлагаю прочитать наизусть стихотворения, которые вы подготовили, приложив все свои умения - не торопясь, выразительно, придерживаясь образца чтения. По – зимнему!

V Итог урока
- Вот и закончился наш волшебный урок о зиме. Но вы ещё не раз встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, присмотритесь к причудливым узорам на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. Ищите чудеса вокруг нас!
Оценивание учащихся.
VI «Рефлексия»
- А теперь встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите , насколько вы :
- были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
- получили удовольствие от урока;
- пополнили и расширили свой запас знаний . ( Слабо - сидят за партами;
хорошо - стоят возле парт,
отлично - стоят руки вверх)