Внеклассное мероприятие на тему Что значит быть патриотом сегодня?

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
Московский кадетский корпус
«Пансион воспитанниц Министерства обороны
Российской Федерации»
















Сценарий внеклассного мероприятия
«Что значит быть патриотом сегодня?»












Воспитатель 10 учебного курса: Кушникова А.В.







МОСКВА, 2015



«Что значит быть патриотом сегодня»
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Академик Д.С.Лихачёв

Актуальность:
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Цель:
Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории;
Укрепление нравственных позиций личности;
Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу;
Определить роль патриотизма в жизни современного общества;
Расширить у воспитанниц знания о понятиях и представлениях, связанные с патриотизмом.
Задачи:
-воспитание патриотизма и гражданственности у воспитанниц;
-воспитание чувства любви к своей Родине;
-воспитание уважительного и бережного отношения к историческим событиям России, к историческому прошлому России.






Ход занятия:
Играет фонограмма И. Талькова «Чистые пруды».

Организационный момент:
Вступительное слово воспитателя: Добрый день! Сегодня, в праздничный день, день Защитника Отечества, мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом сегодня?».
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Все мы родились и живём в огромном и великом государстве, в стране, которой мы по праву гордимся.
Именно это явилось целью нашего часа общения “Что значит быть патриотом сегодня?”
Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Наша страна очень большая. В   Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Расстояние с севера на юг – около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то будем в пути  около 12  часов, пролетев над  просторами России 10 тыс. км.  
Воспитанница читает стихотворение : “Родина”.
“Родина” - мы произносим тихо, И в глазах задумчивых у нас Медленно качается гречиха И дымится луч в рассветный час. Речка вспоминается, наверное, Чистая, прозрачная до дна, И сережки светятся на вербе, И в траве тропинка не видна. Родина! Отечество святое! Перелески. Рощи. Берега. Поле, от пшеницы золотое, Голубые от луны стога. Сладкий запах скошенного сена, Разговор в деревне нараспев, Где звезда на ставенку присела, До земли чуть-чуть не долетев.
Воспитатель: "Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны" Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их "эксклюзивная" любовь к Родине.
"Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России?"
Воспитатель: Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова?
Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
Патриотизм - это очень важное понятие для человека и является ценностью. Патриотизм характерен как для жизни общества и государства, так и для каждого человека, являясь важнейшим духовно-нравственным достоянием. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?
Воспитанницы отвечают: «Патриот!»
Воспитатель: А как вы сами можете объяснить это слово? (воспитанницы дают свои варианты ответов).
В современной трактовке патриот – человек, который любит свою Родину.
Он готов пожертвовать всем: принципами, идеалами, материальными благами во имя своего Отечества, готовый идти на любые жертвы и совершить подвиги ради интересов своей Родины.
Воспитатель : Есть ещё слова, которыми называли таких людей раньше (устаревшие), в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними:
- отечественник, отчизник;
- отчизнолюб;
- усердный защитник.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

Стихотворение читает воспитанница.
Над клёнами луны краюха,
Лягушек смолк вечерний хор,
Деревья слушают вполуха
Земли и неба разговор.
Ромашки куст сорочьим глазом
Застывший воздух сторожит,
И, не сомкнув очей ни разу,
Томятся васильки во ржи.
В туман уходит поезд дальний,
И эхом – гулкий перестук
Какой-то смутною печалью
Тебя охватывает вдруг.
Среди полей, дорог и веток
Как будто всхлипнула струна
И терпеливо ждёт рассвета
Моя полночная страна.

Воспитатель: Мы с вами попытаемся рассмотреть одно из понятий, как мне кажется, наиболее актуальное в наше время. Это ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА.
Что такое Отечество?
Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
Своя земля.
Родина.
Воспитатель: Мы с вами подошли к самому главному для нас слову РОДИНА (что же это такое?)
Отечество, родная страна
Место рождения.

Воспитатель: Какие ещё слова может включать в себя слово Родина? (Воспитанницы объясняют).
Род, родной (т.е. близкий, свой, дорогой, милый).
Вот так объёмно мы с вами смогли рассмотреть, что же такое ПАТРИОТИЗМ, и кто такой ПАТРИОТ. Можно быть патриотом своей страны, города, Пансиона в которой вы учитесь, своей семьи.
Воспитатель: Если мы обратимся к истории человечества, то обнаружим, что патриотизм, гражданственность и отношение к родному месту были важны для человека с давних времен. К этой теме обращались многие философы, ученые, государственные деятели. В своих работах они пытались определить нравственный дух человека.

Чтец 1. Исторические корни патриотизма уходят глубоко в многовековую историю. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству как высшая ценность рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. «Самые благородные помышления - о благе Отечества», - говорил Цицерон в диалоге «О государстве».
Понятие «патриот» прочно вошло в жизнь людей с 1789 года, благодаря эпохе Великой Французской революции.
В России развитие патриотизма связано с историей развития государства Российского. Все годы существования, Россия защищала свое Отечество, и испокон веков человек считал это своей святой обязанностью и делом чести.
Русское общество считало, что патриотизм – это нравственно организующее начало жизни русского народа. В основе его лежит идея защиты своей Родины, единство всего народа и ответственность за судьбу своего государства.
Чтец 2. Император Петр I считал патриотизм великой силой, и в эпоху его правления патриотизм рассматривался уже как одно из направление государственной политики. Именно Петр I провозгласил лозунг «Бог, Царь и Отечество». Выступая перед воинами накануне Полтавской битвы, император призвал сражаться за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», все эти и иные законы Петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина.
Позже патриотизм вошел в систему образования. Еще в дореволюционной России в школах уделялось много внимания воспитанию патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х века в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности. Повсеместно в школах вводились предметы «Отчизноведение» и «Отечествоведение». Уже в то время считалось, что патриотизм можно рассматривать как государственный, общественный и нравственный принцип, согласно которого человек строит свою жизнь. Патриотизм должен отражать отношение человека как гражданина к своей Родине. Это отношение состоит из многих параметров, но прежде всего это верность и преданность стране.
Воспитатель: Важная составляющая патриотизма - это уважительное отношение к историческому прошлому своего государства, его традициям. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам.
Второе стихотворение : «Не погибнет Россия»
Не погибнет Россия
Она возродится.
Постепенно разруха пройдёт.
Снова будет спокойней в столице,
И увереннеё будет народ.
Все раздоры, слепые сражения
Вспомним мы через годы не раз,
И другие уже поколения
Без опаски расскажут про нас,
Назовут наши жертвы, потери
Вновь заслуженно слава придёт.
Не погибнет Россия.
Я верю
В наш могучий и добрый народ!

Воспитатель: А теперь вернемся к сегодняшнему нашему празднику. Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива “шагать два года в стройбате” не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия. И, тем не менее, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру
Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.
Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются:
“Армия – это напрасная трата времени”.
“Страшно за жизнь детей” (“горячие точки”, травматизм в армии и т.д.).
“Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.
“Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.
Дедовщина в армии.
“Там один беспредел”.
“Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.
В то же время, сторонники прохождения службы своими детьми, мотивируют это следующим:
“Армия поможет сделать из него настоящего мужчину”.
“Это долг каждого мужчины”.
“Армия учит жизни”.
“Ребята должны защищать Родину”.
“Армия дисциплинирует”.
“Армия делает человека сильным”.
“Парню стыдно не служить!”.
А какого мнения придерживаетесь вы? Должна ли служба в Армии быть обязательной?
Воспитатель: Я думаю, (надеюсь), что каждый из вас хоть раз смотрел фильм «Виват гардемарины!»
Действие этого фильма происходит в XVIII веке, в эпоху царствования дочери Петра Елизаветы, когда в России уже появляется юная цесаревна, будущая императрица Екатерина Великая. В этом фильме очень занимательно плетутся интриги, в которых раскрываются характеры трёх воспитанников навигационной школы. Герои ищут своё место в жизни, своё счастье и следуют вечно благородному девизу: «Судьба и Родина - едины».
Но не все так думают. Есть мнение, что: «Где тепло, там и Родина». Сейчас, я предлагаю вас выполнить следующее задание: подумайте и выберите одно из близких вам понятий, а затем завершите предложение:
Судьба и Родина – едины, потому что
Я не связываю воедино понятия судьба и Родина, потому что
(пока учащиеся размышляют, над понятиями, которые записаны на доске, звучит песня из к/ф «Виват гардемарины».

Воспитатель: А теперь выслушаем ваше мнение. (Заслушиваются выступления желающих воспитанниц).
Воспитатель: Давайте подведём итог этих рассуждений. Действительно наша судьба и Родина неразрывны.
Воспитатель: Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине? (заслушиваются 2 – 3 ответа воспитанниц).
Воспитатель : Сейчас вам предлагается творческое задание: «Пока звучит песня нарисовать плакат, который даст ответ, по вашему мнению, на вопрос «С чего начинается Родина?»» Желательно, чтобы вы еще и защитили (объяснили) свой сюжет.
(Звучит музыка, учащиеся рисуют в группах плакаты).
(проводится рефлексия).
Воспитатель: Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашей беседы и ответить на вопрос «Что же значит быть патриотом сегодня?» Как вы это понимаете?
Воспитатель: Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменоввы бы назвали патриотом?
Воспитатель: Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь (и вас в том числе)? Ответ объясните.
Воспитатель: Мы с вами очень хорошо поработали, а закончить наш урок мне хочется четверостишьем ещё одного патриота барда Юрия Навалихина:

Где-то далеко, минуя разъезды
И перегоны, поезда.
Много на свете звёзд и созвездий,
Только у каждого своя звезда.

Помните об этом, пожалуйста, так как от вас зависит, будет ли ваша звезда гореть ярко и долго в сердцах знающих Вас людей, или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей родины.








13PAGE 15


13PAGE 141015




15