Урок по окружающему миру Что значит быть патриотом


Тема: Патриот своей страны
Цель: Укрепление нравственных позиций личности. Помочь учащимся осознать понятие патриотизм; понять, что значит быть патриотом. Воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Родине, обогащение внутреннего мира детей, развитие общего кругозора.Тип: путешествие
Оборудование: презентация, рисунки учащихся, филворд, стикеры
Ход:
1 Орг момент
Псих настрой
Ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу и нашим гостям, которые отложили свои важные дела, и пришли к нам в гости. Мысленно пожелайте всем удачи.
2 Вступит беседа
Прочитайте тему нашего урока: «Патриот своей страны»
-Как Вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить?
Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине, узнаем, что такое патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны. Повторим, что такое конституция, и какие права и обязанности есть у нас,  как у граждан страны. Вспомним о  символах страны и о народах, которые живут в РФ.
- Кого можно назвать патриотом?
Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела. Дела могут быть разными- шить, рисовать.
- А что такое патриотизм?
Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Когда патриот предан Родине проявляется его патриотизм.
-Через какие действия патриот выражает свою любовь к Родине? Кластер «Патриот»
(любит Родину, защищает Родину, знает и уважает государственные символы, знает государственный язык, толерантный, учится и трудится на благо Родины, уважает ветеранов ВОВ, гордится своим народом и страной, заботится о природе, быть гражданином, изучает историю)
- А что значит быть гражданином РФ? - это значит ощущать свою связь с государством, признавать его своим, жить по законам этого государства. Пользоваться его защитой. Использовать свои гражданские права и выполнять свои гражданские обязанности
-Что значит быть толерантным? – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности
-Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь?
Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей родины.
Патриотизм - это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Это сознание своей целостности с Родиной и переживание вместе с ней её счастливых и трудных дней. Научить патриотизму, как учат математике нельзя. Чувство Родины – не заучивание правил и теорем, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое видим. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода.
-Назовите однокоренные слова к слову Родина: род, родимый, родители, родитель, родня, родственники, родниться, родной, родительница, родоначальник, родство, прародитель, родословная.
-Через что проявляется любовь к Родине? (школа, семья, город и т.д)
-Как к этому чувству нужно относиться? (беречь, приумножать, развивать, ценить, гордиться)
Я предлагаю отправиться в путешествие по страницам книги «Я патриот РФ».
А начать наше путешествие я хотела бы с кроссворда.
Кроссворд.
1.Какое слово обозначает форму государственного управления и звучит одинаково на многих языках? (Республика).
2. Кому мы выражаем свое уважение, вставая при исполнении гимна? (Родине).
3. В основе этого текста лежат слова, олицетворяющие прошлое, настоящее и будущее страны, её особенности и идеи. В жизни любого государства играет большую роль. Сплачивает граждан. (Гимн).
4. Как называется республика, в которой мы живем? (Россия).
5. Столица РФ. (Москва).
6. К ним, мы должны относиться с уважением. Они отражают историю государства и его народа. (символы)
7. Как называются граждане РФ? (Россияне).
8. У каждого человека есть права и (обязанности)
9. Синоним к слову «флаг» (знамя)
-Что вы можете сделать сейчас для своей страны?
-Сколько народностей проживает на территории РФ?
В России единой семьёй живут миллионы человек, представители разных национальностей. Только в нашем классе есть русские, армяне, башкиры. Всех нас, объединяет то, что мы народ России.
- Как можно назвать наше государство, по числу проживающих в нем национальностей?
Следующая страница нашей книги – многонациональная
Найдите национальности, читая слова по вертикали и горизонтали. Филворд
У К Р А И Н Е Ц Ь К Б
В Г Р У З И Н Л А О Е
Т Ж Ё Щ Ч М Й И Р Ё Л
А Р Е Ш Ц Н К З М Ю О
Д У З Б Е К Л Ж Я Э Р
Ж С Д Ь Х О Т Д Н Ы У
И С Г Ъ Ф К А З А Х С
К К В Э У П Т Г В А П
З И Б Ю Т Б А Ш К И Р
И Й А Я С Р Р Б А О С
-Как должны жить люди разных национальностей?
Все мы должны жить в мире и согласии,
3 страница нашей книги – «Россия сегодня» Полиглот. Посмотрите на анаграммы, ваша задача составить слова из предложенных анаграмм и перевести их на английский языки
емсья – семья – family; мод – дом – house;блех – хлеб – bread:тьма – мать – mother;рим – мир – peace
Листаем книгу дальше. 4 страница географическая, которая содержит географические вопросы.
4 страница Географическая Викторина.1. С какими государствами граничит Россия?
2. Какова величина территории России?
Следующая 5 страница Политическая
- Что вы можете рассказать о символах РФ?
Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, национальный характер. Флаг и Герб оформлены так, чтобы, увидев их, посторонние люди могли судить об особенностях данного народа, образе жизни, определять его величие.

Человек живёт в прекрасном мире природы. Земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и даже карает. В последнее время человек все больше и больше бездумно тратит богатства природы. Все чаще стоит вопрос об экологии страны, которая с каждым днем приобретает глобальные масштабы.
Поэтому следующая страница нашей книги посвящена экологии
6 страница -Экологическая
-Приведите примеры пользы и вреда деятельности человека для природы (по рядам)
+
Установка фильтров
Электрический транспорт
Озеленение
Закон об охране окружающей среды
Не строить хозяйственные постройки вблизи водоёмов
Экономное расходование водных ресурсов
Бережное отношение к полезным ископаемым
Заменители полезных ископаемых
Снегозадержание
Высадка защитных полос
Удобряет землю перегноем
Тушит пожары
Охотничьи сообщества
Заповедники и заказники
Экологически чистые источники энергии
Заводы по утилизации мусора
-
Загрязнение воздуха
Загрязнение воды
Сооружение плотин и каналов
Мусорные отходы
Добыча полезных ископаемых
Распахивание земель
Истощение почвы
Уничтожение лесов
Лишает животных их «дома»
Браконьерство
Поджог
Строительство
Истощение озонового слоя земли
Нерациональное использование водных ресурсов
Использование ядохимикатов
Предлагаю вашему вниманию инсценирование
Вбегает волк.
- Красная шапочка, я тебя съем. Иди сюда поближе (берет ее за шиворот).
Красная шапочка испуганно кричит:
- Ой, ой, волк! Помогите, спасите! Не ешь меня, пожалуйста, волк!
Волк:- Ха, пожалуйста, вот еще чего! Это слово не для меня! Конечно, съем!
Красная шапочка: - Нет, ты меня не съешь!
Волк: - Это еще почему?
Красная шапочка: - Да потому, что я не зайчик, а человек!
- Какое самое главное право хотел нарушить волк в сказке? (право на жизнь)
- Как вы думаете какой теме будет посвящена следующая страница ?
7 страница - Правовая
-Какие еще права есть у вас?
- А какие у вас обязанности?
Права: -на жизнь
-на неприкосновенность
-на свободу мысли и слова
-на охрану здоровья и медицинскую помощь
-на образование
-на участие в культурной жизни
Обязанности: -сохранять и заботиться об исторических, культурных памятниках
-охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
-защищать
-хорошо учиться
-становиться достойным гражданином  своей  Родины.
Каждый гражданин должен знать и жить по законам своего государства. Давайте проверим, как вы знаете эти законы.
Тестовый материал.
1. Что такое закон?
а) документ, регулирующий взаимоотношения людей;
б) общепринятые нормы, обязательные для исполнения;
в) наказание за преступление.
2. В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму;
б) предотвратить новые нарушения закона;
в) наградить правонарушителей.
3. Правонарушение – это...
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.
4. Что обязана сделать полиция при задержании несовершеннолетнего?
а) сообщить начальству;
б) сообщить родителям;
в) сообщить классному руководителю.
Дети – это будущее государства. Богатство и процветание его зависит от вас. Поэтому наша республика заботится о вас, для того, чтобы вы стали нужными и полезными обществу.
8 страница книги "Мои пожелания России"
Запишите на (заранее приготовленных) листочках свои мечты и пожелания и озвучивая прикрепите их к своим рисункам.
-- Что вы можете сделать сейчас для того, чтобы наша Родина процветала?
Учиться так, чтобы потом принести своим трудом и знаниями пользу Родине.
Вот и закончилось наше путешествие. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой, многонациональной страны, с богатой историей, чтобы вы были патриотами своей Родины. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее.