Интегрированный урок по географии и ЭВТ на тему « Природно -территориальный комплекс Казахского мелкосопочника-Сарыарки»

Интегрированный урок « Природно -территориальный комплекс Казахского мелкосопочника-Сарыарки»
Цель: изучение уникального ПТК Сарыарки посредством компьютера, повторение и закрепление знаний, умений и навыков по темам «Графический редактор «Paint», «Текстовый редактор «Word».

Учебно-воспитательные задачи:
1. Закрепить понятие «ПТК» на основе изученных природных компонентов путем работы в группах, представляющих научные дисциплины.
2. Развивать умение сочетать географические знания с применением компьютерной графики.
3. Воспитывать любовь к природе, формировать культуру общения.
4. Учить соблюдению правил техники безопасности в работе с персональным компьютером.

Наглядность: Физическая карта Казахстана.

Оборудование: Атласы, музыкальное оформление (кюй Курмангазы «Сарыарка»), маршрутные листы с заданиями для групп, ПК, прикладные программы (графический редактор «Paint», текстовый редактор «Word», «Роwer Роint»).

Тип урока: интегрированный.

Методы: словесно-наглядный, графический, частично-поисковый.

Ход урока

Вводное слово учителя географии: Г.М.
Есть много стран замечательных, есть много красивейших уголков земного шара, которые не перестают удивлять людей. Таким удивительным местом нашего Казахстана является Сарыарка со своими неповторимыми и замечательными дарами природы. Нам предстоит встретиться с чудесами природы, которые находятся во власти человеческих рук и самой природы.

Слово учителя Н.О. Сегодня на уроке нашим верным помощником будет персональный компьютер (ПК), с помощью которого в качестве иллюстративного материала нам будут предоставлены слайды (1-54) по теме «Природно-территориальный комплекс (ПТК) Казахского мелкосопочника-Сарыарка». Итак, смотрим слайды 1, 2, 3 (картины природы).

Учитель географии: Г.М.
Хочу прославить я тебя навеки,
Родная материнская земля.
(Т. Абдрахманова)

Учитель информатики: Н.О.
Всегда тепла родная сторона!
Всем до могилы дорога она.
И мне земля, богатая несметно,
Судьбою благодатною дана.
(С. Муканов)
Учитель географии: Сегодня у нас присутствуют «ученые», которые расскажут о том, как формировалась Сарыарка, как взаимосвязаны природные компоненты и как человек использует дары природы в хозяйственной деятельности.


Учитель информатики: Н.О. Пусть напутствием в вашей работе станут слова:

О том поразмысли, что ждет впереди,
Цель, выбрав благую, к ней прямо иди.
(Фирдоуси)

Учитель географии: Изучение природных компонентов Сарыарки начнем с географического положения.

Ученик (у карты): (Показ слайда Рельеф РК) Сарыарка расположена в центральной части Казахстана: на западе граничит с Торгайским плато, на севере - с Западно-Сибирское равнинной, на востоке граница проходит с Алтаем Саур-Тарбагатаем, на юге - Бетпакдалой; юго-западе - Туранской низменностью.
(На дисплей ПК выводится слайд «Границы Сарыарки»: ширина на востоке - 400 км, на западе - 900 км; длина с запада не восток - 1 200 км).

Учитель географии: Г.М. Давайте вспомним, как формировался Казахский мелкосопочник. Об этом нам расскажет ученый - геолог.

Ученик. (ученый–геолог): (Показ слайда геологическая карта РК)
Зарождение Сарыарки началось в палеозое в каледонскую складчатость, а к концу данной эры - герцинскую. На территории сформировались высокие горы, образование которых сопровождалось извержением вулканов, поэтому здесь появились магматические горные породы. В мезозое территория начала выравниваться; разрушаясь, образовались осадочные горные породы. В кайнозое произошло вторичное образование современного рельефа, где сочетались магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Месторождения богатых полезных ископаемых (каменный уголь, медь, железо, марганец, полиметаллы) располагались близко к друг другу, поэтому их добыча очень удобна. (Показ слайда Полезные ископаемые РК)

Учитель географии: Как выглядит рельеф Сарыарки расскажет ученый геоморфолог.

Ученик (ученый–геоморфолог): (Показ слайда Физическая карта РК) Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная горная область. Состоит из выравненных возвышенностей: Кокшетауская, Атбасарская и низкие горы: Кызылрай (высшая точка г. Аксоран - 1565 м), Каркаралинские (1403 м), Улытау (1133 м), Чингизтау (1300 м), Баянаульские (950 м), Кокшетауские (965 м).
Казахская складчатая страна представлена такими формами рельефа (класс выполняет схему в тетради):
Низкогорья Возвышенности Улытау Кокшетауская
Каркаралинские Атбасарская
Чингизтау Ерментау
Акшатау

(далее описание Казахской складчатой страны дается на музыкальном фоне - кюй Курмангазы «Сарыарка» и иллюстрируется выведенными на дисплей ПК памятниками природы - «Окжетпес»; «Боровое»):
Своеобразен облик этой страны. Многие ее районы выступили из моря в конце палеозоя. С тех пор их омывают дожди, раскаляют лучи солнца, студят лютые морозы, размывают талые воды и покрывают пески, гонимые ветром. Миллионы лет хозяйничают силы природы, и не осталось уже высоких гор, сохранились только их остовы. А за пределами равнин, покрытых щебнем, простирается мелкосопочник, который представляет собой чередование то узких скалистых гребней, то каменных пирамид, то странных скал, названных казахским народом шоку - «скалистые сопки», разбитые множеством трещин, являющихся прекрасными «хранителями» воды.


Учитель географии: Такие уникальные пейзажи природы Сарыарки были созданы на протяжении веков особенностями здешнего климата.

Ученик (ученый–климатолог): (Показ слайдов Климатическая карта РК 2 карты) Сарыарка имеет довольно большую протяженность с севера на юг и особенно с запада на восток, поэтому изменяются и климатические условия, что видно по диаграммам осадков для городов Кокшетау, Астаны и Жезказгана (на доске представлены диаграммы). Здесь преобладает засушливый, континентальный климат, и это сказывается на процессах выветривания горных пород, на малом количестве рек, на засоленности озер.

Учитель географии: Слово предоставим ученому - гидрологу, который расскажет нам о состоянии внутренних вод.

Ученик (ученый–гидролог): (Показ карты Внутренние воды РК) Внутренние воды из-за климата имеют слабое развитие: постоянным водотоком является только Есиль, а остальные - Нура, Сарысу, Селеты - мелеют и даже пересыхают. Питание внутренних водоемов происходит за счет весеннего снеготаяния. Пресные озера расположены в районе Кокшетауской возвышенно
·сти, остальные озера: Тенгиз (соленое), Кургальджино (пресное), Карасор (самое соленое в Казахстане). Для обеспечения водой Сарыарки построен канал Иртыш-Караганды-Жезказган. (Показ слайдов озер)


Учитель географии: Обратим внимание на самый важный компонент природы, который используется в хозяйственной деятельности человека - почвы.

Ученик (ученый–почвовед): (Показ слайда Почвы РК)
Почвы Сарыарки меняются с севера на юг, так как в этом направлении меняются климатические условия. В степной зоне расположены черноземы, богатые гумусом (от 9 до 6 %), южнее – темно-каштановые и светло-каштановые почвы, которые используются для посева зерновых культур. Пустынно-бурые почвы бедны питательными веществами, поэтому они пригодны только для пастбищ. Почвы в настоящее время требуют пристального внимания со стороны человека, поэтому необходимо для сохранения их плодородия применять мелиорацию и рекультивацию.


Учитель географии: Вашему вниманию предоставляется описание растительного и животного мира Сарыарки.
Ученик (ученый–биолог): (Показ слайда Растительный мир РК)
Сарыарке присущ ландшафт степной, полупустынной и пустынной зон. Растительный мир богат и разнообразен. Флора приспособилась существовать в зависимости от количества влаги и температурного режима: в северной части мелкосопочника среди степного разнотравья встречаются сосновые боры и березово-осиновые колки. Южнее, где климат становится суше, в растительном покрове преобладают полынь, типчак, ковыль. По долинам рек растут тополя, березы, можжевельник, тальник. К зоне пустынь картина меняется еще резче.
Пустынная зона Сарыарки представлена резко-континентальным климатом, малым количеством осадков, здесь произрастают особые виды растений: песчаная карагана, биюргун, терескен, ковыль, боялыч. К пустынным условиям обитания приспособился и животный мир: змеи, грызуны, черепахи, ящерица-агава; из птиц обитают солончаковый и хохлатый жаворонок, пустынная славка; из хищных встречаются орел-могильник, канюк-курганник. (Показ слайдов растений)

Представим растительный мир Казахстана согласно закону зональности следующей схемой: (работа в тетрадях)

Степь Полупустыня
сосновые боры ковыль
ковыль типчак
типчак терескен
шиповник чий блестящий
березово-осиновые колки


Пустыня
биюргун
полынь
таволга обыкновенная
карагана
тамариск

Ученик (ученый–зоолог): (Показ слайда Животный мир РК) Животный мир состоит из различных видов животных, приспособленных к условиям существования в степной, полупустынной и пустынной зонах Сарыарки. В сосновых лесах обитают олени, косули; в степной и полупустынной местностях волки, лисицы, сайгаки. На озерах гнездится много птиц. (Показ слайдов животных и птиц)
Представим животный мир Казахстана согласно закону зональности следующей схемой: (работа в тетрадях) Степь Полупустыня Пустыня суслик утка змея-полоз тушканчик лебедь суслик сурок фламинго ящерица барсук орел черепаха сайга вараны косуля лисица-корсак

Учитель географии: Сарыарка с течением времени очень сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. Каково же ее состояние на сегодняшний день и какие проблемы имеются, об этом нам расскажет ученый – эколог.

Ученик (ученый–эколог): (Показ слайда Экологическая карта РК) Сарыарка в течение многих лет используется человеком для посева зерновых культур, выпаса скота, добычи полезных ископаемых. Вследствие этого почва подверглась эрозии (антропогенной, водной и ветровой). Здесь возникло много промышленных объектов (металлургических заводов, шахт), которые создали самые неблагоприятные условия для проживания людей и для самой природы. На территории Сарыарки возникли экологически бедственные районы: чрезвычайно-опасные, опасные и умеренно-опасные. Создавшиеся экологические проблемы требуют от человека мер по сохранению ПТК. На территории Казахского мелкосопочника созданы особо охраняемые территории(Показ слайда Национальные парки РК), например, Кургальджинский заповедник (показ слайдов Кургальджинский заповедник).
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу - прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота, Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.

Учитель географии: Итак, ребята, мы с вами закончили знакомиться с природно-территориальным комплексом Сарыаркой. Следующим этапом нашего урока будет закрепление.

Задание на закрепление. 10 минут.
(Учащиеся выполняют задания на маршрутных листах расположенных на Рабочем столе ПК)


Заключительное слово учителя географии: В завершении я вас попрошу выразить ваше отношение к увиденному и услышанному на уроке.











Заканчивая наш урок, хотелось бы отметить, что все справились со своими заданиями и с помощью выступления наших «ученых» и продуктивной работы на компьютере мы смогли рассмотреть особенности уникального природного комплекса - Сарыарки. (На доске вывешивается таблица оценок учащихся по двум предметам).


Выполняя домашнее задание, нанесите на контурную карту физико-географические элементы Сарыарки (границу ПТК, рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды).











полюбоваться

беречь

отдохнуть



Заголовок 215