Конспект урока по литературному чтению на тему: Знакомство с Крыловым Иваном Андреевичем. Мораль басен. Герои басни.


Конспект урока литературного чтения
Класс : 3
Дата: 09.11.2016
Урок: №
Тема: Знакомство с Крыловым Иваном Андреевичем. Мораль басен. Герои басни.
Цели:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Крылова;
-развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;
- находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые предметные результаты освоения
материала:
- знать биографию И.А. Крылова;
- понимать значение слова «басня»;
- учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
-планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;
- понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.
Средства наглядности и оборудование :
– Раздаточный материал: карточки с текстами для речевой разминки, заданиями.
-Портрет И.А.Крылова.
Ход урока
1.Организационный момент.
Наш не плохо начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и читать!
Какой будет урок? (литературное чтение)
2. Эмоциональный настрой.
«Улыбнитесь друг другу».
3.Проверка знаний.
Прослушать пересказ любимой сказки.
4.Речевая разминка.
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
                                                   М.Исаковский
- Прочитайте с интонацией удивления, с интонацией восхищения.
 - О ком написал  Михаил Исаковский? (О Крылове)
5.Проверка знаний.
1)Прослушать пересказ любимой сказки.
-Что сближает сказку А.С.Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
По строкам назовите автора , название произведений и литературные жанры данных произведений.
Жили-были старик со старухой, и была у них курочка Ряба…»
(устное народное творчество)
Русская народная сказка «Курочка Ряба»
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
(литературная сказка)
Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»
«На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…»
(стихи)
Лермонтов М.Ю. «На севере диком…»
6.Актуализация знаний.
- По заданному шифру разгадайте, кто автор этого произведения.
«Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела…» (басня)
«Стрекоза и Муравей»
Почитайте слова задом наперёд
Иван Андреевич Крылов.
ВОЛЫРК ЧИВЕЕРДНА НАВИ
Итак, вы разгадали фамилию великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
-Какие ещё произведения Ивана Андреевича вы читали или знаете?
- Посмотрите на портрет писателя.
- Определите тему урока.
Знакомство с Крыловым Иваном Андреевичем.
Мораль басен.
Герои басни.
7. Реализация.
А) Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.(слайд4)
Дальнейшее образование Иван получил благодаря покровительству помещика и писателя Н.А. Львова. Мальчик жил в доме у Львова, прислуживал ему лакеем. Крылову из милости было разрешено учиться вместе с детьми помещика. Мальчик освоил иностранные языки, научился рисовать и играть на скрипке.
Первые басни, напечатанные Крыловым в 1788 году в журнале "Утренние часы", прошли совершенно незамеченными. Тогда Крылов в 1789 году решил издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики.
В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська»
В 1809 году издается сборник из 23 басен, который сразу же сделал его автора по-настоящему знаменитым.Издания следовали одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее прижизненное издание 1843 года, содержит уже 197 басен. Всего Крылов написал 201 басню, три из которых были обнаружены уже после его смерти.  В 1812 году Крылов поступил на службу в Петербургскую Публичную библиотеку. Служба была ему по душе, его окружали книги – милые спутники жизни
Проработал И.А.Крылов в библиотеке почти 30 лет. Он и жить в здание библиотеки переехал . Крылову отвели небольшую квартиру с просторной комнатой.
2 февраля 1838 года праздновался юбилей Крылова: 50 лет его литературной деятельности.
«Наш праздник, - сказал Жуковский, - на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию…»
Великий баснописец скончался 9 (21) ноября 1844 года в возрасте 75 лет
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник «Дедушке Крылову» работы знаменитого П. Клодта - первый памятник писателю.8.Физкультминутка.
Еле – еле, еле –еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два –
Вот и кончилась игра.
9. Продолжение работы по теме урока.
А) Чтение текста о И.А.Крылове
(текст на страницах учебника 132 – 133 читают хорошо читающие ученики)
Б) Работа в тетради по литературному чтению.
Басня – это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится четко сформулированный поучительный вывод, или мораль.
Мораль- это своеобразный вывод, который чему -либо учит.
Герои басни – животные наделённые качествами человека, для показа человеку его самого.  Крылов высмеивает человеческие недостатки, но чтобы не указывать на них, он прячет их в баснях с животными. Люди посмеются, а кто-то задумается. 
Вопросы после чтения. (работа в парах)
- перечитайте текст, составьте по нему вопросы одноклассникам.
- перечитайте статью о Крылове на с.132. Проверьте себя, внимательно ли вы читали.
10. Рефлексия.
Работа в парах. Допишите предложения.
1) И.А.Крылов родился в … (Москве)
2) Он самостоятельно изучил… (французский и итальянский языки)
3) Более тридцати лет он проработал в … (Петербуржской библиотеке)
4) Он писал… (басни), в которых высмеивал … (пороки людей).
11. Подведение итогов урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Самооценка.
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
12Домашнее задание.
Подготовить сообщение об И.А.Крылове.с.132-133