Само и взаимооценка младших школьников как средство мотивации к учению в условиях реализации ФГОС НОО

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации  и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

САМО- И ВЗАИМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации  с 15.09.2015 г. по 24.11.2015 г.
Исполнители: Белоусова О. А., учитель английского языка МБОУ «Старобачатская СОШ»,
Неустроева М. В., учитель английского языка МБОУ «Щебзаводская ООШ»,
Пельц Т. А., учитель английского языка МБОУ «Менчерепская СОШ»

Консультант: Приходько Е.В., зав. Центром развития иноязычного образования КРИПКиПРО







2015
Содержание

Введение .3
Система оценки школьников: само- и взаимооценка.........................5
Мотивация к учению 14
Системы оценивания результатов ФГОС . 18
Заключение .. 22
Литература 23
Приложение . 24





















Введение

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова.
    Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди  инициативные и самостоятельные.
   Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» мы понимаем, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса  и новые  требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
    Совершенствование системы начального образования направлено на создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, способность применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и  приближенные к реальным жизненным.
Целью этой работы является описание приемов по развитию навыков самооценки и взаимооценки младших школьников на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение.
Задачи:
Проанализировать применение самооценки и взаимооценки младших школьников как средства мотивации к учению.
Рассмотреть приемы по развитию навыков самооценки и взаимооценки младших школьников на уроках английского языка.




























Система оценки школьников: само- и взаимооценка

   Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:
 -формирование универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения обучения в основной школе, 
 -воспитание основ умения учиться,
 -способности к самоорганизации,
--индивидуальный прогресс в развитии личности
  Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
  Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
1.    Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
2.    Оцениваться с помощью отметки могут только результаты   деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка
3.    Оценивание может быть только критериальным. Основными  критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения, соответствующие учебным целям. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
1. Оценивать можно только то, чему учат.
2. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В структуре планируемых результатов выделены три блока  целей.
В первом блоке представлены основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета.
  Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников.
  Поэтому при выставлении  итоговой оценки необходимо ориентироваться на планируемые результаты, представленные в блоке «Выпускник научится».
    Третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему знаний.
В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.
Самооценка, формируемая в процессе всей жизнедеятельности личности, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Она проявляется в сознательных суждениях, в которых индивид пытается сформулировать свою значимость. Самооценка в целом имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Через сравнение, сопоставление себя с другими людьми в процессе деятельности происходит своеобразный перенос различных свойств личности, и ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям.
От самооценки зависит характер его общения, отношения с другими людьми. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Она может стимулировать или, наоборот, подавлять активность, что отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
Самооценка служит и средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценки с возрастом повышается: самооценка взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, что связано с жизненным опытом, умственным развитием и стабилизацией уровня притязаний.
Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически организует учитель, который разрабатывает для каждого конкретного случая четкие эталоны оценивания, создает необходимый психологический настрой на анализ собственных результатов, поддерживает учащихся при составлении ими собственной программы деятельности на следующий этап с учетом полученных результатов.
В качестве средств развития самооценки можно выделить следующие приемы:
«Дорожка успеха» - прежде чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен
( спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием и зафиксировать свое предположение.
«Волшебные линеечки» - оценочная шкала, на которой учащиеся отмечают результат выполненной деятельности
( непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой. Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Критерии оценивания могут быть разными: аккуратность, правильность, старание, трудность и т.д. Учитель в свою очередь рассматривает адекватность самооценки, при необходимости корректируя ее. «Цветная оценка». Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой
( круг закрашивает учитель при проверке. Значение цвета обговаривается заранее. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
«Кто сможет?» Учитель готовит задание, например, составить предложение по предложенной на доске схеме, и
( спрашивает: «Кто сможет?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего ученик отвечает на вопрос: «Ты справился с заданием?» То есть происходит сравнение уровня притязаний с возможностями.
«Обоснованный отказ» позволяет развивать умение обнаруживать границу своих знаний, а так же умение обнаруживать
( задания с недостающими условиями.
«Фронтальная самооценка» - один из приемов устной самооценки. Учащиеся отвечают на вопросы: Какую работу мы
( сейчас выполняли? Чему научились? Кто с ней справился легко? Кому ПОКА трудновато? Кто или что помогало вам справиться? Кто доволен сегодня своей работой?
«Индивидуальная самооценка» - подразумевает ответы на следующие вопросы: Что тебе нужно было сделать? Ты все
( сделал правильно или были недочеты? Ты все сделал сам или с чьей-то помощью?
«Взаимооценка» - сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недостатки. Другой вариант взаимооценки предполагает сначала оценивание себя, а затем обмен тетрадями и оценивание в паре.
Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью. Самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения. Развитию навыков самоконтроля способствует создание потребности в самоконтроле. Логика формирования учебного действия самоконтроля подчиняется общей закономерности формирования умственных действий: первоначальной формой является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах, затем действие выполняется в вербальном плане и на заключительных этапах переходит в план развернутой внутренней речи, после чего оно приобретает характер свернутого умственного акта.
Для формирования самоконтроля важны такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном виде. Взаимоконтроль проводится при проверке письменных и графических работ, а также при устных ответах и сообщениях. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля.
Самоконтроль имеет несколько видов: предварительный, процессуальный и итоговый. С точки зрения учителя действие предварительного контроля заключается в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем. Упражнения на развитие умений самоконтроля, творческие задания, упражнения на развитие психологических процессов, таких как внимание, воображение, мышление и память, и другие формы и методы работы могут применяться на любых уроках, органично вплетаясь в их контекст.
Прием «Ориентировка». Учащиеся до начала работы отвечают на вопросы: Сможете ли выполнить задание? Трудно ли
( оно для вас? В чем заключается трудность? С чего начнете? Из каких этапов будет состоять работа? В какой последовательности вы будете выполнять задание? Как вы сможете проверить? Какие возможные трудности, ошибки могут появиться? Составьте алгоритм работы (Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий).
«Фиксирование ошибочного действия». Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания.
( Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков. Он обеспечивает произвольность внимания, оперативное видение ошибки и качество усвоения.
«Проговаривание».
( «Пометки на полях».
( «Составление плана действий»
( Исправления в тетради – это первая форма итогового самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид,
( но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. «Разноцветные поправки». Суть приема состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для
( проверки. Тетради собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другого цвета. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.
Игра «Учитель». На доске записаны несколько слов, изученных на предыдущих уроках, но в них допущено ошибок.
( Дети, выступая в роли учителей, проверяют. Лист самоконтроля.
( Тестирование используется по завершении учебных блоков, модулей или блоков.
( Опросники.
( Для создания внутренней мотивации к осуществлению самоконтроля необходимо предлагать задания, направленные на формирование внешней мотивации.
Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с английскими словами (транскрипциями). Во время словарного
( диктанта, ребенок закрашивает ячейку с соответствующим словом. Если работа выполнена правильно, то получается рисунок.
Игра «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, учащиеся их повторяют. Но есть условие, которое
( обговаривается заранее, названия цветов повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цвета, учащиеся должны молча хлопнуть один раз в ладоши. Варианты: нельзя повторять 1. черты характера; 2. продукты; 3. названия животных. Позже можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил (один хлопок, два хлопка).
Игра «Спрячь букву». Учитель предлагает переписать предложение с доски (из учебника), вставляя точки вместо
( определенной буквы.
Игра «Помоги пчелке собрать урожай». Ученикам выдаются таблички с английскими буквами. Учитель: «Настоящая
( пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже очень трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы, на которых она делает остановки и из них получится целое слово». Начитать игру можно с любого места, заранее продумать, какое слово должно получиться, и «пространственную» инструкцию. Шифровки
( Цепочки
( Раскраски
( Кроссворды
( Пазлы
( Упражнения на восстановление
( Упражнения на поиски отличий
( Такие упражнения содержат готовый внешний эталон, с которым происходит сравнивание выполненного действия. Все описанные приемы по развитию навыков самооценки, самоконтроля и взаимооценки положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.




























Мотивация к учению

Одной из целей оценивания является формирование и поддержание мотивации учащихся к целенаправленному учению. Мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе анализа. Вопрос о мотивации возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. В зависимости от содержания мотивационная среда может, как способствовать, так и, напротив, препятствовать возникновению у школьников стремления к успеху, а также влиять на силу и направленность этого стремления.
Каким образом можно способствовать формированию внутренней мотивации в рамках учебного процесса? Внутренняя мотивация является важным условием успешного обучения. но как быть, если она отсутствует, а единственной привлекательной стороной школьной жизни является долгожданная переменка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка «необходимый» стимул, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. Е.П. Ильин отмечал: «Мотив сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект». Учитель может только способствовать этому процессу. ѓ Требования должны быть высокими, но реалистичными. ѓ Ставьте задачи вместе с учащимися, четко разъясняйте, что необходимо, чтобы добиться успеха по вашему предмету. ѓ Для развития внутренней мотивации, вместо слов «должен», «требую», употребляйте слова «интересно, как ты сможешь...», «попробуй» и т.п. ѓ Избегайте создания атмосферы конкуренции среди учащихся. ѓ О своем предмете всегда говорите с энтузиазмом и вдохновением. ѓ Создавайте «ситуации успеха». Построение урока ѓ всегда исходите из сильных сторон и интересов учащихся. ѓ Увеличивайте сложность изучаемого материала постепенно. ѓ Используйте как можно более разнообразные методы и техники обучения. ѓ Акцентируйте внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках, никогда не угрожайте отметкой. ѓ Тесты должны способствовать познанию, а не внушать страх. Мотивация путем комментирования работы, выполненной учащимися ѓ Обратная связь должна быть своевременной.
Мотивация – это система факторов, определяющих поведение человека, совокупность потребностей и нужд, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. ѓ Вознаграждайте успех (словом, жестом) и не просто похвалой, а положительным конструктивным комментарием. ѓ Давайте учащимся почитать работы друг у друга и оценить как положительные стороны, так и то, что нуждается в доработке (без отметки!). ѓ В первую очередь всегда отмечайте положительные аспекты, а затем уже критикуйте. Негативная обратная связь должна быть очень специфичной и направленной на слабые стороны работы, а не на учащегося. ѓ Никогда не унижайте учащихся публичным разбором слабых сторон и оскорбительными комментариями. ѓ Предоставляйте учащимся возможность подумать, не торопитесь с подсказкой. Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных способов повышения мотивации в учебном процессе. Их использование поможет избежать многих трудностей, о которых говорилось в самом начале.
Для этого необходимо придерживаться следующих требований:
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ученика к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. (Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности).
3. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с учащимся по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
4. Помнить о том, что резкая критика ошибок вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ученика к учебной деятельности.
5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
6. Регулировать уровень сложности заданий, чтобы способствовать проявлению мастерства и компетентности каждого ученика.
7. По возможности предоставлять ученику право выбора форм и методов достижения поставленных задач.
8. Подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует активизации мыслительной деятельности и формирует внутренний интерес к процессу выполнения задания.
9. Предоставлять ученикам возможность усовершенствовать работу и повысить отметку при условии, что в первый раз они сдают работу ранее намеченного времени. Например: Учитель задает учащимся домашнее задание – написать сочинение, – при этом предупреждает учеников, что если они выполнят и сдадут на проверку работу раньше намеченного срока, то после проверки у них будет возможность доработать сочинение, опираясь на полученные рекомендации. При первой проверке отметку за работу учитель не ставит. Оценивается и выставляется отметка в журнал за доработанный вариант.
Мотивация позволяет повысить познавательную активность учащихся и добиться успешного усвоения учебной программы.
Мотивация к формативному оцениванию может быть ориентированной как на краткосрочный, так и на долгосрочный эффект. К краткосрочным эффектам относятся ориентирование на самые важные аспекты изучаемого материала, возможность экспериментировать без боязни получить низкую отметку и ясное представление о месте изучаемой темы во всем предмете. К долгосрочным эффектам можно отнести четкое представление о собственных возможностях, выбор стратегий обучения, понимание критериев результативности.
«Ученики должны уметь сами оценивать свои знания». П. Блэк и Д. Уильям Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах. Использование формативного оценивания предусматривает использование приема самооценки учеником или оценки одноклассниками. Эти приемы способствуют повышению эффективности формативного оценивания. Когда учащиеся владеют навыками самооценивания и взаимооценивания, то вопроса о надежности и адекватности оценки не возникает. необходимо обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоций. Сущность самооценивания и взаимооценивания заключается в следующем: дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которых они должны добиться в процессе учения, и понятные критерии оценки.
Для ученика оценочная информация о его достижениях состоит из следующих элементов: ѓ поставленной цели; ѓ разработанных или предложенных критериев; ѓ характеристики достигнутого уровня на данный момент; ѓ понимания того, каким образом можно сократить разрыв между поставленными целями и достигнутым уровнем.
Для эффективного самооценивания необходимо: ѓ понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность; ѓ развитие навыков критического мышления; ѓ развитие объективизма; ѓ концентрирование внимания учащихся на своих целях.
Навык самооценивания у учащегося должен формироваться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В этом случае он будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Ученик сможет проследить свой прогресс. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок: прогностической (оценки предстоящей работы) и ретроспективной (оценки выполненной работы).
Системы оценивания результатов ФГОС

   Системы оценивания результатов ФГОС рассмотрим на примере образовательной системы «Перспективная начальная школа», которая опирается на технологию оценивания образовательных достижений.
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
 
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик  имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.


Алгоритм самооценки:
Со 2 класса:
1. Какое умение развивали при выполнении задания?
2. Каков был уровень задачи (задания)?
3. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
4. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Вот некоторые приёмы  формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать  на уроках.
Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.
- На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
- При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.
- Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, жёлтый - всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
- Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга).
- Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу.
- Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.
- «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.
 
 - Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.
- Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
- Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
.4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфеле достижений.
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, тематические – обязательны. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку и пересдачу.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи»,
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).









Заключение

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети  в классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
  В заключении хотим сказать, что для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов нa бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя.
 Незнание - не порок, а стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.    
 Оценка должна свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку. Младший школьник стремится не только узнавать все новое, но и радовать учителя своими успехами и не огорчать неудачами.

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
2. Бормотова М. М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики// Начальная школа. – 2005. - №9, с 34 – 35
3. Брейгина М. Е.О самоконтроле в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. – 2000. -№1. – с. 23-26
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 - 476 с.
5. Нюман О. В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности. // Начальная школа. – 2012. - №4.
6. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся. //Начальная школа. – 2012. - №7.
7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972




























Приложение 1

Критерии оценивания навыков говорения. Монологическая речь
Решение коммуникативной задачи
Лексико-грамматическое оформление речи
Произносительная сторона речи
Оценка

Задание выполнено
полностью:
цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме.

Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас и владение изученными в 5 классе грамматическими структурами, используются различные типы предложений.
Речь понятна: звуки произносятся правильно, без фонематических ошибок.
5 (отл.)

Задание выполнено:
цель общения достиг-
нута, но тема раскрыта
не в полном объеме.
Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Лексико - грамматические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимание)
Речь понятна: все звуки произносятся правильно, допускаются 1 фонематическая ошибка, не меняющая значение высказывания.
4 (хор.)

Задание выполнено
частично: цель общения достигнута не полностью; тема раскрыта в ограниченном объеме.
Наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Используются простые грамматические структуры. Допускаются лексико-грамматические ошибки, но не более
3 языковых ошибок.
Речь понятна: все звуки произносятся правильно, допускаются 2 фонематические ошибки, не меняющие значение высказывания.
3 (удов.)

Задание не выполнено:
цель общения не
достигнута.
Недостаточный словарный
запас, неправильное
использование
грамматических структур,
многочисленные языковые
ошибки не позволяют
выполнить поставленную
коммуникативную задачу.
Речь почти не воспринимается на слух из-за неправильного произношения многих звуков и многочисленных фонематических
ошибок
2 (неуд.)



Критерии оценивания навыков говорения. Диалогическая речь
Решение коммуникативной задачи
Взаимодействие с собеседником
Лексико-грамматическое оформление речи
Произносительная сторона речи
Оценка

Задание выполнено
полностью:
цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме.

Демонстрирует
хорошие навыки
и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу;
соблюдает очерёдность при обмене репликами,
соблюдает нормы вежливости.
Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас.
Речь понятна: звуки произносятся правильно, без фонематических ошибок.
5 (отл.)

Задание выполнено: цель общения достигнута, но
тема раскрыта не в полном объеме
Демонстрирует
навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу; но демонстрирует наличие проблемы в понимании собеседника, не всегда соблюдает нормы вежливости.
Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Лексико - грамматические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимание)
Речь понятна: все звуки произносятся правильно, допускаются 1 фонематическая ошибка, не меняющая значение высказывания.
4 (хор.)

Задание выполнено
частично: цель общения достигнута не полностью; тема раскрыта в ограниченном объеме.
Демонстрирует несформированность навыков и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, но не стремится поддержать беседу и зависит от помощи со стороны собеседника.
Демонстрируется
достаточный словарный запас, но наблюдается
некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Используются только простые грамматические структуры.
Допускаются не более 3 языковых ошибок.
Речь понятна: все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок.
3 (удов.)

Задание не
выполнено: цель
общения не
достигнута; тема
не раскрыта.
Не может
поддержать беседу.
Недостаточный
словарный запас,
неправильное
использование
грамматических
структур, много-
численные языковые ошибки не позволяют
выполнить поставленную коммуникативную задачу.
Речь почти не
воспринимает
ся на слух из-за
неправильного
произношения
многих звуков и
многочислен
ных
фонематических
ошибок.
2 (неуд.)






















Критерии оценивания навыков письма. Неофициальное (личное) письмо
Решение коммуникативной задачи
Организация текста
Лексико-грамматическое оформление текста
Орфография и пунктуация
Оценка

Задание выполнено полностью: даны
полные ответы на заданные вопросы.
Правильно выбрано обращение, завершающая фраза
и подпись.
Текст логично выстроен и разделен на абзацы; правильно
использованы языковые средства для передачи логической связи;
оформление текста
соответствует нормам
письменного этикета,
принятого в стране
изучаемого языка.
Использована
разнообразная
лексика и различные
грамматические структуры.
Орфографические
и пунктуационные
ошибки отсутствуют.
5 (отл.)

Задание выполнено: даны ответы на заданные вопросы, но на один ответ дан
неполный ответ.
Есть 1-2 нарушения в стилевом оформлении
письма.
Текст логично выстроен и разделен на абзацы; оформление текста
соответствует нормам
письменного этикета,
принятого в стране
изучаемого языка.
Имеются языковые
ошибки, не
затрудняющие
понимание (допускается не
более 2-х
негрубых языковых
ошибок).
Орфографические
и пунктуационные
ошибки
практически
отсутствуют (допускается не
более 2-х, не
затрудняющих
понимание текста).
4 (хор.)

Задание выполнено частично: даны
ответы на заданные вопросы, НО они -
неполные, ИЛИ ответ
на один вопрос
отсутствует. Имеется более 2-х нарушений
в стилевом оформлении
письма и в соблюдении норм вежливости.
Текст в основном
логично выстроен, НО имеются недостатки при делении на абзацы ИЛИ имеются отдельные нарушения в структурном оформлении текста письма.
Допущены языковые ошибки,
которые затрудняют
понимание.

Допущены орфографические
и пунктуационные
ошибки (допускается не
более 3-х).
3 (удов.)

Задание не
выполнено:
отсутствуют ответы на вопросы ИЛИ
текст письма
не соответствует требуемому объему.
Текст выстроен
нелогично; допущены
многочисленные ошибки в структурном
оформлении письма ИЛИ оформление
текста не соответствует
нормам письменного
этикета.
Допущены
многочисленные языковые ошибки,
которые затрудняют
понимание
текста.
Допущены
многочисленные
орфографические и пунктуационные ошибки.
2 (неуд.)




























Критерии оценивания навыков аудирования. Ознакомительное и изучающее аудирование

Сформированность перцептивно-смысловых навыков
Умение оценить текст с точки зрения его значимости и информативности
Знание языкового материала
Оценка

Цель аудирования достигнута полностью: ученик верно отвечает на вопросы общего характера; выполняет тест множественного выбора (multiple choice); верно соотносит заголовки/ иллюстрации с содержанием текста.
Демонстрирует хорошие навыки определения типа текста и основной темы; верно выделяет при повторном слушании ключевые слова/реалии; умеет составлять план в форме заголовков к смысловым кускам.
Умеет верно передать основное содержание на родном/иностранном языке; перечислить основные факты в той последовательности, в которой они даны в тексте.
5 (отл.)

Цель аудирования достигнута, но не в полном объеме.
ученик верно отвечает на вопросы общего характера; выполняет тест множественного выбора (multiple choice), допуская 1-2 ошибки при ответе на вопросы, касающиеся отдельных деталей /фактов
Демонстрирует навыки определения типа текста и основной темы, но допускает 1-2 ошибки в умении отделять главное от второстепенного.
Аудиоматериал понимается учеником верно, но есть затруднения при делении текста (cloze test) на смысловые куски и озаглавливание их.
4 (хор.)

Цель аудирования достигнута частично. Смысл аудиотекста понят в ограниченном объеме, социокультурные знания мало использованы в соответствии с ситуацией
Демонстрирует несформированность навыков определения типа текста и основной темы, допускает 3 ошибки при составлении плана.
Аудиоматериал понят частично, ученик испытывает трудности в определении основного содержания и передаче его на иностранном языке.
3 (удов.)

Задание не выполнено. Цель аудирования не достигнута. Тема и содержание не поняты.
Не может оценить текст с точки зрения его значимости и информативности
Информация на слух почти не воспринимается.
2 (неуд.)





Критерии оценивания навыков чтения
Решение коммуникативной задачи

Характеристика ответа


Оценка

Коммуникативная задача полностью решена;
ученик полностью понял и осмыслил содержание текста в объеме, предусмотренном заданием (чтение с общим, выборочным или полным пониманием содержания).

Демонстрирует хорошие навыки и умения определять тему/основную мысль текста;
выделяет главные факты, исключая второстепенные;
может догадаться о значении незнакомых слов;
верно устанавливает причинно-следственную взаимосвязь между событиями/фактами текста.

5 (отл.)

Коммуникативная задача решена;
ученик полностью понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста в объеме, предусмотренном заданием
Демонстрирует навыки и умения определять тему/основную мысль текста;
в большинстве случаев верно выделяет главные факты, исключая второстепенные;
демонстрирует наличие проблемы при анализе отдельных мест текста, при оценке текста и высказывании собственного мнения.
4 (хор.)

Коммуникативная задача решена частично;
ученик частично понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста
Демонстрирует несформированность навыков и умения определять тему/основную мысль текста;
не может полно и точно понимать содержание текста;
в большинстве случаев не может выбрать необходимую / интересующую информацию
3 (удов.)

Коммуникативная задача не решена,
ученик не понял прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием

Демонстрирует многочисленные ошибки в понимании прочитанного текста, которые не позволяют выполнить коммуникативную задачу
2 (неуд.)












Приложение 2

«Анкета для изучения школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.)
Цель: выявление сформированности у детей основных личностных универсальных действий,изучение школьной мотивации.
Оцениваемые УУД: действия смыслообразования.
Возраст: начальная школа.
Форма проведения: групповая форма работы.
Материалы: бланки с текстом анкеты.
Время обследования: не ограничивается.
Методика ориентирована на изучение особенностей мотивации младших школьников. Новые стандарты предполагают, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить о степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.
Стимульный материал методики (анкета) находится в тестовой тетради. Анкета содержит 10 вопросов с тремя вариантами ответов. Диагностика проводится в малых группах (по 5 чел.). Текст анкеты помещается на доске (либо эл. презентации, эл. доске). На столах у первоклассников листы бумаги с текстом методики.
Инструкция: «Ребята, вам предлагается выбрать подходящие ответы на вопросы этого списка. Вопросы и ответы к ним перед вами на листе бумаги и на доске. Прочитайте внимательно вопрос и ответы к нему и выберите тот ответ, который вы считаете правильным для себя. Подчерните этот ответ карандашом и переходите к следующему вопросу. Таким образом, поступайте и с другими вопросами. Если надо что-либо прояснить – поднимите руку. Когда закончите работу, переверните лист обратной стороной».
Важно проследить за тем, чтобы дети не выражали вслух своего отношения и не обменивались мнениями. Лучше, если за партами они будут сидеть по одному. Заранее следует проговорить случаи, когда у ребенка возникает вопрос. В этом случае он молча поднимает руку, специалист подходит и делает необходимые пояснения.
Полученные листы обрабатываются с помощью ключа квалификации результатов
Ключ к анкете
№ вопроса
оценка за ответ №1
оценка за ответ №2
оценка за ответ №3

1
1
3
0

2
0
1
3

3
1
0
3

4
3
1
0

5
0
3
1

6
1
3
0

7
3
1
0

8
1
0
3

9
1
3
0

10
3
1
0


Квалификация ответов:
-ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ- 1 балл, отрицательный ответ - 0 баллов.
После подсчета (простого суммирования баллов) заполняются протоколы
Для оформления уровневой таблицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели:
1 уровень (высокий) - 25-30 баллов
2 уровень (средний)– 20-24 балла
3 уровень (низкий)– 19 и ниже
Вопросы анкеты: 1. Тебе нравится в школе? а) да-3; б) не очень-1; в) нет-0. 2. Утром всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? а) иду с радостью-3; б) бывает по-разному-1; в) чаще всего хочется дома-0. 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома? а) пошёл бы в школу-3; б) не знаю-1; в) остался бы дома-0. 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? а) не нравится-3; б) бывает по-разному-1; в) нравится-0. 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? а) не хотел бы-3; б) не знаю-1; в) хотел бы-0. 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? а) нет-3; б) не знаю-1; в) хотел бы-0. 7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? а) часто-3; б) редко-1; в) не рассказываю-0. 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? а) мне нравится наш учитель-3; б) точно не знаю-1; в) хотел бы-0. 9. У тебя в классе много друзей? а) много-3; б) мало-1; в) нет друзей-0. 10. Тебе нравятся твои одноклассники? а) нравятся-3; б) не очень-1; в) не нравятся-0.













Приложение 3

Алгоритм самооценки
(вопросы, на которые отвечает ученик начальной школы)

1й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)?
5й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.



























Приложение 4


Результаты диагностики обучающихся 4 класса
(«Изучение школьной мотивации» Методика Н.Г.Лускановой)

Сентябрь 2014
МБОУ «Старобачатская сош»
МБОУ «Щебзаводская оош»
МБОУ «Менчерепская сош»

1 уровень
(высокий)
15%
20%
20%

2 уровень
(средний)
75%
75%
70%

3 уровень
(низкий)
10%
5%
10%



Результаты диагностики обучающихся 4 класса («Изучение школьной мотивации» Методика Н.Г.Лускановой)

Декабрь 2014
МБОУ «Старобачатская сош»
МБОУ «Щебзаводская оош»
МБОУ «Менчерепская сош»

1 уровень
(высокий)
18%
22%
25%

2 уровень
(средний)
80%
75%
70%

3 уровень
(низкий)
2%
3%
5%







Приложение 5

Критерии само - и взаимооценки навыков говорения
Оценка
Уровни успешности

«5»
Речь понятна: звуки произносятся правильно, без ошибок.

«4»
Речь понятна: звуки произносятся правильно, но допущена 1 ошибка.

«3»
Речь понятна: все звуки произносятся правильно, но допущено 2 ошибки.

«2»
К сожалению, ты не справился!

Критерии само - и взаимооценки навыков письма
Оценка
Уровни успешности

«5»
Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют.

«4»
Орфографические и пунктуационные ошибки (допускается не
более 2-х ошибок)

«3»
Допущены орфографические и пунктуационные
ошибки (допускается не более 3-х).

«2»
Допущены многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки.


Критерии само - и взаимооценки навыков аудирования
Оценка
Уровни успешности

«5»
Верно передал основное содержание на иностранном языке; перечислил основные факты в правильной последовательности.

«4»
Аудиоматериал понял верно, но допустил ошибку при делении текста (cloze test) на смысловые куски или не озаглавил их.

«3»
Аудиоматериал понял частично, испытывал трудности в определении основного содержания и передаче его на иностранном языке

«2»
Информацию, к сожалению, на слух не воспринял.


Критерии само - и взаимооценки навыков чтения
Оценка
Уровни успешности

«5»
Полностью понял и осмыслил содержание текста.

«4»
Полностью понял и осмыслил содержание текста, но допустил 1-2 ошибки, не влияющих на понимание этого текста в объеме, предусмотренном заданием.

«3»
Частично понял и осмыслил содержание прочитанного текста.

«2»
К сожалению, не понял прочитанного текста или не выполнил задания.










13PAGE 15


13PAGE 14215




15