Статья Зависимость между внешними условиями и внутренними процессами учебной деятельности


Л. А. Веремеева, учитель математики МБОУ СОШ №15 г. Белебея
Зависимость между внешними условиями и внутренними процессами учебной деятельности
Известно, что человеку не передаются от рождения знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями. Каждый человек познаёт мир заново. Активное познание окружающего мира - врождённая потребность человека. Насколько это познание будет целостным, сбалансированным и наиболее полным, зависит от многих случайных и неслучайных факторов, возникающих на протяжении всего пути развития.
Рассмотрим тот период в жизни человека, когда условия для его развития создаются специально – школьные годы. Для того, чтобы лучше понять зависимость между внешними условиями и внутренними процессами учебной деятельности рассмотрим следующую модель.

Море знаний и умений, которое надо преодолеть ученику и причалить в выбранном месте. Родители обеспечивают материальные затраты (школьная форма, учебные принадлежности, оплата репетиторов, дополнительных курсов и т. п.). Эта важная составляющая на модели изображена в виде лодки. Но сама по себе лодка не работает – качается в ней на волнах ученик – и никакого движения вперёд. Нужна помощь.
На море такой помощью является попутный ветер.
Он может быть очень сильным, а может превратиться в лёгкое дуновение, но главное – ветер работает всегда! На модели он олицетворяет действия учителя. Но, как видно, ветер в одиночку далеко лодку не продвинет.

А вот наш ученик взял в руки вёсла – это большое дело. То есть он хочет трудиться, хочет достичь какой-то цели. И обязательно достигнет, но ценой огромных усилий, так как не обращает внимания на попутный ветер и не использует его помощь, да и плыть в одиночку будет гораздо дольше.

И, наконец, последняя деталь – парус. Теперь картина завершена. Что такое парус? Это желание ученика учиться, стремление к взаимодействию. Но мало поставить парус. Управлять парусом большое искусство, так как его надо уметь настраивать, следить за переменой ветра, отсеивать посторонние дуновения. В этом помогут природные способности человека. Картина идеальна, если все детали на месте и не бездействуют: поддержка родителей, собственный труд, грамотная работа педагога, желание учиться, способности. Для достижения желаемого результата ни одно звено описанной модели нельзя исключить. И, всё-таки, особо выделяю парус.
Желание ученика учиться ценю больше способностей. С ребёнком, имеющим желание, мы обязательно достигнем каких-либо высот, вопрос только в его возможностях. А у способного, но не желающего учиться, способности так и останутся не развитыми. Результат один – горечь сожаления в душе педагога от несбывшихся надежд.
Обычно такую модель показываю на родительском собрании, чтобы убедить родителей в том, что не может школа без их постоянной поддержки и желания ребёнка справиться с задачей.
Итак, мы рассмотрели зависимость между внешними условиями и внутренними процессами учебной деятельности. Не всё, но очень многое зависит от умелых действий учителя. Внешние условия учебной деятельности должны создаваться педагогом таким образом, чтобы максимально воздействовать на внутренние процессы, протекающие в сознании учащегося. Что следует понимать под этими терминами?
Внешние условия
Внутренние процессы

методы обучения
приемы организации урока
содержание упражнений
дидактические материалы
внимание
активность мыслительной деятельности
самоконтроль
процессы запоминания
логика
устная речь

Учитывая тему, уровень подготовленности класса, цели и задачи, учитель должен сам составлять «режиссуру» урока. В настоящее время, время информационных технологий, когда дети не испытывают дефицита информации, а зрительное восприятие слишком избаловано яркими картинками кино, прессы, компьютерной графики во власти учителя сделать процесс познания наиболее притягательным через такие формы урока, которые являются толчком к включению мышления, самостоятельной работе, когда дети становятся соучастниками открытий окружающего мира. Обязательно помнить о неповторимом своеобразии отдельного ученика.
Мне кажется, всё сложится у того учителя, который думает не о том, как важна некоторая формула, изучаемая в данный момент, а о том, как учить этой формуле и кого учить. Поэтому невозможно дать рецепт идеального урока. Один план сработает на сто процентов, а в другой ситуации, не выдаст и половину ожидаемого результата.
Учитель сегодня тоже не испытывает дефицита информации по всем вышеперечисленным составляющим учебного процесса. Мастерство учителя заключается в творческой переработке всей информации и адаптации к конкретным условиям.
Свои рассуждения закончу словами одного французского философа, «Я ничего не предполагаю, я ничего не предлагаю, я только излагаю и прошу вас самих сделать вывод из вышеизложенного».