КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ VIII ВИДА.

КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ VIII ВИДА.
Проблема: В нашем районе с каждым годом увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями. Коррекционной школы в районном центре нет. Дети лишены возможности находиться продолжительное время среди детей и испытывают дефицит общения.
Цель: формирование личности ребенка с трудностями в обучении через деятельность, направленную на его социально-трудовую адаптацию в обществе.
Теоретическое обоснование. Данная проблема возникла не случайно, а как актуальная потребность, которая могла быть реализована в связи с тем, что именно для решения этой проблемы в работе с детьми VIII вида имеются предпосылки. Учебно-воспитательный процесс школы нуждается в перестройке в целях обеспечения условий для личностного самоопределения выпускников, их безболезненной адаптации к современным социально-экономическим условиям
Актуальность проблемы в том, что коммуникативная деятельность умственно отсталых школьников является средством их дальнейшей социальной адаптации; в то же время специальная коррекционная школа недостаточно обеспечена научно-методическими рекомендациями по развитию коммуникативных функций речи. В работе необходимо разнообразное методическое обеспечение процесса развития коммуникативной стороны речи на уроке и во внеурочное время.
Новизна опыта заключается в разработке методических рекомендаций по развитию коммуникативных способностей детей VIII вида.
Вопросы образования и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии рассматривается в большом числе научно-популярных изданий. Однако, «анализ психологической и педагогической помощи не получил должного отражения в специальной литературе.»*
______________________________________________________________ *Статья Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. //Развитие и коррекция. 2001. выпуск №3.
Психологическая помощь таким детям принципиально отличается от помощи здоровым детям, как по цели, так и по содержанию. Однако, в связи с распространением в последнее время тенденцией интеграции детей, с нарушением в развитии, в среду нормально развивающихся сверстников, эта
Особое внимание следует уделить психологической коррекции личностного развития и нарушений поведения детей. Гармонизация личности ребенка, адекватное восприятие им психотравмирующих ситуаций – проблема, обсуждаемая автором в данной статье.
III. Технологические процедуры.
Значительная часть учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида не заканчивает ее, имея существенные нарушения в области моторики воли и эмоций, общения, внимания, восприятия и поведения (до 20% от общего количество выпускников). Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делает их объектами для преступных элементов, охотно предлагающих им свою «опеку», ибо никому другому они часто не нужны. У детей-сирот налаживание самостоятельной жизни происходит с еще большими трудностями.
К сожалению, среди работ в область дефектологии крайне низок удельный вес исследований по проблемам формирования умственно отсталого ребенка, воспитания трудолюбия, общественных активности связей семьи - специальной школы – трудовых коллективов и т.п.
Трудно представить решение всех задач, стоящих перед специальной школой, без развитых навыков общения у учащихся, т.к. процесс общения – это творчество, в результате которого создаются определенные условия для успешной социальной адаптации.
Измерение социальной позиции проявляется, прежде всего, в самооценке. В исследованиях В.А.Варанена, Л.И,Дагревичене, Я.Л.Коломинского указывается на существенный разброс в самооценке от завышенной до заниженной. Л.С. Выгодский приводил этот симптом в качестве аргумента в пользу своего подхода к проблеме компенсации дефекта у ребенка.
У Л.С. Выготского «первичным стимулам к возникновению компенсаторных процессов являются те объективные трудности, с которыми сталкиваются ребенок в процессе развития.
Коммуникативная функция речи умственно отсталого школьника, обеспечивающая социальную адаптацию, может формироваться результативнее, если:
1. ученик включен в ситуацию речевого общения на уроке и во внеурочное время.
2. ведется целенаправленная работа по развитию мотивации общения.
3. ведется целенаправленная работа по формированию речевого поведения в различных ситуациях общения:
4. обучение и воспитание строится таким образом, чтобы тесно увязать усвоение программного материала по всем предметам с задачами общения.
5. организовано «учебное выполнение речевой деятельности», т.е. усвоение опыта решения речевых задач.
Цель работы: создание условий для развития способностей ребенка в условиях общеобразовательной школы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. выяснить условия формирования коммуникативных способностей у умственно отсталых школьников;
2. разработать речевые ситуации для организации общения учащихся на уроках и внеурочное время;
3. разработать программу по формированию коммуникативных способностей детей-олигофренов;
4. апробировать предложенную систему в ходе работы;
5. выяснить влияние данного подхода на развитие коммуникативных качеств у детей.
Общие требования к работе: доступность заданий для ребенка, обеспечение адекватности понимания того, что он должен сделать; моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания с понятной ребенку мотивировкой.
Я использую в своей работе элементы арт-терапии
В последнее время все чаще в школах стали применяться методы арт- технологий. По сути, в рамках учебного заведения проводятся сеансы лечения психических расстройств у детей. Проводить их призваны не врачи-психотерапевты, а педагоги и психологи. Тем не менее, такое психологическое воздействие называется арт-терапия.
Термин «АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – лечение искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.
Арт – терапия имеет несколько направлений:
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия,
имаготерапия (театральное действие),
кинезитерапия (движение танца),
библиотерапия,
фототерапия.
С помощью различных форм искусства на психику ребенка оказывается самое щадящее и положительное воздействие. В истории арт-терапии не зафиксировано ни одного случая отрицательного результата лечения.
Изотерапия в работе с детьми.
При работе с изобразительными материалами предлагается ребенку для изображения объектов использовать линии, формы, легкие, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.

Тексты инструкций к упражнениям.

· «Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок.
Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него».

·«Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется».

·«Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».

·«Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».

·«Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше
(в каком-то определенном возрасте или вообще)».

·«Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым».

·«Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон».

·«Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить».

·«Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».

·«Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».

·«Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый - сильный; счастливый несчастный, печальный веселый; любить - не любить; хороший плохой; счастье несчастье; доверие подозрение; отдельно вместе».

·«Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д.
В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов
Пример из практики: «Удивительное решение»
Иногда применение изотерапии дает неожиданно быстрый положительный результат.
В семье ребенка 7 лет в течение короткого времени произошел ряд событий: развод родителей, переезд, раздел имущества, поступление в I класс школы. Мама привела мальчика с жалобами на страхи темноты, ему казалось, что по полу бегают роботы, монстры и могут его поймать. Поэтому он очень боялся ходить по полу, и маме приходилось переносить его по комнате на руках.
На предложение изобразить этих роботов на бумаге мальчик с радостью согласился и нарисовал их несколько штук. На вопрос психолога о том, что дальше с ними делать, ребенок ответил, что рисунок надо положить в раковину и включить холодную воду;
далее на вопрос психолога о том, когда это надо делать и кто это будет делать, ребенок ответил «сейчас», подбежал к раковине, положил рисунок и включил холодную воду. На вопрос, сколько времени рисунок должен находиться под водой, мальчик ответил: «Пока эти роботы не прилипнут к нему, добавив, что это будет недолго. Через несколько минут, мальчик выключил кран, достал рисунок и положил его на подоконник, сказав: «Пускай рисунок полежит здесь и, когда он совсем высохнет, роботы окончательно прилипнут и ко мне больше не придут, а рисунок пусть останется здесь, можно даже его потом выбросить».
На этом занятие было закончено, и учитель попросил маму придти через некоторое время, рассказать о результатах. Через несколько дней мама сообщила, что страхи у ребенка исчезли, он теперь самостоятельно передвигается по комнате.
Сказкотерапия.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых: Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителе информации:
1) о жизненно важных явлениях;
2) что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
3) какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
4) какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
5) какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
6) как приобретать и ценить дружбу и любовь;
7) какими ценностями руководствоваться в жизни;
8) как строить отношения с родителями и детьми;
9) как бороться и прощать.
4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти».
5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
Принципы психологического анализа сказок
При проведении психологического анализа сказок следует придерживаться трех основных принципов.
1. Принцип безусловного принятия внутреннего мира ребенка. Данный принцип позволяет воспринимать мир, представленный в сказке, целостно, безоценочно.
2. Принцип объективности. Рекомендуется рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные ее «слои» и «грани».
3. Принцип результативности. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью формированием перспективных задач психологической работы с клиентом.
Схема психологического анализа сказок
Для того чтобы составить схему психологического анализа сказки, необходимо выделить ключевые характеристики сказки.
Ключевые характеристики сказки таковы:
1) энергоинформационное поле сказки;
2) основная тема сказки;
3) сюжет сказки;
4) линия главного героя;
5) символическое поле.
Основная тема
Основная тема это идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что оказывается для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремится, над чем он сознательно или бессознательно «работает».
Наиболее распространенными темами сказок являются: тема любви, тема детско-родительских взаимоотношений и отношений в семье, тема личностного роста и т.д.

Факторы эффективности сказкотерапии.
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1) отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
2) отсутствие четких персонификаций;
3) образность и метафоричность языка;
4) психологическая защищенность;
5) наличие тайны и волшебства.
Отсутствие дидактики
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
Отсутствие четких персонификаций
Главный герой в сказке собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Рассказывание сказок
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Или, например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».
Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действо немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Пример из практики: «Невкусный колобок»
На прием пришла мама с дочкой. Она жаловалась на «отвратительное поведение девочки, которая в тот момент, когда мама ругается на нее, залезает на подоконник и грозится выброситься из окна, объясняя, что, когда ее не будет, маме станет без нее хорошо». Со слов мамы: ребенок нежеланный, нелюбимый. Маму пугает поведение дочки, и она не знает, что делать. Участковый врач порекомендовал обратиться к сеансам арт - терапии.
После проведения консультирования с мамой (пять встреч) была проведена сказкотерапия (совместно мамы и дочки).
При первой встрече девочка общительна, быстро входит в контакт, речь чистая. Было предложено вспомнить самую любимую сказку и поиграть в нее. Этой сказкой оказалась сказка «Колобок». Девочка распределила роли следующим образом: мама-колобок, она-лиса, психолог- наблюдатель. Затем девочка много раз проигрывала финальный эпизод сказки, как лиса съедает колобка, в течение 30 минут. После очередного проглатывания колобка девочка обратилась к психологу со словами: «Колобок мне уже надоел, хочется чего-нибудь другое съесть, может быть, у вас есть хотя бы одна печенька». Печенье нашлось. После того как печенье было съедено, мама с дочкой ушли.
Через месяц мама сообщила, что поведение дочки значительно улучшилось, и девочка перестала пугать маму своими поступками. Еще через полгода, по моей просьбе, мама с девочкой пришли ко мне на профилактический прием. Жалоб на поведение дочки предъявлено не было.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ.
Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.
Большие успехи достигнуты в лечении детей с различными видами психических расстройств. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние ребенка, способствуя тем самым лечению психосоматических заболеваний. Музыка помогает ему расслабиться.
Специально подобранная музыка с частотой ритма не более 60 ударов в минуту помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание, так как музыкальный ритм влияет на длину волн, генерируемых человеческим мозгом, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому-либо поводу.
Общие принципы работы
Музыка на занятиях с учениками и музыкальная терапия сама по себе реализует ряд целей:
позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
помогает установить контакт между психологом и ребенком;
помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;
повышает самооценку;
способствует реагированию чувств;
помогает пережить катарсис;
способствует установлению и развитию межличностных отношений;
формирует ценные практические навыки игры на музыкальных инструментах;
улучшает речевую функцию;
помогает занять ребенка увлекательным делом музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах;
увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей;
Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях – вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка положительно влияет на человека. Например, мать убаюкивает своего малыша колыбельной песней, вызывая у него охранительное торможение, с которым по силе лечебного воздействия не сравним сон, индуцируемый приемом снотворного.
Заключение
Проблематика обращения к арт-технологиям разнообразна:
общение с родителями
общение со сверстниками
дезадаптация в школе
страхи
психосоматика
агрессивное поведение
клиптомания
чрезмерные психические нагрузки.
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психологической работы. Артпедагогика предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать стрессовую ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Артпедагогические методы позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Важнейшей задачей лечения искусством является выявление основной причины стресса, ее устранение а также налаживание межличностного контакта ребенка с родителями и повышение их социальной адаптации.




Библиография.
Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» - С.Петербург, 2006
Кэроул Уэлсби «Часть целого: арт-терапия в педагогике». – Москва,1988.
А.И. Копытина «Хрестоматия по психологии» – изд. «Питер»,2001
Копытин А.И. «Системная арт-терапия». – изд. «Питер»,2001.
Пиханова Г.В. «Психологическая помощь подросткам». – Москва, 1993.
Грехова А.В. «Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства в средней школе». – Москва, 1997.
Глухова Т.Г. «Арт-терапия. Методические рекомендации» -Самара, 2004.


















15