Презентация Профилактика и коррекция психологического выгорания педагога. Формирование комфортного и здорового функционирования коллектива.


Профилактика и коррекция психологического выгорания педагога. Формирование комфортного и здоровогофункционирования коллектива.Subtitle hereПедагог-психолог МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск Пуровского района Е.А. Паршина “Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек”.5Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена − синдром профессионального выгорания.
Возникновение синдрома эмоционального “выгорания” 1. В начале 70-х американский психолог Х. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание “психическое выгорание” . 2. Эмоциональное “выгорание” – состояние психики педагога, которое он испытывает – равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению. 3. В связи с анализом требований предъявляемым социальным профессиям в группу риска попадают все профессии относящиеся к системе “человек – человек”.

Основные симптомы эмоционального “выгорания”:усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);психосоматические проблемы(колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);бессонница;негативное отношение к обучающимся (после имевших место позитивных взаимоотношений);отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;агрессивные тенденции;функциональное, негативное отношение к себе;пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;чувство вины.




Три группы факторов, вызывающие синдром психологического выгорания Личностный фактор риска –– склонность к интраверсии, реактивность, низкая или чрезмерно высокая эмпатия, жест-кость и авторитарность по отношению к другим,низкий уровень самооценки и др. 2. Статусно-ролевые факторы –– ролевой конфликт, ролевая неудов-летворенность профессио-нальным и личностным ростом , отверженность в значимой (референтной) группе и т.п.3. К корпоративным факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда, монотонность работы, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; напряженность и конфликты в профессиональной среде; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки и др.

Три вида профилактикиПервичная психопрофилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновение эмоционального “выгорания” : определение группы риска – лиц с повышенной угрозой психологического здоровья и организация психопрофилактических мер.Вторичная психопрофилактика касается специалистов, которые уже испытывают признаки выгорания . Объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики возникших нарушений, на уменьшение проявлений, облегчение течения и улучшение исхода : создает систему раннего выявления признаков выгорания педагогов, обеспечение доступности квалифицированной психологической, медицинской и социальной помощи.Третичная психопрофилактика, или реабилитация специалистов с высокой степенью профессионального выгорания, способствует предупреждению его неблагоприятных социальных последствий, предупреждению рецидивов.

Приоритеты в профилактике эмоционального “выгорания” Два основных направления: просвещение и тренинги, направлен-ные на развитие личностных ресурсов противодействия выгоранию, формирова-ние духовного благополучия и душевного комфорта.
Мероприятия, способствующие предотвращению и уменьшению риска профессионального выгорания:организация для руководителей и персонала специализированных тренингов, сосредоточенных на распознавании симптомов выгорания и их преодолении;разработка программы поддержки сотрудников, включая консультации по предотвращению и лечению связанных со стрессом нарушений здоровья;предоставление более гибкого графика работы;проведение семинаров по управлению конфликтами и развитию навыков межличностного общения для сотрудников;обеспечение открытости каналов коммуникации между управленческой и остальной частью организации;оптимизация системы мотивации и стимулирования персонала, в том числе профессионального роста и персональной карьеры.


Мероприятия, повышающие значимость педагогической профессии Система поощрений педагогов:премии по итогам года и за участие в методической работе;благодарность в приказе;ценный подарок;отгул (ходатайство перед администрацией школы);дополнительные дни к отпуску;направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации;творческий отпуск (ходатайство перед администрацией школы);освобождение от второго этапа аттестации (на основании положения о районом конкурсе “Учитель года”);рекомендация обобщения опыта данного педагога;представление к награждению по итогам года.




Деятельность социально-психологической службы по профилактикеИнформированиеЭмоциональная поддержкаПросвещение. Формирование знаний о синдроме профессионального выгорания и методах его профилактики.Психодиагностика. Выделение группы риска.Профилактическая работа. Тренинг, консультирование. Проведение профилактических мероприятий, акций.





Создание комфортного психологического климата в организации Социально-психологический климат (СПК) коллектива:совокупность положительных социально-психологических характеристик группы;преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;характер взаимоотношений в коллективе;интегральная характеристика состояния коллектива.Благоприятный социально-психологический климатхарактеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, возможность интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации.


Цель создания психологического комфорта в школеПсихологическое просвещение, сплочение в коллективе, создание обстановки психологического комфорта;содействие гуманизации образовательной среды школы;формирование школьной общности детей и взрослых, развитие чувства гордости за свой класс, школу;познание внутреннего мира человека через анализ собственной деятельности и через общение с другими людьми;познание психологии общения, законов взаимодействия с окружающими;развитие психологической компетентности, навыков сотрудничества и взаимопонимания у школьников и педагогов;развитие толерантности, интереса к другим людям;поднятие общего эмоционального тонуса;оптимизировать межличностные начинания в классных коллективах, навыки и способы общения.




Неделя психологии в школе Неделя психологии в ОУ создается с условием для сохранения и укреп-ления психологическо-го здоровья учащихся и педагогов. Девизом Недели психологии может быть, например, одна из следующих формул:“Объединение и взаимопонимание для процветания!”“Пусть в твоей жизни не будет черных полос!”


Формы работы психолога ОУ, направленные на создание комфортной психологической среды Большие психологические игры для педагогов и учащихся разного возраста;психологические акции;психологический КВН;коммуникативные игры;тематические дни;тематические классные часы;коллективные творческие дела;конкурсы, викторины;выпуск тематических стенгазет, информационных листов;психологические пятиминутки;психологические олимпиады;тематические исследования;фотовыставки.






В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется. В других же, сотрудники получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.Спасибо за внимание !