Конспект студийного занятия Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей


Экспресс студия «Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей»
Сценарий студийного занятия.
Цель: помочь учителю в сохранении и умножении его уникальной индивидуальности, его своеобразия при вступлении в совершенно необходимое для педагогике объединение чувств, мыслей, смыслов, дел с учениками и коллегами.Задачи:
консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
раскрытие творческого потенциала педагога;
активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
повышение уровня самооценки педагога;
развитие эмоционального восприятия;
развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;
помочь педагогу войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысить уверенность в себе.
Студийные занятия объединяют в себе теоретические и практические аспекты работы педагога. Они локальны по продолжительности, что позволяет в достаточно короткий промежуток времени рассмотреть то или иное психолого-педагогическое явление с различных сторон. Занятие жесткое по структуре – пролог, этюд, экспликация, коррекция, рефлексия. Одним из важных условий проведения студии является создание атмосферы психологического комфорта и безопасности.
Оборудование: цветной картон, ножницы, клей, ватман, записи с классической музыкой, карточки с заданиями, цветные жетоны (красные и зеленые), мел, незаполненная таблица на доске, мелкие игрушки.За несколько дней до студии выясняется основная проблема учителя.
Пролог:
Упражнение 1.  «Представление участников группы» Предлагается каждому члену группы представиться. Каждый участник представляясь называет качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называют свое хобби, девиз жизни. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.
Упражнение 2. «Когда он… то я…»
Упражнение 3. «Для меня эта четверть…» Для учеников эта четверть
Этюд:
Упражнение 4. «Типы ошибок» Все ответы учителей заносятся в таблицу.
Эмоциональная холодность, сухость, жесткость
Слишком много правил, мелочный контроль, обилие ограничений и запретов
Отсутствие четких правил, недостаток контроля и безнадзорность
Слишком теплые отношения, фамильярность, чрезмерная мягкость
Выделились четыре типа ошибок и четыре типа учителей.
«Любящий тиран». Осуществляет дисциплину посредством обиды и создания у класса чувства вины (Я вас так люблю, а вы предали мою любовь, тем, что поступили так).
«Потакатель». Беззаботное ,снисходительное потворство. У такого учителя твердая уверенность, что чем мягче и снисходительнее относится к ученикам, тем благоприятнее и добрее он выглядит в их глазах, тем быстрее добро откликнется на добро.
«Стекло. Холодное равнодушное» Это желание уйти от трудностей, что ведет к холодному равнодушию. Дети очень хорошо чувствуют эмоциональное отвержение, холодность.
«Холодный деспот». Этот учитель без труда поддерживает дисциплину, так как ученики очень быстро понимают, что с ним лучше не связываться. В такой ситуации иногда пострадавшей стороной является учитель. Он может встретить отпор таких же холодных и жестоких, агрессивных учеников, как он сам.
У начинающих учителей такое говорит о неуверенности в собственных силах. Такой учитель со страхом думает, что любое его послабление, любое теплое слово приведут к тому, что класс будет неуправляемым.
Экспликация:
Упражнение 5. «С чего надо начать работу с классом» Участники записывают свои варианты ответа
1.Надо создать материальные условия для работы. Это –поддерживать чистоту и порядок в класс, освещение, температурный режим, внешний вид обучающихся и самого педагога. Шум оказывает неприятное воздействие на человека, снижает инициативу, раздражает человека, отвлекает, утомляет. На работоспособность влияет температура при t-18 градусов количество ошибок возрастало незначительно, а при t-24 градуса увеличивалось в два раза.
2.Правильное использование раздаточного материала и интерактивной доски.
Упражнение 6. «Организованные ли вы люди»
Нужно ответить на вопросы.
С вечера я планирую свои дела на будущий день.
Я всегда радуюсь успехам других людей.
Часто мне не удается сделать то, что я наметил.
Считаю, что готовится ко всем урокам невозможно
На моем рабочем столе обычно порядок.
Свои обещания я всегда выполняю.
Я, как правило, затягиваю ответ на полученное СМС.
Вернувшись домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.
Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
Не откладываю на завтра то, что могу сделать сегодня.
Занятость общественной, домашней работой, спортом неблагоприятно сказывается на моей работе.
Меня не тревожит, когда выпадает на следующий день много трудных уроков, так как подготовку к ним я планирую заранее.
При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.
Часто я убегаю на уроки, не успев позавтракать.
Могу опоздать на работу без всяких оснований.
Могу поддержать разговор на любую тему
Если наступила полоса невезения в работе, у меня пропадает охота ходить на нее.
Каждую вещь сразу кладу на свое место.
Иногда я говорю вслух не то, что думаю.
Когда приходится опаздывать даже на пустяковое мероприятие, мне как-то не по себе.
Мой стиль – тщательно готовить учебные и воспитательные планы только тогда, когда могут их спросить.
В школу я прихожу, минимум минут за десять до начала моих занятий.
Я всегда выполняю все правила поведения в общественных местах.
Я делаю утреннюю зарядку.
Если я основательно готовлюсь к трудному уроку, то остальные остаются неподготовленными.
Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
Порой я убегаю в школу, не успев застелить постель.
Общественные поручения я выполняю без напоминания.
Теперь посчитайте баллы. Поставьте по одному баллу за положительный ответ по одному баллу на вопросы 2, 6 ,9, 13, 16, 23, 26 и отрицательно на вопрос 19. Если набралось четыре и более баллов, ваши ответы обработке не подлежат. Продолжим подсчет дальше. За положительные ответы на вопросы 1, 5, 8, 10, 12, 18, 20, 22, 24, 28 и если отрицательно на вопросы 3, 4, 7, 11, 14, 15, 17, 21, 25, 27. Сколько получили баллов по шкале, разделите на 2, и вы получите количество баллов по 10-бальной шкале.
Упражнение 7. «Дисциплинарная беседа» Как вы поступите, если ученик опоздал? Варианты ответов записываются на доску.
Правила ведения беседы:
Не отвлекайте класс на дисциплинарную беседу.
Не позволяйте ученику мямлить «Я больше не буду».
Спокойно и твердо назначьте удобное для ученика место и время.
Перед встречей, прежде всего, решите, как, в какой манере, каким тоном разговаривать с нарушителем.
Будьте активным слушателем. Спокойным, доброжелательным, отказавшись от шаблона «следователя и судьи».
Старайтесь вызвать собеседника на откровенность, для этого будьте сами откровенны: лицом, глазами, чувствами, словами.
Открыть глаза нарушителя – показать последствия этого нарушения.
Обсуждение обстоятельств и причин нарушения.
Важная задача подтолкнуть собеседника к желанию изменить в чем-то свое поведение, воодушевить его в этом желании.
Если нарушение продолжается. Вновь приглашайте на беседу. Проводится повторное обсуждение и анализ, и предлагают уже свою помощь, разрабатывают совместный план создания условий, при которых будет изменено поведение нарушителя. Нарушитель дает письменное обязательство.
Упражнение 8. «Герб учителей»
Предлагается набор пиктограмм, из них нужно выбрать всего три символа, ассоциирующий с профессией учителя. Затем участники объединяются в группы по 3-5 человек, задача которых создать герб и придумать к нему девиз. Ведущий анализирует гербы.
Коррекция.
Участники отрабатывают навыки профессиональной защиты. Все участники делятся на подгруппы и получают карточки с описанием типовой проблемной ситуации школьной жизни. На обратной стороне карточки возможные варианты решений описанной проблемы. Можно выбрать или предложить свое решение.
Обучающий грубит, ведет себя вызывающе. Варианты решения: спокойный голос, достаточно твердый тон, этическая выдержанность, частичное соглашение (Мне кажется, в этой ситуации обычно… «для взрослого человека мне видятся такие шаги…)
Ребенок со злостью рвет тетрадку и бросает на пол. Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию (Я могу тебя понять, но ведь не ты сделал эту тетрадь. Каждый человек сам отвечает за свои поступки..)Учащиеся затеяли драку на перемене. (У вас наверное много силы не устроить ли нам соревнования среди мальчиков по борьбе)
Обучающий часто лжет с целью оправдать свой плохой поступок. Варианты решения: (Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе…)
Старшеклассник отбирает у малышей деньги. Варианты решения: (У тебя не хватает денег на пирожок, в этом я смогу тебе помочь.)
Рефлексия.
Ведущий подводит итог, задает вопрос: «Почему разные учителя по-разному реагируют на одну и туже проблемную ситуацию?» Ответы участников. Анализ ответов. Что такое самоценность? Это то, на сколько вы считаете себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые в данный момент демонстрируются. Высказывание В. Сатир «Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу человечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить о помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть и принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В тоже время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор».
Заключение.
Упражнение 9 «Голова» Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Предлагаю вам упражнение, помогающее снять неприятное соматическое ощущение. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 10 «Подарок» направленное на оптимизацию межличностных отношений в коллективе педагогов, формирование команды единомышленников. Каждый участник проговаривает: «Я дарю тебе этот предмет (цветок, брошь, игрушку и.т.д.) на счастье и т.п.
В заключительном слове ведущий благодарит всех участников приглашает на следующую встречу.
Литература:
Акимова М.К. Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьников Школа здоровья 1992 №2
Ананьева И.А. Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современного школьника Школа здоровья 1994 г.
Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Вежновец И. Как быть уверенным в себе. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.
Грецов А. Тренинг общения для подростков. – Изд. Дом “Питер” , 2006 г.
Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание . – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.
Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.
Под. Редакцией Асмолова А. Г. , Солдатовой Г. У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Учебная книга БИС, 2007.
Шитова Е.В.Практические семинары и тренинги для педагогов .Выпуск 1 Волгоград 2008 г