Выступление на МО: Опыт использования проектно — исследовательской деятельности во внеурочной работе


Опыт использования проектно - исследовательской деятельности
во внеурочной работе.Одной из целей современной школы является подготовка  выпускника, способного к успешному продолжению обучения в Вузе, а так же к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в изменяющихся социально-экономических условиях.
Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.
Творческая деятельность школьника начинается с начальной школы. Период начального обучения рассматривается как подготовительный этап участия школьников в целенаправленной научно-исследовательской деятельности в дальнейшем.
Необходимо помочь детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем проектно-исследовательская технология?
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов и другие. Её изначальной формой является метод проектов, который успешно используется в современном процессе обучения.
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и внеурочной деятельности. Использую материал уроков литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики с целью формирования умений исследовательской деятельности, применяю исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Помогаю учащимся видеть смысл их творческой деятельности, возможность реализации собственных талантов, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Поддерживаю интерес к работе.
Психологический комфорт. Создаю соответствующий психологический климат, радостного, эмоционального отношения к познанию. Мною разработана система поощрения творческого проявления учащихся, создания у ребенка уверенности в своих силах, соблюдения принципа «права на ошибку», сравнения новых успехов ученика с его прошлыми успехами, а не сравнения друг с другом.
Учет возрастных особенностей. Обучение стараюсь вести на доступном для детского восприятия уровне, само исследование для ребенка должно быть посильным, интересным.
Система моей работы по данной теме на уроках и внеклассных мероприятиях построена по концентрическому принципу (осуществляет пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений). Исследовательская работа проводится каждый год с постепенным усложнением материала, изменением форм и методов исследования.
1. В первом классе исследовательская работа ведется следующим образом:
- на уроке – исследования в начале года проблема ставится учителем, поиск осуществляется учащимися по наводящим вопросам. Далее постановка проблемы по возможности осуществляется ребятами самостоятельно или с моей помощью.
- кратковременным исследованием – наблюдениями со словесным описанием и рисунком под руководством учителя.
На уроках математики, обучению грамоте, окружающем мире включаю задания, направленные на умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать.
- участием в творческих конкурсах
Использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы как на уроках, так и при проведении различных форм внеурочной работы.
2. Во втором классе работа осуществляется по направлениям:
2.1 Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Стараюсь организовать совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого ребята овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
2.2 Продолжается работа кратковременных исследований.
2.3 Индивидуальная форма работы. Осуществляется подготовка самостоятельного длительного исследования по интересующей теме. Исследование проводится под руководством учителя, с помощью родителей.
На уроках использую проблемные и поисковые методы, на которых происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками.
На уроках математики предлагаю ребятам решение задач на логическое мышление.
2.4 Участие в творческих конкурсах.
Наблюдаемые результаты: ребята проводят вместе со взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей их теме, имеют возможность и желание поделиться с одноклассниками результатами своей работы.
3. В третьем классе проводятся индивидуальные исследования по темам.
Ход исследований обсуждается на классных часах, где ребята получают различные консультации.
4. В четвертом классе большое внимание уделяю умению учащихся работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы, умение найти информацию по компьютеру.
4.1 Продолжается работа кратковременных исследований.
4.2 На уроках математики использую задания, которые позволяют оптимизировать уроки, сместив акцент с репродуктивного фронтального опроса на креативную самостоятельную исследовательскую деятельность.
5. В результате проведенных исследований учащиеся приобрели навыки работы с различными информационными источниками. Школьники способны ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск и переработку, систематизировать и обобщать собранный материал. Ребятами определен путь практического использования изученных тем и осознана важность представленных результатов исследовательской работы.
Описанные организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников, овладевать новыми способами добывания знаний. Только при таком подходе исследовательская работа может быть полезной по-настоящему для ученика, вызвать его интерес к теме исследования и принести ему интеллектуальное удовлетворение.
Работа над проектами с детьми младшего школьного возраста связана с определёнными трудностями: - низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.
Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Обучающиеся стали творчески мыслить и проявлять инициативу.
Хочется надеяться, что работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет  ученикам начальной школы добиться успехов не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.