Спецкурс: «Основы научно-исследовательской деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 80
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА









Спецкурс:
«Основы научно-исследовательской деятельности»















Подготовила:
учитель химии и биологии Демина Е.В.








Пояснительная записка

В последние годы в сфере образования происходят значительные изменения. Одной из важных задач школы в современных условиях является подготовка учащихся, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень. Это требует формирования интеллектуальной и исследовательской культуры учащихся, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей в процессе обучения. Для этого в школах постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности учащихся.
Современный выпускник школы должен обладать креативным мышлением.
Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих способностей учащихся является научно-исследовательская деятельность (НИД).
Цель НИД – создание условий для всестороннего развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.
Задачами такой научно-исследовательской являются:

повышение уровня научной подготовки учащихся, сохранение и умножение их интеллектуального и научно-технического потенциала;
овладение методами научного познания, углубление и творческое освоение учебного материала;
формирование навыков работы с научной литературой;
совершенствование, координация и поддержка научно-исследовательской работы учащихся;
овладение методикой постановки и проведения эксперимента.

В основе научно-исследовательской деятельности учащихся лежит: владение логикой исследовательского процесса, технологией поисково-творческой деятельности (прогноз результатов, план решения проблем, выбор соответствующих методов, анализ результатов); умение подготовить и провести эксперимент, оценить результаты собственной деятельности, определить способы и пути их коррекции, владение технологией оформления и представления результатов исследования.
Уроки с использованием элементов научно-исследовательской деятельности вызывают живой интерес у учащихся, а это в свою очередь мотивирует процесс обучения.
В связи с этим необходимо внедрять элементы НИД на уроках химии, биологии, географии, физики, через написание рефератов, проектов по предметам. Организовывать подготовку учащихся к олимпиадам, готовить их к выступлениям на научно-практических конференциях.
Поэтому наиболее приемлемым, на наш взгляд, вариантом совершенствования учебного процесса является использование спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности», дающего возможность учащимся получить знания о НИД.
Цель данного спецкурса – ознакомление с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности; освоение методов научного исследования; формирование креативных способностей, интеллектуальных и научно-исследовательских умений и навыков, гностических умений как основы коммуникативно-компетентной и творчески маслящей личности; оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях.
Задачами спецкурса являются: 1) обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента; 2) дать представление о научной логике и изучить ее основы; 3) привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию; 4) обучить учащихся основам оформления работы; 5) пробудить интерес учащихся к изучению проблемных вопросов; 6) сформировать основы практических умений организации НИД.
Курс имеет практико-ориентированную направленность, формы занятий разнообразны (практические и семинарские занятия, беседы, лекции, лабораторные занятия, работа в библиотеках, работа с информационными технологиями (ИТ), выступление на конференциях). Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как студенты учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Данный спецкурс рассчитан на 30 ч, по 2 ч в неделю. Для курса разработано методическое обеспечение: 5 лекционных занятий (10 ч), 4 практических занятий (8 ч), 4 лабораторно-практических занятий (8 ч), и последующая защита на научно-практической конференции («День науки») (4 ч).

Тематическое планирование лекционных занятий спецкурса
«Основы научно-исследовательской деятельности»


п/п
Тема лекции
Рассматриваемые вопросы в лекции
Кол-во часов

1.
Методология научного исследования
Общая характеристика научного исследования. Научная терминология. Научно-исследовательская деятельность. Виды НИД.
2

2.
Логическая структура исследования.
Логика исследования. Проблема исследования. Тема исследования. Объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования.
2

3.
Методы научного исследования.
Исследовательские методы: эксперимент, наблюдение и оценивание. Метод эмпирического исследования: изучение литературы и других источников информации. Методы статистической обработки.
2

4.
Использование ИТ при подготовке проведении НИД.
Работа с Интернетом. Подготовка презентации научного исследования.
2

5.
Оформление НИД,
Интерпретация результатов исследования. Апробация работы. Оформление результатов поиска.
2


Всего:
10



Тематическое планирование практических и лабораторно-практических занятий спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности»


п/п
Тема занятия
Рассматриваемые вопросы
Форма проведения занятия
Кол-во часов

1.
Изучение литературы и других источников информации.
Составление индивидуального рабочего плана; библиографического списка, анкеты, тезисов. Составление аннотации статьи, книги. Написание отзыва, рецензии.
Практическое занятие, посещение библиотеки
2

2.
Эксперимент как исследовательский метод.
Эксперимент: лабораторный и педагогический. Подготовка и проведение эксперимента.
Лабораторно-практическое занятие
2

3.
Экспериментальные задачи как обучающий демонстрационный эксперимент.
Составление и решение экспериментальных задач.
Лабораторно-практическое занятие
2

4.
Использование ИТ для подготовки и проведения НИД
Компьютерная верстка НИД, Подготовка презентации исследовательской работы.
Практическое занятие (компьютерный класс)
2

5.
Как подготовить и провести «Урок-исследование».
Подготовка урока-исследования. Этапы его проведения.
Лабораторно-практическое занятие
2

6.
Исследовательский проект как форма НИД,
Подготовка и этапы проведения исследовательского проекта.
Лабораторно-практическое
2

7.
Проблемный урок с элементами НИД
Разработка и проведение проблемного урока.
Практическое занятие
2

8.
Творческая мастерская с элементами НИД.
Подготовка и этапы проведения творческой мастерской.
Практическое занятие
2

9.
Научно-практическая конференция.
Выступление на научно-практической конференции.
конференция, проводимая в школе в рамках «Дня науки»
4


Всего:
20


Итогом изучения спецкурса является выполнение школьниками своего исследования, написание исследовательской работы (например «Проблемы ликвидации нефтяных загрязнений», «Свойства воды. Исследование водных объектов на территории Самарской области», «Нитраты на нашем столе»); исследовательского проекта (например «Комплексные соединения и использование их в медицине», «Проектируем товары бытовой химии», «Что таят в себе бытовые приборы?»); и последующее выступление на научно-практической конференции. Конференция позволяет учащимся не только получить информацию, познакомиться с научным поиском, но и научиться анализировать работу своих товарищей, правильно формулировать вопросы, вести дискуссию по теме своей работы.
Таким образом, научно-исследовательскую деятельность можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.










13PAGE 15


13PAGE 14515




15