Раздаточный материал для 8 класса Железо


АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ТЕМЕ «ЖЕЛЕЗО-5276851737995О каком металле идет речь?
00О каком металле идет речь?

Очень древний я металл, счет столетьям потерял, был нескромным я не в меру, тысячи лет до нашей эры , а за блеск, мерцавший холодом, люди там платили золотом! Я давно в названии века, в организме человека, называют мной характер, из меня почти весь трактор, очень в яблоке полезно и зовут меня - ___!

Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения темы «Железо»
Железо считается важнейшим металлом в тяжелой индустрии. Как вы думаете, почему? Применение железа основано на его свойствах, которые вам предстоит изучить, а некоторые из них исследовать. В помощь я предлагаю вам эту программу, которая содержит вопросы, задания, занимательный материал и практические опыты. Будьте внимательны и добьетесь успеха. В добрый путь!
Прочти текст, а затем дополни схему.
Железо – один из самых распространённых в земной коре металлов (второе место после алюминия), на его долю приходится 5.1% массы земной коры. В природе железо редко встречается в чистом виде, чаще всего оно встречается в составе множества минералов (красный железняк Fe2O3, магнитный железняк Fe3O4 , пирит или железный колчедан FeS2 (приложение 1). В глубокой древности люди познакомились с железом, которое содержится в метеоритах. Египтяне называли этот металл небесным, а греки и жители Северного Кавказа – звездным. Соли железа есть в морской воде и водах минеральных источников, на дне океанов встречатся довольно богатые по содержанию железа природные отложения. Содержится железо и в живых организмах, играя важную биологическую роль. Оно входит в состав гемоглобина крови, который осуществляет перенос кислорода из легких к тканям, и в обратном направлении – перенос углекислого газа. Для человека и животных источником железа является пища, например, растения, в которых также содержится железо. Оно входит в состав цитоплазмы и участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют светлые листья. Стоит только добавить железо – и они приобретают зеленый цвет. В приложении 2 вы можете посмотреть, в каких продуктах питания сколько железа содержится.
-28956024130Нахождение железа в природе
00Нахождение железа в природе

Изучите расположение железа в периодической системе Д. И. Менделеева:
В периодической системе Д. И. Менделеева железо расположено в _____ периоде, _____ группе, побочной ____.
Его порядковый номер ____, относительная атомная масса ____.
Число протонов в атоме железа ___, электронов ____, нейтронов ____, заряд ядра ___.
Напишите электронную формулу железа:
Какие электроны будут являться валентными для железа? _____ и _____.
Какие степени окисления проявляет железо в соединениях? ___ и ___.
Изучите физические свойства железа, пользуясь коллекцией металлов, рисунками железа.
Какой цвет имеет железо? ____
89662019939000Обладает ли железо пластичностью? ____
-57277028130500
-57467569215000Это важно знать! Железо – один из 7 металлов древности. Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. При температуре 1539о С плавится, кипит при температуре 2740о С. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться.
Как магнитные свойства могут использоваться в быту и на производстве?
Изучите химические свойства железа.
Составьте генетический ряд Fe2+, вставив на место пробелов необходимые вещества:
15392401009653853815100965529590100965металлоксиднерастворимое основаниесоль
______ _______ _______ ____
Fe(OH)3 FeCl 3 FeO FeCl2 Fe(OH)2 Fe2O3 Fe
Составьте генетический ряд Fe3+, вставив на место пробелов необходимые вещества:
15392401009653853815100965529590100965металлоксиднерастворимое основаниесоль
______ _______ _______ ____
Fe(OH)3 FeO FeCl2 Fe Fe(OH)2 FeCl 3 Fe2O3
Получение железа.
-5727701968500Железо получают восстановлением его оксидов водородом, алюминием или оксидом углерода (2). Эти процессы протекают в сложных промышленных установках при высокой температуре, давлении, использовании катализатора.
Закончите уравнения, расставьте коэффициенты:
FeO + H2 = ___ + ___ Fe2O3 +Al = ___ +___ Fe3O4 + CO =___ + ___
Взаимодействие железа с простыми веществами. Закончите уравнения реакций:
Fe + Cl2 = ____
Fe + O2 = ____
Fe + S = ____
Какие условия необходимы для протекания этих реакций (если учесть, что железо менее активный металл, чем щелочные)? ____
Взаимодействие железа со сложными веществами. Закончите уравнения реакций:
Fe + H2O = ___ + ___
Fe + H2O + О2 = _____
Fe + CuCl2 = ___ +___
Fe + H2SO4 = ___ + ___
224790-444500 ___ + ___
С какими веществами реагирует железо?
Как железо реагирует с солями менее активных металлов?
Как железо реагирует с кислотами?
Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляет железо в данных реакциях?
-487045825500Это важно знать! В сухой атмосфере железо покрывается защитной оксидной пленкой. Эту пленку можно получить искусственно, накаливая железо. Такую технологию применяют для получения нержавеющей вороненой стали. А что произойдет, если в воздухе будет присутствовать влага?
Практический блок. При проведении химических опытов не забывайте про технику безопасности!
Опыт 1. Качественная реакция на ион Fe3+
Реактив – роданид калия KSCN.
К раствору хлорида железа(III) добавить одну каплю раствора роданида калия (KSCN). Перемешайте содержимое пробирки и рассмотрите на свету. Отметьте цвет - _____. Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты:
FeCl3 + KSCN = Fe (SCN)3 + KCl.
Опыт 2. Качественная реакция на ион Fe3+
Реактив – гексацианоферрат калия K4 [Fe(CN)6] (желтая кровяная соль)
К раствору хлорида железа(III) добавьте 1–2 капли раствора гексацианоферрата(II) калия K4[Fe(CN)6] (желтой кровяной соли). Перемешайте содержимое пробирки, отметьте цвет.
Результат воздействия –______ осадок берлинской лазури. Запишите уравнение, расставьте коэффициенты:
K4 [Fe(CN)6] + FeCI3 = KCI + KFe[Fe(CN)6]
Опыт 3. Качественная реакция на ион Fe2+.
Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6].
Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида железа(II). Добавьте к нему по каплям раствор гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6] (красной кровяной соли). Отметьте цвет осадка.
Результат воздействия – _____ осадок (турнбулева синь). Запишите уравнение, расставьте коэффициенты:
FeCI2 + K3[Fe(CN)6] = КCI + KFe[Fe(CN)6]↓
Вывод:
Реактивом на ионы Fe2+ является _____.
1586865345440Проверьте себя
Проверьте себя
Реактивами на ионы Fe3+ являются ___ и ___.
Выполни предложенные задания. Звездочкой помечены задания повышенной сложности. Прояви смекалку и логику и попробуй решить их!
Выбери кубик, на котором все написанные вещества взаимодействуют с железом.
224790215900O2, Cl2, Si
H2O, HCl, NaI
Al, CO2, CaCO3
MgO, H2SO4, O2
KOH, S, N2
S, CuCl2, H2
00O2, Cl2, Si
H2O, HCl, NaI
Al, CO2, CaCO3
MgO, H2SO4, O2
KOH, S, N2
S, CuCl2, H2

Запишите уравнения реакций.
-2895601397000Железо с разбавленной азотной кислотой вступает в раекцию с образованием нитрата железа (3), оксида азота (2) и воды. Напишите уравнение этой реакции, составьте уравнение электронного баланса.
-66103518554400
В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит Кровавый водопад. Вода в нём содержит двухвалентное железо, которое, соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. Это и придаёт водопаду кроваво-рыжий цвет. Однако двухвалентное железо в воде возникает не просто так — его производят бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоёме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они перерабатывают остатки органики, а «дышат» трёхвалентным железом из окружающих пород.


Приложение 1

-9906035433000Приложение 2.