Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ Весна


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
с применением ИКТ
« ВЕСНА»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Весна».
Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
Формировать умения составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.
Учить детей составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.
Совершенствовать навык звуко-слогового анализа (определение места звука в слове, выкладывание слов из фишек звуков)
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование всех членов предложения при составлении высказывания, образование слов при помощи суффиксов)
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение.
Развить диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое восприятие, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма.
3. Коррекционно-воспитательные:
Развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Развивать навыки самоконтроля за речью.
Воспитывать интерес к природе, творческую активность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация по теме, мультфильмы про весенние месяцы (Из сборника «Уроки тётушки Совы»), фонограммы звуков весны, пиктограммы эмоций, репродукции художников о весне, рисунки детей на весеннюю тему.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Беседа  по лексической теме «Весна» по развитию речи. Разучивание песен «Веснянка», «Весенняя закличка». Разучивание психогимнастики «Заботливое солнышко», пальчиковой гимнастики «Друзья весны».Составление рассказа по теме «Весна».
Психогимнастика"Заботливое солнышко"
Музыкальное сопровождение башкирская мелодия
Вход детей под региональный компонент
1.Дети встают вместе с логопедом в полукруг. Звучит лирическая музыка.
Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть как вы себя ведете и подготовились к школе .Поэтому будьте внимательны,не отвлекайтесь,отвечайте полным ответом,правильно проговаривайте все слова и звуки.
Давайте начнем наше занятие с приветствия.
Здравствуй, солнце золотое!(Руки поднять)
Здравствуй ,небо голубое!(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй ,вольный ветерок!(Взмахи руками над головой)
Здравствуй, маленький дубок!(Присели)
Мы живем в одном краю(Дети берутся за руки)
Всех я вас приветствую.
Здравствуйте.
Как вы думаете, какое утро сегодня, доброе? (ответы детей)
Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмёмся за руки и сделаем «солнышко». Вот какое «солнышко» у нас получилось! А наши руки будут его лучами (поднимает руки вверх, пальцы расставлены в стороны). Ведь у солнца очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают всё вокруг (на эти слова руки опускают по сторонам и снова за руки).
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь нашим гостям, а они улыбнутся вам. Улыбнитесь всему, что окружает вас. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами
А теперь сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту,а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
Дети делают вдох и выдох три раза.
Ярко солнце нам свети и к весне нас приведи!
Введение в тему
Музыкальная заставка
Слайд 2.Чтение заклички.
«Ой, весна-красна!Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей, приди!Солнцем нас озари!»
Весну издавна любил народ, называли её «весна-красна».
Кто пришёл так тихо-тихо? / Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот / Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал, / Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, / Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки, / Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. /И повсюду тишина.
Это значит, это значит / Тише всех пришла весна.
Сегодня говорить мы будем о весне. И отправляемся в волшебный лес
Звуки весны
(муз.сопровождение) 3.Логопед: Послушайте звуки весны, и отгадайте что это?
Включить запись:
шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.
-Что вы услышали?....- Весна что сделала? (Наступила, пришла, проснулась, порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла...)
- Весна какая? (Дружная, весёлая, звонкая, красивая, цветущая, голосистая...)
Весенние месяцы
(мультфильмы о весенних месяцах «Уроки тётушки Совы») 4.-За каким временем года наступает весна? (за зимой).
-А какое время года приходит после весны?(лето)
-А какие весенние месяцы вы знаете? Давайте посмотрим мультфильмы о них.
СЛАЙДЫ С МУЛЬТФИЛЬМАМИ(обсуждение просмотренного)
Артикуляционная Гимнастика
СЛАЙД «ПОДСНЕЖ-
НИКИ»
Пиктограммы
Музыкальный фон «Звуки природы» 5.- А вы знаете ,что мы с вами не в простом лесу, а речевом.
Поэтому для начала нам нужно сделать речевую разминку. Чтобы у нас не возникли никакие трудности.
Каждый день, всегда, везде, / На занятиях, в игре
Громко, четко говорим, / Никогда мы не спешим.
ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Вот и весна пришла — тепло с собой принесла.
Мы сейчас пойдем гулять, Свежим воздухом дышать.
Вышли на улицу: «Ах, как пахнет!» ПИКТОГРАММА удивление, радость
Придать лицу выражение радости и удивления.
Зимой ветер был холодный, неласковый. Вот такой… ПИКТОГР.2
Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произносить звук [C]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит холодную струю воздуха.
А теперь ветерок стал теплым и ласковым.
ПИКТОГР.3
Всех вокруг обогреет, порадует, Цветам расправит лепестки,
Пригладит травку на лугу, Поможет птичкам на лету. Вот он какой…
Поднести ладонь к губам и сложить губы в виде рупора; длительно произнести звук [Ш]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит теплую струю воздуха.
ПИКТОГР.4
Смотрите, в траве появились белые пушистые одуванчики. Вот такие…
Надуть щеки и подержать их так в течение нескольких секунд.
Звонко прыгает капель По весенним лужам. (ДЗИНЬ) ПИК.5
Птицы прилетели. (Чивик-чик-чик!) ПИКТОГР.6
Птички песни поют, Птички гнезда вьют. Вот такие…
Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму ковша.
Всем букашкам (З-З-З-З-З) и жукам (Ж-Ж-Ж-Ж) просыпаться нужно
Работа с картинами о весне 6. Ярко солнце нам свети, дальше нас с собой веди!
Интересно, что можно увидеть весной ? Давайте, ребята, посмотрим на весну глазами известных художников
СЛАЙДЫ
Игра с солнцем «Без чего не бывает весны»
СЛАЙД 7.Ребята, солнышко хочет с вами поиграть и вспомнить друзей весны, ведь у неё много замечательных друзей. Я вам буду передавать волшебный лучик, а вы мне скажете, без чего не бывает весны?
Д. «Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)».
- Назовите друзей ласково.
Солнце – солнышко, туча - …, лужа - …, ветер - …, трава - …, скворец - …, дерево - …, цветок - …. , жук - …, ручей - …, листья -
Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Физкультурная минутка 8. Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. Дети ритмично скрещивают руки над головой.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.
Деткам нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щеки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. Ритмично постукивают пальцем по носу.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
Составление звуковой схемы 9.Посмотрите, солнечный лучик на доске написал слово (ВЕСНА) Давайте составим его звуковую схему. СЛАЙД «ВЕСНА»
"Скажи – наоборот»
Сравнительная степень
10.Я теперь хочу с вами еще поиграть (дети встают в круг)
Всё, что я тебе скажу, / Скажешь ты наоборот,
Я скажу, что ХОЛОДНО, ну а ты…..ТЕПЛО
Зимой небо пасмурное, а весной (Ясное)
Зимой солнце стоит низко, а весной (Высоко)
Зимой воздух холодный, а весной (Теплый)
Зимой день короткий, а весной (Длинный)
На улице чисто – грязно
Солнце встаёт поздно – рано
Снег тает медленно – быстро
Птицы поют тихо – птицы поют громко
Птицы поют редко – птицы поют часто
Дети по образцу логопеда изменяют слова, закрепляя признаки весны:
— Было светло, а будет еще ... светлее.
— Ветер дул теплый, а будет еще ... теплее.
Солнце светило ярко, а будет еще ... ярче.
День был длинный, а станет еще ... длиннее.
— Снега мало, а будет еще ... меньше.
- Снег тает быстро, а будет ещё … быстрее
На улице грязно, а будет ещё … грязнее
Птицы поют громко, а будут ещё громче
Дни солнечные, а будут ещё … солнечнее
Молодцы, ребята.
Что перепутал художник
11.Пока мы играли, мы очутились на полянке. Но, по-моему, что-то здесь не так.
Наш художник-озорник, / Путать всё всегда привык,
А ты смотри, не зевай, / Путаницу разгадай!
Детский весенний вернисаж
Итог.
Музыкальная вставка «Звуки весны» 12.А вы, ребята, хотите превратиться в художников?
ЛУЧИК СКАЗАЛ МНЕ СЕЙЧАС ПО СЕКРЕТУ,
ЧТО ОБЛЕТЕЛ ОН ВСЮ НАШУ ПЛАНЕТУ,
В КАЖДЫЙ ОН САДИК ЗЕМЛИ ЗАЛЕТАЛ,
РЕБЯТОК В ХУДОЖНИКОВ ОН ПРЕВРАЩАЛ.
ВСЮДУ ОН НАШУ ВЕСНУ-КРАСНУ СЛАВИЛ,
НУ А ДЕТИШКИ ЕЁ РИСОВАЛИ
1,2,3,скорей в художников детей преврати
Давайте посмотрим, какие весенние пейзажи ,которые вы нарисовали.
Логопед: Посмотрите, какие у вас получились весенние картины. Когда вы смотрите на свои картины, какое у вас настроение? (радостное, веселое).
Ребята, давайте вдохнём запах весны. Вы почувствовали, чем пахнет весна. А вы рады весне? Тогда давайте споём весеннюю песню – ВЕСНЯНКУ
Дети встают в хоровод и исполняют «Веснянку»
музыка и слова О. Девочкиной [3]
Мы поём веснянку, мы поём веснянку,Песня так и льётся, песня так и льётся.Мальчикам и девочкам, мальчикам и девочкамХорошо живётся, хорошо живётся! (Идут по кругу взявшись за руки.)
Припев.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся! Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся! (На месте кружатся шагом, руки выполняют «фонарики».)
А в саду так звонко, а в саду так звонко (идут в центр круга)Птички распевают, птички распевают (идут из центра спиной), Солнечные зайчики, солнечные зайчикиВ лужицах сверкают! (Руки на поясе у мальчиков, за юбочки у девочек, «пружинка».)
Припев.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают! Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают! (На месте кружатся шагом, руки выполняют «фонарики».)
- Наша весенняя прогулка подошла к концу. Что нового и интересного вы узнали сегодня? Возьмите по весеннему солнышку и поверните его той стороной, какое у вас настроение.
- А теперь дорогие гости, покажите ребятками ваши солнышки. Какое у Вас настроение после нашего занятия? Наши солнышки радуют и согревают нас.
ЛИТЕРАТУРА
Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. 1 год обучения. 3 периода. –Авт.-составитель: Берлибо Е. Л., Петренко В. Х. – Корифей, 2010г.
Агранович 3. Е.Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР,— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 128 с.
Пятница Т.В. Лексика + Грамматика - …: Пособие по развитию лексико-грамматического строя у детей 4-6 лет. Часть 1. - Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2004г.
Девочкина О. Веснянка //Музыкальный руководитель № 2 - 2008 с. 73.
DVD-диск «Уроки тётушки Совы. Времена года».