Сказкотерапевтическое еоррекционно-развивающее занятие Страус.


Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие «Страус».
Цель: обучение новым моделям поведения в кризисных ситуациях, повышение уверенности в себе.
Основные задачи:
осмысление собственной модели поведения в кризисной ситуации;
обучение навыкам релаксации;
поиск новых путей разрешения личных проблем.
Необходимые материалы:
стулья по количеству участников;
по 3 листа бумаги формата А4 для каждого участника;
цветные карандаши, краски, кисточки.
Приветствие:
Ведущий приветствует всех участников занятия и представляется им. Если члены группы не знакомы друг с другом, проводится процедура знакомства. Каждый участник пишет свое имя на небольшом листе бумаги и с помощью булавки или бэйджика прикрепляет его на груди.
Составление правил группы:
Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, они примерно такие же, как и правила психотерапевтической группы: конфиденциальность; доверие; «Я-высказывания»; возможность сказать «нет»; активность и др., и принимает их.
Разминка. Упражнение «Мое настроение».
Ведущий предлагает участникам группы показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении они пришли на занятие. Если настроение радостное, бодрое — палец поднят вверх, грустное, подавленное — опущен вниз, а если нейтральное — палец находится в горизонтальном положении.
Графический диктант.
Введение в сказку.
Ведущий: Сегодня вы познакомитесь со сказкой о Страусе, который боялся опасности, и узнаете, как он научился справляться со своими страхами.
Итак:
Жил-был Страус, который очень боялся Опасности.
Едва завидев даже маленький признак неприятности, он поспешно закрывал глаза и быстро прятал голову в песок.
Когда Опасность подходила к этому согнутому созданию, она задевала его. Иногда сильно, иногда не очень. И шла себе дальше.
Как только Страус понимал, что Опасность миновала, он поднимал голову, облегчённо вздыхал и продолжал дальше жить своей растительной жизнью.
Упражнение «Образ агрессии».
Ведущий предлагает участникам…Продолжение сказки.
Ведущий:
Однажды Страусу повстречался другой Страус.
— Слушай, друг, — спросил тот, — а почему ты все время прячешь голову в песок? Ведь с твоими сильными ногами от Опасности можно убежать так быстро, что она никогда тебя не догонит.
— А ведь верно, — откликнулся наш герой и стал бегать от Опасности.
«Как здорово! Зоркий взгляд, сильные ноги и никаких грубых пинков!» — однажды остановившись, подумал Страус.
Он вздохнул, вспомнив свое недавнее прошлое, а затем снова куда-то побежал.
Упражнение «Взаимодействие со страхом».
Ведущий: Многие наши страхи и ограничения мешают нам двигаться вперед…Обучение приемам эмоциональной разрядки и мышечной релаксации.
Ведущий: А сейчас вы научитесь приемам расслабления, которые можно использовать в любых сложных жизненных ситуациях…Продолжение сказки.
Ведущий:
Вскоре страус встретил Орла.
—  Послушай, птица, почему ты все время бегаешь от Опасности? — спросил тот. — У тебя же есть крылья! Поднимись над Опасностью, и она не доберется до тебя.
—  Страусы не летают, — с сожалением ответил наш герой.
— Но у тебя есть крылья, — повторил Орел — значит, ты можешь летать. Только попробуй. Вот, смотри, как я это делаю.
И Орел взлетел высоко в небо.
—  Ух ты! — восторженно воскликнул Страус и сделал робкую попытку взлететь. Крылья его не послушались. — Ну вот, я так и знал, — грустно сказал он себе и продолжил, как и прежде, убегать от Опасности.
Но однажды Опасность окружила Страуса со всех сторон.
— Некуда бежать, — с грустью пробормотал он и собрался было, как прежде, спрятать голову в песок, как вдруг вспомнил слова Орла: «Ты можешь летать. Только поверь в себя!»
И Страус впервые ощутил свою внутреннюю силу. Он направил ее в крылья и... взлетел.
Упражнение «Горная вершина».
Ведущий предлагает участникам занятия сесть поудобнее, при желании закрыть глаза, глубоко вдохнуть несколько раз и расслабиться…Окончание сказки
Ведущий:
Итак, Страус последовал совету Орла. Он махал своими крыльями все сильнее и сильнее и вдруг почувствовал радость полета. Он забыл об Опасности и парил в небе, наслаждаясь простором и свободой.
Когда Страус посмотрел на землю, то увидел Опасность, от которой он улетел. С высоты птичьего полета она показалась ему такой маленькой, что Страус, удивившись, подумал: «Это ее я все время боялся? Да она же совсем не страшная!»
Он спустился вниз, по-новому посмотрел на Опасность и спросил:
— Что тебе от меня надо?
—  Ничего, — ответила Опасность и улыбнулась. — Я просто играла с тобой. Пока!
И она ушла искать других страусов, чтобы поиграть с ними.
— Вот оно что, — глубокомысленно произнес наш герой и снова взлетел в небо.
Уж очень ему понравилось летать.
Анализ сказки «Страус»
Ведущий предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.
1. О чем эта сказка?
2. Почему Страус боялся Опасности?
3. Можно ли было считать его по-настоящему сильной птицей?
4. Чем отличался маленький Орел от большого Страуса? Чему он его научил?
5. Что нужно было сделать Страусу, чтобы взлететь?
6. Почему, когда Страус посмотрел Опасности в глаза и поговорил с ней, она ушла от него?
7. Что делает с человеком страх?
8. Как вы поступаете в сложных жизненных ситуациях?
9. Есть ли у вас внутренняя энергия и сила? Где в теле вы ее ощущаете?
10. Что такое «сила духа»?
11. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Обсуждение занятия.
Участники обсуждают занятие, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватало? Говорят о том, какой вывод для себя сделали.
Завершение занятия.
Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.