Конспект урока на тему: «Лепка фигуры животного «Жираф». (3 класс)

Конспект урока на тему: «Лепка фигуры животного «Жираф»

Провела: учитель Кадьярова Любовь Ивановна,
учитель 1 квалификационной категории
МКОУ «Школа № 4» г. Ижевска

Цель: Научить лепить стилизованную фигуру жирафа из пластилина.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с новым приемом лепки из пластилина – вытягиванием.
Научить детей поэтапному изготовлению фигуры жирафа по инструкционной карте.
Совершенствовать умения и навыки изготовления жирафа, использование приемов вытягивания пластилина.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, наблюдательность через включение в урок задания практического характера.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать умение лепить жирафа при закреплении приемов лепки.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к жизни экзотического животного.
Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Форма урока: урок - путешествие.
Форма работы: индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практическая работа.
Сохраняющие здоровье технологии: музыкальная терапия, физкультминутка.

Оборудование:
- таблицы с приемами и этапами выполнения работы (лепки);
- доска для работы с пластилином;
- пластилин, стеки
- ИКТ – «песенка о жирафе» и песня «Чунга-Чанга», песенка «Я на солнышке лежу»;
- карточка с изображением приемов работы с пластилином;
- остров с изображением Африки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, Вместе руки поднимите.
Начинается урок. Превосходно!
Все за парты тихо сели, Опустили,
На меня все посмотрели. Сядьте прямо, улыбнитесь!
Руки ровно положите,

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем работать с пластилином.
II. Повторение пройденного материала.

1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Рассмотри и расскажи». Я буду показывать фигуру, а вы рассказывать, как они сделаны.
Работа с карточками.
Карточка: морковка. (На доску вывешивается рисунок).
- Чтобы сделать морковку, нужно скатать жгутик или колбаску, отрезать цилиндрик от нее, положить на доску и катать указательным пальцем только в одну сторону цилиндра.
- Небольшой кусочек пластилина скатать в шар, затем слегка придавить ладошкой к твердой поверхности и сделать вытянутую колбаску, но форма этой колбаски должна быть конусообразной. (Выложить алгоритм лепки моркови на доске).
- Молодцы, ребята, хорошо поработали!
А сейчас я предлагаю вам прогуляться по африканским просторам. (Указкой очертить контур острова, который висит на доске).

Проверка домашнего задания.

1. Беседа по прочитанной сказке «Слоненок».
- Какое задание было дано на дом?
- Верно, прочесть самим или чтобы воспитатель группы продленного дня прочитала вам сказку «Слоненок».
- Где происходят события сказки?
- Каких животных вы можете назвать в этом произведении?
- Кто написал эту сказку?
- Какими словами можно описать характер слоненка?
- За что его все били?
- Кто помог слоненку?
- Для чего слоненку такой большой хобот?
- Кто вытянул слоненку нос?
(Правильные ответы отмечаются фишками).

Объяснение нового материала.

Объяснение учителя.
- Сегодня на уроке изучим новый способ работы с пластилином. Возьмите в руки кусочек пластилина, согрейте его в ладонях, разомните и попробуйте оттянуть немного пластилина в сторону. Представьте, что ваши пальцы – крокодил, а кусочек пластилина – слоненок. Такой прием работы с пластилином называется – вытягиванием.
- Подумайте и назовите те предметы, которые можно вылепить из пластилина с помощью вытягивания. (Правильные ответы отмечаются фишками).
Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите внимательно картинки (иллюстрации висят на доске).
- Какие приемы лепки использованы на этих иллюстрациях?
- Какие детали вылеплены способом вытягивания?

Отгадайте загадку:
Это кто с длинной шеей
Здесь под солнцем рожки греет?
У него спокойный нрав,
Сверху вниз глядит на нас! (Жираф)!

- Ребята, какие вы молодцы! Сегодня я немного расскажу вам о жирафах, которые тоже проживают в Африке. Жираф – самое высокое и очень доброе животное. У жирафа длинные ноги, узкая грудь, длинная шея, маленькая голова с рожками, на его теле есть пятнышки. Длинная шея позволяет ему лакомиться нежными листочками, так же он очень любит сладкие фрукты. (Показать на рисунке части тела. Прикрепить фигуру жирафа на остров).
- Слепить фигуру жирафа из пластилина совсем просто, если следовать по инструкционной карте.

Выполнение практического задания.

Перед началом работы повторим «Правила безопасной работы с пластилином»
1. Правила техники безопасной работы с пластилином.
1. Выбрать для работы нужный цвет пластилина.
2. Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на доске, не брать пластилин в рот, засучивать рукава перед работой.
3. Отрезать стекой нужное количество пластилина.
4. Использовать в работе стеки только под руководством учителя.
5. Согреть кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
6. После работы с пластилином привести в порядок рабочее место, очистить от пластилина доску, протереть стол мокрой тряпкой.
7. По окончании работы учащиеся должны сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем руки.
8. Хранить пластилин в специальных коробках, в строго отведенном месте.
2. Пальчиковая гимнастика «в гости»
В гости к пальчику большому (выставляют вверх большой палец)
Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний, (названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний, с ним мизинчик – малышок (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимаются в кулак)
Постучался о порог (кулачки стучат друг о дружку).
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя (ритмично сжимают пальцы на обеих руках).


3. Закрепление выполнения практической работы.

- .. , что ты будешь делать сначала? (Показать рисунок на инструкционной карте).
- .., что ты будешь делать затем? (Показать рисунок на инструкционной карте).
- .., что ты будешь делать дальше? (Показать рисунок на инструкционной карте).
- .., что ты будешь делать в конце? (Показать рисунок на инструкционной карте).

Инструкционная карта по изготовлению жирафа.


Для работы подготовьте пластилин двух цветов – коричневый и оранжевый.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Оранжевый пластин нужно поделить на 7 порций разных размеров: для лепки головы, шеи, туловища и четырех ног, а также оставить немного для создания дополнительных элементов: ушей и хвостика.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Голова у настоящего жирафа маленькая, поэтому возьмите небольшой кусочек, скатайте шар, из шара – овал.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Стекой выдавите глаза, ноздри и рот.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Вставьте в ямки глаза, прикрепите рожки и уши.
Глаза - скатать маленькие шарики из белого и черного пластилина.
Уши – скатать 2 маленьких шарика, шарики раскатать в овал, овал приплюснуть. Полученные лепешки прикрепить по бокам головы.
Рожки – отщипнуть 4 маленьких кусочка пластилина, скатать шарики, 2 шара раскатать в колбаски. Шарики прикрепить по концам колбаски. Готовые рожки прикрепить к голове сверху между ушками.






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Самый большой кусочек скатаем в шар, слегка раскатаем до овальной формы. Таким образом формируем туловище.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Вставьте с одной стороны палочку в пластилин.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Налепите на палочку оранжевый пластилин. Противоположный конец деревянной палочки должен оставаться свободным.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Соедините голову со свободным концом палочки.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Для создания ног расплющите каждый из четырех шариков до состояния тонкой лепешки, оберните каждую лепешку вокруг спички и, поместив между ладоней, сделайте цилиндры. Один конец тонкого цилиндра оставьте свободным, а на второй – налепите темно-коричневое копыто.




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Вставьте четыре ноги в туловище.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Сзади зафиксируйте длинный тонкий хвостик с кисточкой на конце.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Чтобы превратить обычный оранжевый пластилин в шкуру жирафа, налепите на спину и шею коричневые лепешки разного размера.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Физкультминутка «Чунга-Чанга».
Звучит фонограмма песенки «Чунга-Чанга».
Ученики встают около своих стульев.
И.п. - Руки на поясе, приседая, поворачиваются вправо, влево.
И.п. – Руки опущены вниз. Руки поднять вверх и опустить через стороны низ.
И.п. – Руки вперед и развести в стороны.
- Маршировать на месте, высоко поднимая колени.
- Руки согнуть в локте, пальцы растопырены, два шага влево, два шага вправо.
- Присесть, руки перед грудью, встать – руки поднять вверх.
- Хлопать в ладоши, прыжками поворачиваться вокруг себя.
- Восстановить дыхание. Перейти на шаг, вдох, выдох при ходьбе.

Выполнение практической работы под классическую музыку.
Оказание индивидуальной помощи слабым ученикам.

Проведение текущего контроля
Опрос детей во время практической работы.
- Что будешь делать сначала?
- Что ты делаешь?
- Что ты будешь делать потом?
- Что будешь делать дальше?

4. Релаксация «Я в жаркой Африке».
- А теперь, ребята, закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке, светит горячее солнышко, вам тепло, от удовольствия вы закрыли глаза. Солнечный лучик щекочет вам щечки. Даже хочется петь! (Включается песенку «Я на солнышке лежу»).


Закрепление пройденного материала.

- Кто скажет тему сегодняшнего урока?
- Какого животного мы сегодня лепили?
- Какой прием мы использовали при лепке из пластилина?
- Где можно использовать прием вытягивания?

- Давайте вспомним последовательность выполнения нашей работы.
Сначала.
Затем.
Дальше.
В конце.

VII. Итог урока. Уборка рабочего места

- Оценка детских работ.
- Молодцы! Сегодня все хорошо потрудились. Всем спасибо за урок.
15