Урок по литературе в 11 классе Эвристическая беседа по стихотворению Н.Гумилева Жираф

Урок литературы в 11 классе
Эвристическая беседа по стихотворению Н. С. Гумилева
«Жираф».
Озюменко Алла Феликсовна, учитель русского языка и литературы,
ГБОУ Школа №1359.

Вступительное слово учителя.
В стихотворении «Жираф», которое было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт делится со своей собеседницей впечатлениями, которые произвела на него Африка. В каждую свою поездку Николай Гумилев вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, как много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав Ты плачешь? Послушайдалеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Беседа по вопросам.
1. Какова главная мысль стихотворения?
(Оно не является рассказом о животных, оно о любви.)
2. Если оно о любви, то почему называется “Жираф”?
Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?
(Это самое высокое животное, ему видно то, чего не замечают другие, к тому же раскраска его оранжево - желтого и коричневого цветов. Рисуя образ жирафа с плавными, изысканными движениями, герой призывает героиню возвыситься над своей печалью, с достоинством переносить жизненные невзгоды).
3. Каково стихотворение?
(Стихотворение экзотично, наполнено впечатлениями дальних странствий поэта).
4. Каково настроение стихотворения?
(Оно грустное, почти тревожное).
5. На что, в первую очередь, обращает внимание читатель?
(На образ диковинного животного жирафа, прекрасное описание которого дано в центре стихотворения).
6. Каков жираф?
(Он невероятно красив).
7. Какое слово в описании жирафа неожиданно поражает читателя?
(«Изысканный» - вот неожиданное слово, поражающее читателя).
8. Как дальше развивается это впечатление о жирафе?
(Дальше это впечатление развивается в картинных зрительных образах, ярких и красочных).
9. Почему мелодия стихотворения ласкает, завораживает?
(Особую музыкальность создает и нечастый размер пятистопный амфибрахий, словно качающий слушателя на волне стиха, и анафоры, повторы, мастерское использование аллитерации (особенно плавно повторяется звук -л- при описании жирафа).
10. Почему кажется, что обрамление стихотворения словно отодвигается на второй план?
(Красота жирафа, изысканная музыка стиха словно отодвигает на какое-то время обрамление стихотворения).
11. Каково значение обрамления?
(Обрамление очень важно для понимания сокровенного смысла стихотворения).
12. В чем же заключается сокровенный смысл стихотворения?
(Сокровенный смысл заключается в обращении к женщине, мягком. трепетном).
13. Кто она эта женщина?
(Она хрупкое, нежное создание с богатым внутренним миром).
14. Какое у нее настроение?
(Ей сегодня особенно грустно).
15. Где происходит действие? Как оно происходит?
(Маленькая комната, дождь за окном. Нежная хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. )
16. Когда происходит действие?
(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).
17. Кто ведет повествование?
(Лирический герой. )
18. Каким вы его себе представляете ?
(Лирический герой стихотворения романтик, мечтатель. Ему свойственна яркость, праздничность восприятия жизни, нежность, трепетное внимание к внутреннему миру близкого человека. Только он опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. И чтобы утешить любимую, отвлечь ее от тяжелых будней повседневности, поэт рассказывает прекрасную сказку про далекую землю, «про тропический сад, про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...).
19. Кем для лирического героя является любимая?
(Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА про ЖИРАФА про черную девуИ он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера).
20. Помогла ли сказка?
(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)
21. Как выражается художественное пространство?
(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад!)
22. Помогло ли погружение в экзотический мир уйти от проблем?
Вывод учителя: несмотря на экзотику деталей, стихотворение удивительно русское из-за пронизывающего его чувства грусти. И может быть Африка это мечта, голубой корабль на горизонте, который помогает человеку уйти от обыденной жизни?

15