Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов общекультурного направления кружок «Волшебный карандаш»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кульбаковская средняя общеобразовательная школа
Матвеево – Курганского района
Рассмотрена
на заседании ШМО
учителей начальных классов
« ___ » ________ 2015г.
________/Л.В.Василенко/
Согласовано
с зам.директора по УВР
« __ » _____ 2015г.
___________ /О.Д.Жерноклева/ Утверждено приказ №166
директор ОУ
« __ »_______ 2015г.
___________ /Н.А.Чернявская/
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов общекультурного направления
кружок «Волшебный карандаш»
( срок реализации 1 год)
Составитель:учитель начальных классов В.Н.Жерноклева2015 г.
Пояснительная записка.
Направленность программы «Волшебный карандаш» для обучающихся начальных классов является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - одногодичной.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
    Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
     На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
 Цель:  раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
-воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
-художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
-технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи:
развитие  воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему  миру.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы. Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах. Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии. Результатом будут организованные выставки в школе. Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.
Ожидаемые результаты:
личностные предметные метапредметныеОриентирование в социальных ролях
Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
Развитие наблюдательности зрительной памяти.
Соблюдение последовательности выполнения работы.
Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
Участие в коллективном обсуждении
Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
Развитие художественного вкуса.
Овладение художественными терминами. Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
Кружок «Волшебный карандаш» - 33 часа
Тематическое планирование
№ Тема занятия Содержание дата
1    Творческие работы на тему «Мои увлечения» Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме. 1.09
2   Рисунки на тему «Я и моя семья» Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. 8.09
3
4
5 Тематическое рисование «Пусть всегда буду Я».(4ч)
Смешивание красок. «Яркие лучи». «Узоры на окне».
«Что окружает нас».
Беседа о природе.Рисование по теме. 15.09
22.09
29.09
6   «Пейзаж».
«Осенний лес».
Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. 6.10
7   Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации. 13.10
8 Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени. 20.10
9 Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа. 27.10
10-11 Рисование на тему «Братья наши меньшие» Отношение к животным. Любимое домашнее животное. 10.11
«Животные жарких стран». «Рыбки в аквариуме». «Домашние птицы».«Мои любимые домашние животные». «Мои любимые дикие животные».
17.11
12 Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме. 24.11
13 Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.   Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки. 1.12
14-15 Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». Представления детей о космосе. Рисование. 8.12, 15.12
16 Былинные богатыри. Илья Муромец. Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. 22.12
17 Рисунки на тему:  «Зимние забавы». Рисование по теме. 29.12
18 Рисование на тему: «Подводное царство». Рисование по представлению на заданную тему. 12.01
19 Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»   Прослушивание сказки. Иллюстрирование. 19.01
20 Рисование на тему: « Красота вокруг нас». 26.01
21  Рисование на тему: « Красота вокруг нас». Изображение пейзажей родного края. 02.02
22 Рисунок-декорация «Сказочный домик». Просмотр картин художников по теме . Рисование по представлению. 09.02
23 Рисунки на тему «Любимые герои» Изображение человека и животных разными художественными средствами. 16.02
24  Изготовление праздничной открытки. Создание простого подарочного изделия. 01.03
25
Рисование на тему «Родина моя». Передача красоты родного края выразительными средствами. 15.03
26-27
28 Пальчиковое рисование.
«Красивые бабочки»,
«Цветочные поляны». «Подводное царство». «Смешные рожицы». «Жар-птица».
Создание сюжетных композиций 22.03
05.04
12.04
29
30
 Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов. 19.04
26.04
31-33 Рисование мелом на асфальте.
«Мои каникулы!» «Здравствуй, лето!». «Шмели над лугом». «Мы все любим рисовать»
Создание сюжетных композиций 10.05
17.05
24.05
33 час.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки занятий, сообщений, докладов и рефератов:
http ://ru. wikipedia. org/wiki HYPERLINK "http://moikompas.ru/tags/plastilin" http://moikompas.ru/tags/plastilinhttp://art.thelib.ru/culture/pictures/iskusstvo_yaponii.htmlhttp ://www. orientmuseum.ru/arthttp://www.vasnecov.ruДля учащихся:
1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А.Неменская; под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2011.