Пояснительная записка к методической разработке внеурочных мероприятий по иностранным языкам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методической разработке преподавателя иностранных языков
ГБПОУ АО «Техникума судостроения и машиностроения» г. Северодвинска
Дерновой Светланы Витальевны

Обучение иностранному языку в профессиональном образовательном учреждении преследует комплексную реализацию обучающей (практической), развивающей и воспитательной целей.
Совершенствование процесса обучения иностранным языкам невозможно без организации полноценной познавательной деятельности. Как известно, главной движущей силой познавательной деятельности является интерес. Творческий поиск новых путей в обучении иностранным языкам помогает зажечь искорку интереса в глазах обучающихся, делает процесс обучения посильным и радостным.
Внеурочные мероприятия: театрализованное представление «Рожденный под северной звездой», посвященное трехсотлетию М.В.Ломоносова, мероприятие с участием индусов «Проводы Масленицы», музыкально-поэтическая композиция «И нет безымянных солдат», посвященная
70-летию Победы в Великой Отечественной войне, были разработаны и проведены на базе библиотеки семейного чтения «Книжная гавань» благодаря творческому сотрудничеству с работниками данного учреждения культуры.
Актуальность внеурочной работы по иностранному языку обусловлена рядом причин. Во-первых, современный молодой человек стремится реализовать свой потенциал не когда-то в будущей жизни, а в настоящем времени. Поэтому уже сегодня нужно создать условия успеха, помочь ему обрести уверенность в своих силах, в том числе в овладении иностранным языком. Во-вторых, каждый молодой человек ощущает необходимость в установлении дружественных и деловых отношений не только со сверстниками, но и людьми разного возраста, разных социальных групп, разных национальностей. Внеурочные мероприятия как раз и обеспечивают удовлетворение потребности в разных видах неформальной совместной деятельности и общении с интересующими молодежь людьми. В-третьих, внеурочные мероприятия, интегрируясь с уроком, обеспечивают педагога многообразием моделей организации учебно-воспитательной работы, которые могут всецело удовлетворять познавательные и коммуникативные потребности студентов. В-четвертых, подготовка и проведение внеурочных мероприятий дает возможность углубить и расширить знания, апробировать приобретенные обучающимися умения и навыки, получить от преподавателя квалифицированную помощь. Внеурочные мероприятия стимулируют развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, отношений партнерства.
Разрабатывая внеурочные мероприятия, мной учитывался тот факт, что все виды внеурочной работы по предмету должны иметь доступную и привлекательную форму, чтобы вызвать интерес обучающихся. Знание потребностей обучающихся, несомненно, позволяет более целенаправленно отбирать содержание и форму мероприятия, которые будут способствовать успешному развитию, обучению и воспитанию студентов.
Выбор тем мероприятий легко объяснить: в содержании программы по иностранному языку выделены темы «Праздники и обычаи», «Выдающиеся ученые», «Нация», к тому же в определенный год весь культурный мир отмечал знаменательную дату, связанную с именем М.В.Ломоносова, нашего великого земляка. Эстетическое воспитание средствами предмета, являясь составной частью программы воспитания обучающихся, помогает личности осознать себя в культуре и истории.
Цели и задачи внеурочного мероприятия – театрализованного представления «Рожденный под северной звездой»:
Познакомить с различными жизненными этапами М.В.Ломоносова
Расширять кругозор обучающихся
Развивать творческие способности обучающихся, создавать условия для их самовыражения
Способствовать развитию коммуникативных качеств обучающихся
Вызывать чувство гордости за Русский Север, своего великого земляка
Цели и задачи внеурочного мероприятия «Проводы Масленицы»:
Приобщать молодежь к культурно-историческому наследию России
Воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям других стран и народов
Способствовать развитию коммуникативности обучающихся
Развивать эстетическое восприятие и чувство прекрасного
Активизировать творческую и интеллектуальную деятельность участников мероприятия
Цели и задачи внеурочного мероприятия – музыкально-поэтической композиции «И нет безымянных солдат»:
Познакомить обучающихся с поэзией, посвященной Великой Отечественной войне
Развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности
Воспитывать у молодежи чувство патриотизма, непримиримости к любому виду насилию
Воспитывать чувства гуманности, уважения к ветеранам войны и труда
Вызывать чувство гордости за свою страну, свой народ
Сценарии всех трех внеурочных мероприятий разработаны на основе использования личностно-ориентированной технологии обучения, информационно-коммуникационной технологии, технологии сотрудничества.
Проведение внеурочных мероприятий способствует формированию познавательного интереса к учебной дисциплине «Иностранный язык». Выбор содержания, методов и формы мероприятий обусловлен особенностями воспитания и обучения молодых людей данного возраста и уровня подготовки. Разрабатывая сценарии, учитывался тот факт, что для многих обучающихся «стартовой площадкой» для саморазвития личности является познавательный интерес. Поэтому содержание и форма его подачи должны быть такими, чтобы молодой человек убедился в его интересности, личной или социальной полезности, значимости для учения, для самовыражения и самоутверждения, в необходимости выполнения заданий преподавателя.
За основу выбрана коммуникативная системно-деятельностная модель организации внеурочного мероприятия. Использованы метод рассказа ведущих (по типу литературной гостиной), иллюстративный метод (подготовлены мультимедийные презентации), метод игровых эмоциональных ситуаций, метод практических действий, а также методы стимулирования и мотивации деятельности. Указанные методы, на мой взгляд, позволяют «погрузить» участников в среду, включить их в деятельность, что соответствует их возрастным особенностям и потребностям.
Активизация обучающихся в ходе мероприятий обеспечивалась разнообразными приемами: диалогами на русском и иностранных языках, переводами, монологическими выступлениями по предложенной тематике, творческими заданиями (подбор загадок на английском языке, чтение на русском и иностранных языках стихотворений, исполнение песен, участие в конкурсах и викторинах).
Для достижения цели очень важно создание благоприятной психологической атмосферы во время мероприятия: торжественная обстановка, яркое оформление, продуманное музыкальное сопровождение, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь и т. п. способствуют развитию у обучающихся интереса к совместной творческой жизнедеятельности, потребности в сотворчестве с взрослыми участниками учебно-воспитательного процесса.
Ввиду того, что иностранный язык как никакой другой учебный предмет открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных дисциплин, то одним из резервов повышения мотивации познавательной деятельности обучающихся при разработке и проведении всех внеурочных мероприятий было рациональное применение межпредметных связей с общеобразовательными дисциплинами: литературой, историей, географией, информатикой, физикой.
Практическая значимость перечисленных внеурочных мероприятий, несомненно, велика. Наше общество становится более открытым, у нынешних обучающихся может появиться реальная возможность, а может быть, и необходимость непосредственного общения с иностранцами. Как, например, мероприятие с участием индусов «Проводы Масленицы» стало хорошим стимулом речевой активности обучающихся на английском языке.
Без сомнения, все представленные внеурочные мероприятия могут быть использованы другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15