Песня в военной шинели

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Толстовка
Краснопартизанского района Саратовской области»





















Подготовила:
Исаева Ольга Леонтьевна,
учитель русского языка
и литературы










Цели:
Ознакомление с творчеством поэтов и композиторов военных лет.
Развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет.
Воспитание патриотизма учащихся.



Оформление:
Плакат с названием мероприятия.
Книжная выставка: «Этих дней не смолкнет слава»
Выставка музейных экспонатов.


Оборудование:
Музыкальный центр.
Проигрыватель.
Грампластинки с записью песен военных лет.


Участники:
Учащиеся 9,11 классов.
Коллектив учителей.
Приглашенные.



















«Нам песня строить и жить помогает».
Слово учителя:
Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие ещё песни, когда идёт война. кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты. С песней на привале они отдыхали. А в тех. кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Это слова из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Воевал весь народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы и оптимизм.
1-й ученик:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Эти стихи В.И. Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актер Малого театра. В тот же день эти стихи были напечатаны во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Б.А.Александров.
Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам. Её пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу. Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас. (Слушание в грамзаписи песни «Вставай, страна огромная!»)
2-й ученик:
« В землянке»
Однажды известный поэт А.Сурков написал стихотворение о землянке, которому суждено было стать первой лирической песней в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Авторы песен А.Сурков и К.Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л.Утесов, Л.Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых. (Слушание песни в исполнении ученика 11-го класса Смирнова Владимира).
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
3-й ученик:
События песни «На безымянной высоте» подлинны. Между Калужской и Смоленской областями есть поселок Рубежанка. Вот там-то и находилась знаменитая сейчас, а в военное время безымянная, высота 224,1 м. На захват этой высоты ушла группа воинов 718-го стрелкового полка. Их было восемнадцать сибиряков-добровольцев во главе с лейтенантом Евгением Порошиным. Поэт М.Матусовский услышал историю героического сражения за эту безымянную высоту ещё во время войны. Она поразила его. А позже ему довелось, и познакомиться с оставшимися в живых: Герасимом Ильичем Лапиным и Константином Николаевичем Власовым. Один был оглушен и контужен. Его спасла наступившая темнота, благодаря которой он, придя в сознание, дополз к своим. Другой был ранен, затем плен, побег и продолжение войны уже в партизанском отряде.
Оба героя смогли встретиться после войны, когда был установлен памятник на месте жестокого сражения. И землянка, и обгоревшая сосна, и музей – все это рядом с памятником.
А внутри знаменитой землянки «в три наката», на деревянной стене высечены слова песни:
Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те –
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Композитор В. Баснер вспоминал, что мелодия писалась не просто. Три варианта были забракованы поэтом, режиссером и музыкальным редактором.
Баснер решил отказаться, но время ещё оставалось, а режиссер настаивал. И однажды в поезде, под стук колес, и возникла мелодия любимой и в наши дни песни. Композитор напевал ее всю дорогу, чтобы не забыть. Он не забыл. И не забыли ее мы – новое поколение (слушание песни в исполнении учителей школы).
Дымилась роща под горою,
А вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Сгорая, падала ракета,
Как догоревшая звезда,
Кто хоть однажды видел это
Тот не забудет никогда
Тот не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
4-й ученик:
«Синий платочек»
Мы часто удивляемся, когда читаем имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случилось так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз. На одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.Галицкий отметил одну, особенно ему понравившуюся мелодическую импровизацию. Ее играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать знаменитые строки. Стихи понравились и композитору, а на последующих концертах «Синий платочек» уже звучал в исполнении солиста оркестра Станислава Лендау. Песне предстояла долгая жизнь. (Слушание песни в исполнении девочек 9 класса: Сунгатуллиной Регины, Кузнецовой Дарьи).
Синенький скромный платочек,
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой
Нет больше ночек,
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?

Письма твои получая,
Слышу в голос родной,
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной
И мне не раз
Снились в предутренний час
Кудри в платочке,
Синие ночки,
Искорки девичьих глаз.

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала, и обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.

Сколько заветных платочков
Носим мы в сердце с собой!
Радости встречи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой,
За них, родных,
Любимых, желанных таких,
Строчит пулеметчик,
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Учитель:
Песня «Темная ночь» на слова В.Агатова, музыку Н.Богословского невероятно популярна. Она согревала душу бойцов. Эта песня о любви, надежде, вере. (Исполнение песни учеником 11-го класса Ворониным Сергеем).
1. Темная ночь. Только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,
Тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая,
Знаю, не спишь.
И у детской кроватки тайком
Ты слезу утираешь.
Как я люблю
Глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу
К ним прижаться сейчас губами.
2. темная ночь разделяет, любимая, нас
И тревожная черная степь
Пролегла между нами.
Верю в тебя дорогую подругу мою
Эта вера от пули меня
Темной ночью хранила.
3. радостно мне, я спокоен
В смертном бою
Знаю, встретишь с любовью меня
Чтоб со мной не случилось
Ты меня ждёшь
И у детской кроватки не спишь
И поэтому, знаю, со мной
Ничего не случится.
5-й ученик
«Случайный вальс»
Когда воинская колонна останавливалась на ночевку в селе или маленьком прифронтовом городке, то на дверях клуба или школы вывешивалась объявление: «Танцы до утра». Никакая война не могла убить человеческие чувства: Радость встреч и знакомств, чувство влюбленности и грусти.
Танцы до утра, а утром – снова в поход. Не раз повидав это, поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Танцы до утра». В нем были строки:
Воет вьюга на Осколе,
По реке скользят ветра.
Говорят, сегодня в школе
Будут танцы до утра.
Хриплый голос радиолы,
Снег, летящий за порог,
Запах пудры невеселый,
Топот валяных сапог.
Танцы вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука
С бригадой артистов кочевал по фронтам войны композитор Марк Фрадкин. При встречи Е.Долматовский прочитал ему свои стихи. Фрадкин на трофейном аккордеоне наиграл мелодию вальса. Стихи и музыка разошлись по ритму, и все так и осталось. Но после Сталинградской битвы
Е. Долматовскому и М.Фрадкину вручили ордена Красной Звезды и попросили рассказать о своих творческих планах. И снова зашел разговор о стихотворении «Танцы до утра». Сергей Галаджев, который был в то время начальником Политуправления фронта, сказал, что «песенное оружие» необходимо, а из этих стихов может получиться офицерский вальс. Ночью, двигаясь на север в вагоне Политуправления, поэт и композитор написали офицерский вальс.
На остановках М.Фрадкин пел песню для бойцов разных эшелонов.
И вскоре песня обогнала их. Её пели все: и офицеры, и солдаты. Поэтому название песни было изменено. «Офицерский вальс» стал «Случайным вальсом». (Слушание песни «Случайный вальс» в грамзаписи. Исполнение вальса (танца) учениками 11-го класса).
1. Ночь коротка, спят облака
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука
После тревог спит городок,
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок
Припев:
Хоть я с вами
Совсем незнаком,
И далеко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю о чем.
2. Будем кружить, будем дружить.
Танцевать я совсем разучился
И прошу вас, меня извинить.
Утро зовет, снова в поход.
Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.
Припев.
6-й ученик:
«Эх, дороги»
Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7-е ноября. Нужна была песня о том, что свершил наш народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, Лев Ошанин и Анатолий Новиков, сами не раз побывали на фронте и до этого написали уже немало песен на эту тему. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Для авторов песня «Эх, дороги» была самой любимой. И слова и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня – воспоминание о пройденных дорогах войны. (Слушание песни в грамзаписи.)
Учитель:
Песня «Журавли» на слова Р.Гамзатова, музыку Я.Френкеля написана после войны. Но хочется, чтобы вы послушали её. Это песня-память, память
живых о погибших. (Исполнение песни учеником 11-го класса Ворониным Сергеем.)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и падают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане, на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я полечу в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
7-ой ученик.
«Катюша»
Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен - песню «Катюша», авторов М. Блантера и М.Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, их внуки. Уверена, что её знаете и вы.
Эта песня о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы.
Песня приобрела мировую известность. (Исполнение песни всеми сидящими в зале).
Учитель:
Подошло к концу наше мероприятие «Песня в военной шинели». Окончилась наша встреча с песней, но не дружба с ней. Вы узнали историю некоторых военных песен, прослушали их. Эти песни поют и знают старшее и младшее поколения. Старайтесь не забывать эти песни. В них – история нашей страны.









Внеклассное мероприятие по литературе:"Песня в военной шинели"