Урок по литературе Стрела Махамбета (7 класс)


Мирошниченко Надежда Викторовна
Учитель русского языка и литературы
ГУ «Люблинская средняя школа»
Карасуского района
Костанайской области
(сот) 87076134993
nadiezhda_miroshnichienko@mail.ruУрок литературы в 7 классе.
Тема: Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина – в романе А. Алимжанова «Стрела Махамбета».
Цель урока: продолжить знакомство с произведениями о национальных героях; совершенствовать навыки литературного произведения, навыки выразительного чтения; формировать мировоззрение, расширять кругозор учащихся; развивать речь и мышление; воспитывать патриотизм и уважение к подвигу защитников родины.
Тип урока: объяснение нового материала
Методы: беседа, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский.
Оборудование: портрет автора и героя произведения, текст (фрагмент), рабочий лист, карточка «Рефлексия».
Ход урока.
Эпиграф:
Смерть придет – неизбежен рок!
Каждый встретит свою долю,
Жизнь свою отдаст за народ …
Махамбет Утемисов.
Организационный момент.
а) Приветствие и готовность класса: Здравствуйте ребята и дорогие гости. Наш урок сегодня посвящен не только изучению литературного произведения, но и знакомству с исторической личностью.
б) Создание коллаборативной среды на уроке – встаньте и возьмитесь за руки.
Человеческое тепло
Марина Корнеева-ЕвтееваЕсли есть в нашем мире странномТо, чего не коснулось зло,Это то, что не взять обманом:Человеческое тепло.
Многих судеб и душ паденьеБезвозвратно произошло.Не продать, не купить за деньгиЭто редкостное тепло.Между небом и нами - сети,Всё, что ценно, на нет сошло.Держит нас лишь одно на свете –Человеческое тепло.Перевёрнуты все устоиМчит грядущее под уклон.Но пока ещё есть простоеЧеловеческое тепло,Не разрушится цепь рождений.Дай же, Бог, чтобы нас спаслоТо, что выше земных творений:Человеческое тепло.
Учитель: Я надеюсь, что сегодня вы подарите свое тепло нашим гостям, а друг другу свою поддержку и взаимовыручку.
Актуализация опорных знаний.
У. - Ребята над какой темой мы работа с вами на прошлом уроке? (произведения о ВОВ).
У. – как вы думаете с какой целью я взяла на начало урока стихи Марины Корнеевой- Евтеева«Человеческое тепло»? (связать с событиями в мире).
У. – У вас было домашнее задание: подготовить авторов и названия произведений о ВОВ (отвечают несколько человек).
У. - Как изображают авторы войну? солдат? (приводят примеры – война: подлая, предательница, разрушительница, солдат: листок с дерева, журавли).У. –Ребята, скажите, за что мы должны сказать им огромное спасибо? (за совершенный подвиг).
Введение в новую тему.
а) Вводная беседа.
У. – Сегодня мы с вами продолжим говорить о подвигах. Спасибо, тем солдатам, которые отчаянно сражались за Родину, за матерей, отцов, за жен и детей. А самое главное за СВОБОДУ.
б) Работа с эпиграфом.
У. –Давайте попробуем определить значение эпиграфа.
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением, в котором рассказывается о смелости и мужестве казахского народного героя, боровшегося за свободу.
Объявление темы и целей урока.
Изучение новой темы.
а) Выступление ученика по биографии Алимжанова.
Родился 12 мая 1930 года в ауле Карлыгаш,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%B4%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C" \o "Талдыкорганская область" Талдыкорганской области.
С 1949 года по 1954 — обучался в Казахском Государственном университете в Алма-Ате.
После окончания факультета журналистики работал собственным корреспондентом «Литературной газеты» (Москва) поЦентральной Азии и Казахстану.
С 1963 по 1967 год работал главным редактором киностудии « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC" \o "Казахфильм" Казахфильм». В 1968 году был приглашен собственным корреспондентом газеты «Правда» (Москва) по Казахстану. С 1969 года являлся главным редактором литературного еженедельника «Казах эдебиеті»..С 1959 года являлся заместителем председателя Советского комитета по связям с писателями Азии и Африки, являлся активным членом Афро-Азиатской Ассоциации писателей и Европейского сообщества культуры.
В 1981-1991гг. председатель Казахского агентства охраны авторских прав.
В марте - октябре 1991г. президент Ассоциации коммерческого телевидения и радиовещания Казахской ССР.
В 1991 году был избран Председателем «Социалистической партии Казахстана.
Умер 9 октября 1993 года. Похоронен в Алма-Ате.
б) Выступление 2 ученика - Махамбет Утемисов.
Махамбет Утемисов великий казахский поэт, батыр, который сыграл немаловажную роль в становлении казахской литературы ХІХ века. Природа щедро наградила его талантом композитора, виртуозного исполнителя кюйев, оратора и пламенного поэта.
Родился в 1803 году в  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B0" \o "Букеевская Орда" Букеевской Орде (ныне Урдинский район Уральской области).
Первые знания Махамбет получил в медресе. Продолжил учение в Оренбурге, куда в 1824 году его, уже известного поэта, послал хан Внутренней (Букеевской) орды Джангир, определив его наставником к своему сыну Зулькарнаю. Там Махамбет овладел русским языком и русской грамотой. Был набожным человеком, осведомлённым в исламе.
Около пяти лет он был воспитателем ханского наследника, а потом между Махамбетом и ханом Жангиром возник конфликт.
Осенью 1829 года Махамбет, активный участник вспыхнувшего в степи восстания, был заключен в Калмыковскую крепость, где провел два года: бежать ему удалось только в 1831 году.
Вместе с  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B9" \o "Тайманов, Исатай" Исатаем Таймановым возглавил повстанческие отряды, ведшие борьбу с правительственными российскими войсками и войсками хана Джангира. После поражения восставших в битве у р. Акбулак, во время которой погиб Исатай Тайманов, бежал на юг, где скрывался несколько лет.
Погиб 20 октября 1846 года на территории нынешней  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B0%D1%83" \o "Атырау" Атырауской области — был убит наёмными убийцами своих врагов.
В память о великом герое.
Памятная монета Казахстана номиналом 50 тенге, посвящённая 200-летию со дня рождения Махамбета.
На месте гибели поэта в 40 км от посёлка Индерборский в Атырауской области построен мазар-мавзолей. Ежегодно у мавзолея проходят литературные чтения по произведениям Махамбета.
Махамбету установлен конный памятник в городе Уральске.
Именем Махамбета назван райцентр в Атырауской области Казахстана.
В СССР имя было присвоено Гурьевскому межобластному казахскому драматическому театру.
В Алма-Ате был воссоздан облик Махамбета Утемисова по методу знаменитого русского скульптора-антрополога Михаила Герасимова[1].
2003 год в честь 200-летия поэта по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Махамбета. К этой дате в Атырау был установлен памятник Махамбету и Исатаю.
Вопрос – Вы сейчас прослушали биографию Махамбета, скажите какой смысл закладывал автор в название произведения «Стрела Махамбета» («стрела» - поэтическое слово, творчество писателя, в котором он показывает все тяготы жизни простого казаха).
У. - Известный русский путешественник и писатель Е.П. Ковалевский писал: « Я понял его как человека чрезвычайно замечательного в кругу своего народа, самозабвенно ему преданного, весьма образованного. Хорошо владеющего русским языком, как подлинного патриота, как натуру героического склада, страстно ищущей души и большого обаяния, как на редкость увлекательного собеседника».
в) У. – Историческая справка романа «Стрела Махамбета».
О чем же данное произведение? "Роман «Стрела Махамбета» А. Алимжанов посвятил тому периоду казахской истории, который имел решающее значение для становления казахов как нации и для зарождения революционного движения... 
Казахстан в конце 18 – начале 19 веков превращается в узел острейших внутриполитических и религиозных противоречий. Будучи страной феодальной, с отсталыми формами экономики, преимущественно с полукочевым населением, он подвергся колониальной политике царского самодержавия. В результате беднейшая часть населения оказалась под двойным гнетом царских чиновников и местной феодальной байской знати. Тяжким бременем на трудящихся ложились налоги и поборы, бесчинства баев, султанов, волостных правителей.
Сложилась ситуация, когда зрело недовольство народа. Все привело к тому, что в 1836-1837 годах в Западном Казахстане, в Букеевской Орде вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Исатая Тайманова и поэта Махамбета Утемисова.
Применяя артиллерию, царские карательные отряды разгромили повстанцев. Но Исатаю и Махамбету удается вновь поднять на борьбу народ, однако в 1838 году они терпят окончательное поражение.
Восстание изначально было обречено.
Что значат полуголодные, полураздетые, плохо вооруженные бедняки-кочевники против артиллерии, против сытых и вооруженных карателей, отряды которых еще долго будут бесчинствовать в степях казахского народа и сделают еще много черных дел в истории целой нации.
Его стихи пропитаны кровью, болью, испытанием, порохом, горечью, звоном сабель и штыков, разочарованием, радостью побед, маленькой искоркой надежды на лучшее, отчаянием, одиночеством, потерей и крушением всех надежд на лучшую долю.Во имя правды сел на скакуна,
Грудь грозной силой большинства полна,
Чтоб то, что было отнято врагом,
Тебе вернуть, любимая страна.
Но в душе своей он одинок.
Один я на свете живу,
И в сердце поэтому – стылость.
В горючих печалях прошли
И ночи, и дни Махамбета.
У. – О чем данные строки поэта? Как себя показывает поэт в данных строках? За что боролся Махамбет?
У. – Чтобы более точно понять сущность поэта, я предлагаю вам ознакомиться с отрывком произведения « Стрела Махамбета».
г) Чтение фрагмента романа.
...Как-то Махамбета познакомили там с офицером-лекарем.- Я непременно приеду в ваши края, в Оренбург. Буду рад встрече, беседам. И тогда я спрошу вас не о ханах, а о Срыме Датове, сударь. Вы поэт хана? Я вижу, вы хорошо знаете родословную правителей степи...     - В степи у нас вечная борьба против самовластия ханов и султанов, любезнейший господин. Народ говорит о них лишь то, что заслужили. Казахи - слишком вольный народ. Каждый пастух гол, но горд. В этом, возможно, счастье и трагедия нашей жизни. Мы не любим почитать живых, тоскуем лишь по мертвым батырам. Плохо, что каждый хвалит свое племя, а вожди грызутся за власть. Лишь в тяжелые дни поднимаются батыры на защиту народа. Но настоящей свободы нет ни у тех, ни у других.     Да и была ли она у кого-нибудь? Хан тоже дрожит за трон. А я не поэт хана. Я слагаю стихи о батырах, достойных славы, таких, как Срым Датов!..     Если в начале беседы Махамбет был деликатен, видя перед собой лишь царского чиновника, то теперь, после столь дерзкого замечания собеседника, он стал самим собой. Он говорил резко, не скрывая своих чувств и мыслей.
Вопросы по тексту:
У. -Как ведет себя поэт, когда его называют поэтом хана?
У. -Какие качества присущи Махамбету?
У. - Можно ли его назвать лидером?
У. – А кто же такой лидер? (Лидер - это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду). 
У. -За каким человеком, по вашему мнению, пойдет народ?
Составление кластера ЛИДЕР (качества лидера).
Обобщение по теме.
У. -Что хотел автор показать своим произведением? (обычаи и нравы простого казаха, тяготы и лишения того времени, несправедливость знати по отношению к народу).
У. -В чем же был подвиг Махамбета Утемисова? За что боролся поэт?
С каким произведением из русской литературы его можно сравнить? Что объединяло героев произведения.
VI. Рефлексия. Оценивание.
Я
узнал что-то новое (самое запоминающееся) __________________________________________
получил радость (от чего)__________________________________________________________
из сегодняшнего урока вынес для себя (что)___________________________________________
ничего не понял (как ты думаешь, почему?)________________________________________________________________________
расстроился (причина) _____________________________________________________________
Какой вывод сделал для себя _________________________________________________________________________________
Информация о д\з.
Написать эссе «Свобода – самая большая ценность народа».
lefttop

Самоанализ урока.
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока.
Данный урок проходил в 7 классе, в котором 10 учащихся Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.
Если говорить о месте урока в курсе русской литературы, то это урок- ознакомление с творчеством А.Алижанова, в продолжении темы о подвигах защитников своей родины. В рамках данной темы необходимо было дать представление об исторической личности М. Утемисова и роли его творчества для простого народа в то тяжелое время.
Следовательно тип урока – Изучение нового материала с его закреплением, повторение ранее пройденного, опираясь на известные учащимся знания и проводится не только изложения и объяснения учителем, но и в форме разнообразной работы учащихся.
Цель урока: продолжить знакомство с произведениями о национальных героях; совершенствовать навыки литературного произведения, навыки выразительного чтения; формировать мировоззрение, расширять кругозор учащихся; развивать речь и мышление; воспитывать патриотизм и уважение к подвигу защитников родины.
Образовательные задачи урока:
Систематизировать и обобщить знания обучающихся о патриотах своей страны.Актуализировать значимость «слова» в судьбе народа.
Развивающие задачи урока:
развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) через задания на развитие критического мышления.
развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию своей точки зрения.
развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.
Развивать интерес к предмету.
Воспитательные задачи урока:
Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости к своей Родину.
В структуре урока можно выделить несколько этапов:
Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Проверка домашнего задания.
Постановка цели занятия перед учащимися.
Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
Первичная проверка понимания.
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем анализа текста.
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.
Рефлексия.
Домашнее задание к следующему уроку.
Подведение итогов урока.
На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.
Использовались такие приемы: неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материала, ведение карты урока.
Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Использовались средства обучения: демонстрационное оборудование, учебно-наглядное пособие (карта урока).
Активность была 90%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты, на мой взгляд, оптимальны.