Классный час в 5 классе. Тема: Горизонты доброты


Урок самопознания в 6 классе.
Тема: Горизонты доброты
Тема: Горизонты доброты.
Цели: расширить представления учащихся о понятии «доброта»,акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни.
Задачи:
Углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека;
2. Развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать .
3. Развитие способности и умения проявлять доброту и определять ее как качество человека.
4. Воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним.
Слайд № 1 ( название темы)
Круг радости:
Учитель приветствует учеников.
Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем. С кем встречаемся: добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Учитель предлагает встать в круг и по кругу назвать добрые действия человека( например: помогать, понимать, сочувствовать, оберегать)
-Сегодняшний день я хочу начать со стихотворения Сергея Острового
( слайд № 2)
В жизни по - разному можно жить;
В горе можно. И в радости,
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
Учитель:
Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг.
Жизнь человеку дается только раз и нужно прожить ее так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит « Счастья достигает тот, кто стремиться сделать счастливым других».Если хочешь, чтобы люди к тебе относились хорошо, значит ты сам должен относиться к ним хорошо.
Сегодня мы постараемся разобраться с вами в том, какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону.
-Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать? (Ответы учащихся: любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным и т.д.)- Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека, потому что доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
- Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, благородных решений?
( ответы ребят: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством…)
- Что же такое доброта? (ответы учащихся)
Доброта- отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное, стремление делать добро другим.
( слайд № 3)
Задание: составить кластер. Запишите ассоциации, которые возникают, когда вы слышите слово « доброта» (слайд № 4, написать во флип-чарте)
мама
подарок
свет
счастье

Доброта

Задание:
Учитель: Рассмотрите перечень личностных качеств. Выберите те, которые характеризуют человека, обладающего добрым характером. Дополните их. Пользуясь полученным результатом, составьте словесный портрет человека с добрым характером. Кто из ваших знакомых соответствует ему? Расскажите об этом человеке. ( слайд № 5)
Расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, умение слушать, любознательность)Прочитайте притчу. Подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему?
Современная притча.
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: « Что за люди живут в это городе?»
« А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец.
« Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник.
« Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе.
« А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец.
« Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник.
« Здесь ты найдешь таких-же», - сказал мудрец.
« Почему ты одному сказал. Что здесь живут плохие, а другому – хорошие люди ?» - спросил мудреца ученик.
Мудрец ответил:
(ответ мудреца учащиеся пробуют сформулировать сами)
Настоящее окончание притчи приводим на сладе №6)
« Везде есть и хорошие люди и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать»
Задание.
- Давайте и мы с вами поищем положительные и отрицательные качества людей.
Перед вами на доске человеческие качества. Разделите эти качества на две группы ( слайд № 7 перенести с помощью ручки)
Слайд № 8, звучит музыка.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и радость к вам вернется,
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.
А сейчас давайте поиграем. Я начинаю фразу, а вы продолжаете( по щелчку открывается.(Слайд № 9)
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.) - Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.) - Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо.) - Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.) - Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.) - И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят … (До свидания.) 
Беседа о добрых и злых людях - Кого называют добрым? Кого называют злым? - Как ведут себя добрые люди? - Как ведут себя злые люди? - Кого из своих родных или знакомых вы может назвать добрыми людьми? Почему? - Приведи примеры злых героев из фильмов, мультфильмов. - Почему они злые? 
Существует много пословиц и поговорок о добре.( слайд № 10) соотнести
Собери пословицу и объясни значение. Добро помни, а Пожнешь Что посеешь, то и Зло забывай За добро Добра не делает никому Худо тому, кто Добром плати 
Народ слагал не только пословицы о доброте.( слайд № 11.На доске слово ДОБР., дети выходят и дописывают)
Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Назвать фамилии с корнем ДОБР.  Дети. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких. - Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.
Учитель:
А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Давайте вместе составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.( слайды № 12,13)
Будь правдивым. Не можешь сказать правду –объясни почему.
Будь добрым к ближнему – и добро вернется к тебе.Люби других – и тебя будут любить.
Помогай слабым.
Будь честным: не выдавай чужую тайну; сказал – сделай, ошибся – признайся.
Умей прощать.
Каждый день делай добрые дела.
Учись не только говорить, но и слушать. Будь внимательным к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии.
Живи и поступай так, чтобы окружающим было приятно и радостно рядом с тобой
ВИДЕО» БУМЕРАНГ» ( слайд № 14)
Учитель:
А теперь немного помечтаем ( слайд № 15)
В своих мечтах мы часто представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Перед вами: блок фундамента, 4 кирпичика, крыша и труба. Запишите на каждой части дома те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это: теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье, мудрость, справедливость, трудолюбие.- У вас получился очень красивый дом.
Я хочу, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом принесли вам: любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие, отзывчивость. (слайд № 16)
Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.
Круг «От сердца к сердцу» Все встают в круг и завершают предложения: • Мне понравилось на уроке… • Я сделала открытие… • Я узнала… • Мне запомнилось больше всего… • Я поняла… • Я почувствовала… • Я удивилась… • Меня озадачило… • Теперь я буду… • Я больше не буду… • Я желаю себе и другим… • Мне бы хотелось… • Я выбираю… • Я расскажу другим… • Я благодарю… 
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. За творческое отношение к работе.
( слайд № 17)
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Музыка (слайд №18)детская песня
Слайд № 19 «Спасибо за внимание»
Городской отдел образования
« Горизонты доброты»
Урок по самопознанию в 6 классе
Общешкольный семинар по теме
«Формы и методы использования ИКТ на уроках»
Шеломанова О.Н.
Учитель II категории
Уральск , СОШ № 23 , март 2014
ОТЗЫВ
об уроке_______________________________в______классе СОШ № 23
«____» марта 2014 г.
Ф.И.О. учителя_________________________________________________
Ваше мнение об уроке________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ф.И.О. учителя_________________________________________Подпись_____________________
_____________________________________________________________________________________
ОТЗЫВ
об уроке_______________________________в______классе СОШ № 23
«____» марта 2014 г.
Ф.И.О. учителя_________________________________________________
Ваше мнение об уроке________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ф.И.О. учителя_________________________________________Подпись_____________________