Классный час на тему: Ответственность за свои поступки

Классный час
на тему: «Ответственность за свои поступки».
Цель:
Формирование представлений учащихся об ответственности за свои поступки и нравственный выбор.
Задачи:
Помочь детям в осмыслении нравственного понятия «совесть».
Выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций.

Форма: Классный час-рассуждение.

Эпиграф классного часа:
Совесть! Без тебя нет во мне ничего, возвышающего меня над животными.
Жан Жак Руссо
Литературная подсказка
Отрывок из романа – сказки Н.Носова «Незнайка в солнечном городе».

Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята, все мы постоянно общаемся – в школе, дома, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Большое количество контактов, в которое вступает ежедневно человек, требует от него определённых правил сохранения своего личного достоинства и достоинства другого человека. Но в жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. Что нужно для того, чтобы наладилось взаимопонимание, без которого не может быть ни дружбы, ни сотрудничества между людьми? Внимательно послушайте отрывок из романа Н.Носова «Незнайка в солнечном городе». Попытаемся понять, «что такое совесть» и почему за свои поступки надо нести ответственность?
II. Учитель читает отрывок из романа Н.Носова «Незнайка в солнечном городе»: Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.
«Он ведь сам виноват, - оправдывался Незнайка. – Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?». «Подумаешь, какой важный Уж и не толкни его! – отвечал голос. – Ну толкнули тебя, и ты толкнул бы!».
«Толкнул бы! – проворчал Незнайка. – Значит, я драться должен? Драться нехорошо!».
«Ишь ты! Нехорошо! – передразнил голос. – А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?»
«А чего он толкается?» - упрямо твердил Незнайка.
«Ну что ты заладил «толкается, толкается»! Ты ведь знаешь, что он нечаянно».
«Ничего я не знаю».
«Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешься!»
«А кто ты, что от тебя ничего не скроешь?» - насторожился Незнайка.
«Кто? – с усмешкой переспросил голос. – Будто не знаешь? Ведь я твоя совесть».
«А! – вскричал Незнайка. – Так это ты? Ну тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет».
«А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твоё мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты ещё увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоём поступке и наказал за него»
«Послушай, - сказал Незнайка. – А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная! Притаилась там где-то, сидит и молчит Дождётся, когда я сделаю что-нибудь не так, как надо, а потом мучит».
«Я не так виновата, как ты думаешь, - начала оправдываться совесть. Вся беда в том, что я у тебя ещё слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня ещё очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днём. Поэтому я люблю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос».
Ещё долго не спал Незнайка. Думал, что коротышка-осёл голодный, спит где-нибудь на холодной земле под открытым небом».
III. Учитель организует обмен мнениями среди учащихся по вопросам:
Почему Незнайка не мог заснуть? (его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)
Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков? (Нет, он поступил необдуманно, безответственно. Поэтому пострадал другой человек.)
А что такое ответственность?
Подытоживая ответы учащихся, учитель говорит о том, что ответственность – необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определённые требования и осуществлять поставленные задачи.
Если человек нарушил законы, наступает ответственность юридическая, а если нравственные нормы – моральная ответственность, но в любом случае за безответственное поведение человеку обязательно придётся нести ответственность.
Незнайка не нарушил законов Солнечного города, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.
Почему Незнайка не доволен своей совестью? (Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)
Мог незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор? (Да, он мог не превращать коротышку в осла, но разозлился и сделал это.)
Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?
Что бы вы посоветовали Незнайке?
IV. Давайте попытаемся объяснить Незнайке, что такое совесть.
Совесть – это нравственный ориентир человека, его душевный компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор.
Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась «маленькой».
Давайте посоветуем не только Незнайке, но и себе почаще «разговаривать» со своей совестью, советоваться, постоянно «будить» её, чтобы потом не раскаиваться.
V. Работа по отделениям.
Классный руководитель предлагает учащимся сделать основные выводы по теме: «Ответственность за свои поступки».
VI. Выводы учащихся:
Выбор поступков всегда имеет определённые последствия как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.
Выбор и ответственность взаимосвязаны.
Человеку приходится самому решать, как поступить и самому нести ответственность за свой выбор.


Пояснительная записка
Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются проблемы большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешаемые. Конфликтные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена.
Что такое конфликт? Существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.
В переводе с латинского значение слова конфликт – столкновение. Таким образом, предмет конфликта - это его внутренняя причина.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.
В школе чаще других наблюдаются межличностные конфликты, которые проявляются в столкновении различных типов характера и темперамента детей. Иногда дети просто не в состоянии ладить друг с другом. Например, два школьника, имеющих холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг с другом. Трудно согласовывают свои действия два лидера в одном коллективе.
Различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того, чтобы объективно анализировать проблему, дети часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их личных потребностей. Эта тенденция также весьма распространенная причина конфликтов.
Высокообразованные дети ценят свободу и самостоятельность. Различия в манере поведения и жизненном опыте довольно часто ведут к конфликтам. Дети непосредственные, нервные, авторитарные и нетерпимые чаще других вступают в конфликты и создают вокруг себя атмосферу напряженности.


Цель и задачи проведения мастер-класса.
Цель:
Формирование представлений учащихся об ответственности за свои поступки и нравственный выбор.
Задачи:
Помочь детям в осмыслении нравственного понятия «совесть».
Выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций.


Применяемые методики.
1). Средства убеждения. Они возможны, если ученик готов действовать иначе, поскольку пришел к убеждению, что это полезно для него самого.
2). Навязывание норм поведения, ссылаясь на интересы общественных взаимосвязей. Это путь, опирающийся на обычаи и традиции класса и школы.
3). Материальное стимулирование: объявление благодарностей, вручение грамот, подарков детям, наиболее отличившимся в учёбе и делах класса и школы.
4). Принуждение (принятие чужой точки зрения).
5). Компромисс. Означает согласие только для избежания ссоры, удовлетворение тем, что доступно, а не упорный поиск того, что логично в свете имеющихся фактов и данных.
6). Решение проблемы. Признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий. Этот поиск наилучших вариантов решения проблем.


Ожидаемый результат.
Решение проблем «мирным» путём. Снижение уровня напряженности между конфликтными детьми в классе.