Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема Осень


Осень
Лексическая тема. «Краски осени».
Цели. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом); закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени (похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых); учить устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов); рассказать об осенних работах на огороде, в саду, в поле.
Демонстрационный материал. Сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна»; картинки-опоры (солнце; символы дня и ночи (короткая желтая и длинная черная полоска); желтый лист дерева; жук; пруд; птицы, летящие клином; зонт).Ход занятия
Организационный момент
На доске сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна».
Дефектолог. Рассмотрите картинки и назовите время года, изображенное на них. Основная часть
Беседа
— Назовите самое холодное время года. (Зима.) (Педагог убирает картинку.)
— Про какое время мы говорим «природа просыпается»? (Весна.) (Убирает картинку.)
— Какие времена года изображены на оставшихся картинках? (Лето, осень.)
- Почему вы решили, что на этой картинке изображено лето? (Дети легко одеты, купаются, загорают, листья на деревьях и трава зеленого цвета.)
- Почему вы решили, что на этой картинке изображена осень? (Дети одеты в кофты, курточки, листья на деревьях начинают желтеть и опадать, трава желтеет и увядает.)
- Мы назвали признаки лета и осени. Что одинаковое в этих картинках? (На обеих картинках есть солнце, небо, река, дети, дерево, трава.)
- Но вы определили, что на этих картинках изображены разные времена года.
- Чем различаются эти картинки? (На первой картинке дети одеты легко, на второй — тепло; на первой картинке дерево и трава — зеленого цвета, на второй — желтые; на первой картинке небо ярко-голубое, на второй — серое.)
- Почему на второй картинке изображены такие изменения в природе? (Похолодало.)
Словарная работа (холод, холода, холодный, холодить, холодильник).
Работа с демонстрационным материалом
Дефектолог. Почему произошло похолодание? (Солнце греет меньше.) (Педагог выставляет опорную картинку «Солнце».)
- Солнце греет меньше, значит, стало меньше света и тепла. Стало меньше света, значит, день стал короче или длиннее? (Короче.) (Выставляется символ дня — короткая желтая полоска.)
- Как изменилась длина ночи? (Она стала длиннее.) (Выставляется символ ночи — длинная черная полоска.)
- К чему приводит нехватка света и тепла? (Листья и трава меняют цвет.) (Выставляется картинка с желтым листом дерева.)
- Какого цвета могут быть осенью листья деревьев и трава? (Желтого, красного, коричневого; разных цветов, разноцветные.)
- Какие же еще изменения произошли в природе из-за похолодания? (Насекомые прячутся в землю; замерзают водоемы; птицы улетают в теплые края.) (Выставляются картинки — жук, пруд, птицы, летящие клином.)
— Осенью небо становится серого цвета. Почему? (Часто идут холодин? затяжные дожди.) (Выставляется картинка — зонт.) Словарная работа (затяжные — долго тянутся.)
- Назовите признаки осени. (По опорным картинкам.)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- В сентябре начали желтеть и опадать листья. Осень только началась: еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых; еще не очень холодно. Говорят, это — начало осени, или, по-другому, ранняя осень.
Заучивание словосочетания «ранняя осень».
Физкультминутка
«СТАНЕМ МЫ ДЕРЕВЬЯМИ»
(Координация речи с движением)
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
(Ноги расставить на ширине плеч, руки на поясе)
Ноги – это корни,
Их поставим шире.
(раздвинуть ноги шире)
Чтобы дерево держали,
Падать не давали,
(сжатый кулак поставить над другим кулаком)
Из глубин далеких
(наклониться)
Воду доставали.
(сложить ладони горстью, разогнуться)
Тело наше – ствол могучий,
(раскрытыми ладонями провести по телу сверху в низ)
Он чуть – чуть качается
(Покачивание из стороны в сторону)
И своей верхушкой острой
(изобразить ладонями крышу дома, направленную острым концом вверх)
В небо упирается.
(поднять соединенные руки вверх)
Наши руки – это ветки,
(руки поднять вверх, раскрыть ладони и пальцы, направить от себя)
Крону вместе образуют.
(сомкнуть пальцы над головой)
В кроне им совсем не страшно,
(покачать головой)
Когда ветры сильно дуют
(покачать поднятыми руками)
Пальцы веточками будут,
(пошевелить пальцами)
Листья закрывают их.
(прикрывающее движение одной ладонью над другой, обозначающую смену времен года)
Как придет залетом осень,
Разлетятся листья в миг.
(поднять вверх правую, затем левую руку и развести в стороны)
Работа по стихотворению
Дефектолог читает детям стихотворение А. Плещеева «Осенняя песенка»:
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
— Какое время года прошло? (Лето.)
— Каким словом в стихотворении об этом сказано? Повторное чтение первых двух строчек стихотворения с интонационным выделением слова «миновало».
— Какое время года наступило?
— Как об этом сказано в стихотворении? (Осень наступила.) Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения.
Одновременно педагог выставляет на доску 4 картинки с изображением полей и рощ в разное время года. Дети должны выбрать картинку, подходящую по смыслу этим строкам стихотворения.
- Как же стало на полях и в рощах поздней осенью? (Пусто и уныло.)
Словарная работа («пусто» - голо, пустынно, безлюдно; «уныло» — печально, грустно). Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения.
- О каких приметах осени говорится в этих строчках? (Улетели птицы в теплые края; ночи стали длиннее, а дни короче.)
Повторное чтение последних двух строчек.
- Почему не видно солнышка? (Небо часто затянуто серыми, дождливыми тучами.) Ночи стали не только длинные, но и очень темные.
Повторное чтение всего стихотворения.
- Какому настроению человека соответствует это стихотворение? (Грустному, невеселому, унылому, тоскливому.)
- Изобразите на своих лицах такое настроение.
Составление рассказа

Солнце. (Солнце светит.)
Дождь. (Часто идут дожди.)
Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)
Ежик. (Животные готовятся к зиме.)
Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)
ОСЕНЬ
(Примерный рассказ по таблице)
Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».
Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний.
Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.