Урок по окружающему миру на тему Родина — что это значит (2 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Родина – что это значит?
 
Окружающий мир
2 класс
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учитель: Ажгалиева А.А.
 
 
 

Тема урока: «Родина- что это значит?»
УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 2 класс.
Место урока в учебном плане: 1 урок в теме «Россия – твоя Родина.
Цель урока: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине.
Задачи урока:
Обучающие:
познакомить с символикой Российского государства;
расширять кругозор обучающихся;
обогащать их словарный запас.
Развивающие:
способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;
создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.
Воспитательные:
воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы:
Для учителя: компьютер, проектор, фонограммы песен, презентация «Родина - что это значит», рисунки обучающихся, физическая карта России.Для обучающихся: учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь №1, разрезные карточки с пословицами, толковые словари, рабочие листы для групп по темам: «Герб», «Гимн», «Флаг», карточка-план презентации.
Ход урока.
 
1.Орг. момент.
2. Постановка темы и целей урока.
Учитель: - Внимательно посмотрите на слайды, прочитайте на них стихотворения.
(слайды 2-4 со стихами)
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Учитель: - Скажите тему нашего урока.
(рассуждения учащихся. Тема нашего урока: «Родина – что же это такое?»
Учитель: - С какой целью мы будем изучать эту тему? Посмотрите на доску, прочитайте слова. Они вам помогут сформулировать цели нашего урока.
Слова: Россия, Отечество, столица, президент, государственные символы, патриотизм. (слайд 5)
(Рассуждения учащихся). (слайд 6)
-Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и узнаем, как люди выражают свою любовь к Родине.
 
3. Работа по теме урока.
 
-Так что же мы называем Родиной?
-Родина-край, страна, где человек родился и живёт. Здесь ему уютно и хорошо. Здесь ему всё мило и дорого.
 Работа с учебником. Дифференцированная работа.(сильные учащиеся работают с текстом учебника стр.100-101; слабые учащиеся получают карточки).
(На карточке рассказ К.Д. Ушинского. «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.)
- Какие же другие имена есть у нашей страны?
Учитель: - О ком и о чем скучал папа в Америке? Почему?
-Чтобы проверить правильность наших ответов прочитаем Рубрику «Обрати внимание!»
2) Работа со словами-синонимами. (слайд 7)
 
-Прочитайте слова.
 
Родина родная страна
Отечество родная сторона
Отчизна
 
-Эти слова похожи или различны по своему значению?
-Что мы так называем?
-Да, это название нашей страны, в которой мы живём. Родина, Отчизна, Отечество - эти слова мы произносим гордостью, пишем с большой буквы.
3) Беседа.
 
-       А как называется наша страна? (Россия или Российская Федерация.)
-       А как называются жители нашей страны?
-       А какой главный город в России?
-       Почему Москву называют сердцем России?
-       Посмотрите, узнаёте вы этого человека?
-       Кто такой В.В.Путин?
4) Чтение вывода в учебнике.
 
-       Ребята, мы с вами сделали вывод, ответили на вопросы. А теперь наш вывод сравним с выводом в учебнике.
Откройте страницу 51 и прочитайте.
 
5) Изучение символики. (слайды 8-11)
 Работа в группах.
Учитель: - В мире очень много стран. Они по-своему интересны и уникальны. Каждая из них имеет свою государственную символику.
- Что мы относим к государственным символам? (герб, флаг, гимн)
(Учащиеся работают в группах.)
Задания для 1 группы:
1) Выберите российский герб из предложенных;
2) Представьте свою работу у доски. Расскажите, что вы знаете о российском герб. (Герб – главный символ любого государства. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Над головами орла три короны. В лапах – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В центре – герб Москвы, на котором изображён Георгий Победоносец, убивающий змея. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)Задания для 2 группы:
1) Раскрасьте изображение флага;
2) Представьте свою работу у доски. Расскажите, что вы знаете о российском флаге.(Флаг – трёхцветное полотнище.
Белый цвет– цвет мира, чистоты.
Синий цвет – верность, голубое небо.
Красный цвет – смелость, отвага.)Задания для 3 группы:
1)Прочитайте гимн России в своей группе;
2)Представьте свою работу у доски. Расскажите, что вы знаете о российском гимне. (Гимн – это главная, торжественная песня страны, которая исполняется только в особых случаях, государственных празднованиях. Когда спортсмены побеждают в соревнованиях, поднимается флаг и звучит гимн их Родины. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Каждый человек должен знать гимн своей страны.)(Группы представляют свои работы, учитель дополняет ответы детей)
Учитель: - Мы внимательно прослушали выступление последней группы о российском гимне. Хочется еще раз повторить фамилии и имена людей, написавших российский гимн. Текст российского гимна написал Сергей Михалков, мелодию – композитор Александр Александров.
- А сейчас мы стоя прослушаем российский гимн.
(Прослушивание гимна).
Учитель: - Какие чувства возникли у вас при слушании гимна?
Многие из вас по телевизору видели трансляцию олимпийских игр. Во время звучания российского гимна некоторые спортсмены проливают слёзы. Это эмоциональное отношение к Родине, которое выражается в готовности служить ей, называется патриотизмом.
-       Вывод. Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что наша Родина – это наша страна Россия. У каждой страны есть своя столица, своё правительство. Каждая страна имеет свои отличия или государственные символы.
6) Работа над пословицами.
 
-       Отношение народа к Родине выражено в пословицах
-       Прочитайте пословицу. Чужбина – калина, Родина – малина.
-       «Чужбина», как вы понимаете?
-       А теперь вспомните вкус ягод и объясните эту пословицу.
-       Ваше домашнее задание было подготовить пословицы о Родине. Какие пословицы знаете?
-       Я тоже подготовила для вас пословицы, давайте их прочтём.
 
7) Физкульминутка.
 
- А теперь давайте немного отдохнём.
 
Жура-жура-журавель.
Облетал он сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшие края?»
Отвечал он не тая:
«Это Родина моя!»
 
8) «Вспомни».
 
-       Вспомните, какие произведения о Родине мы изучали на уроках чтения?
1.     Ф.Савинов «Родина»
2.     И.Никитин «Русь»
3.     С. Романовский «Слово о русской земле»
4.     С. Романовский «Русь»
5.     С. Прокофьев «Родина»
 
9) Рубрика «Картинная галерея».
 
-       В старинной летописи «Слово о Русской земле» есть такие слова «многими красотами дивишь ты». Действительно, наша Родина очень красива. Давайте и мы откроем следующую страницу нашего урока «Картинная галерея» и подивимся красотой.
-       Представьте, что мы сидим на берегу этой речки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наша Родина. Левитан назвал эту картину «Вечерний звон».
-       Вам нравится эта картина?
-       Как художник относится к своей Родине?
-        
Вывод: Художник любит свою Родину, потому что только человек, любящий свою Родину, мог создать такое произведение.
 
10) Работа с учебником.
 
Родной край – частица Родины.
-       Прочитайте заголовок.
-       Как вы понимаете?
-       Давайте закрепим всё сказанное по учебнику.
-        
Вывод: Россия – наша большая Родина. Но у каждого есть ещё и свой родной край – его маленькая Родина: это может быть город, село, посёлок, где он родился, живёт, учится и живут его друзья и близкие.
 
11) Беседа о Красном-Куте.
 
-       Как называется наш родной край, наша малая Родина?
- Город Красный-Кут расположен в южной части Саратовского степного Заволжья, на правом берегу Еруслан, на Сыртовой равнине. Красный-Кут – районный центр крупного сельскохозяйственного района Саратовской области. Городской статус получен в 1966 году. (слайд 12 )
- Город имеет свой герб и флаг. (слайд 13,14)
-       Послушайте слова из песни о Красном-Куте:
Всё быстрей километры на встречу бегут,
Плещет трав неоглядный прибой.
Здравствуй, юность моя, Красный-Кут,
Вот и встретились снова с тобой.
Ах, как сердце родные просторы влекут,
Необъятны поля и луга.
Узнаю я тебя, Красный-Кут,
Величава, краса и строга. 
 
-       Действительно, наш городок маленький, но очень уютный и красивый, особенно весной, когда степи утопают в красных тюльпанах. (слайд 15)
-       Какие достопримечательности есть в нашем городе? (слайды 16-18)
 
12. Итог.
 Учитель: - Таким образом, пришло время подвести итоги урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
13. Рефлексия. (слайд 19)
- Мне захотелось… У меня получилось…
- Я понял… Было интересно…
- Было трудно…
-       А как вы, школьники, можете выразить свою любовь к Родине?
 
Вывод: - Вы, ребята, тоже можете выразить свою любовь к родному краю своими поступками: помогать престарелым людям, хорошо учиться, принимать участие в охране природы. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья, травы. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту края. Родина будет богатой, а народ – счастливым. - А закончим мы урок песней «Степи Краснокутские» (музыка Е.Бикташева, слова В.Гришина)
Домашнее задание: с.100-106, творческое задание (рассказ о своих бабушках и дедушках-где жили, чем занимались.)
Приложение 1.
Дополнительный материал для учителя
О государственном флаге.
Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный.
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.
Отцом российского флага историки считают императора России Петра1. Именно он сам нарисовал образец знамени и 20 января 1705 года издал указ «На торговых всяких судах… быть знаменам по образцу…».
В 1858 году при Александре 2 цвета на государственном флаге изменились: черно-желто-белый.
В 1883г. – «второе рождение» бело-сине-красного флага России, который просуществовал до 1918 года. В 1918 году его сменил красный революционный флаг.
Третье рождение триколора произошло в 1991 году.
О государственном гербе.
Русское государство было образовано при князе Иване 3. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван 3 объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый герб.
Иван3 женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван3 решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.
Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, держава – символ могущества страны.
Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
О государственном гимне.
В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну.
Пословицы и поговорки о Родине
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Всякая птица свое гнездо любит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родился, там и пригодился.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Дома и стены помогают.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина – землица и во сне снится.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Человек без Родины – что соловей без песни.