Интегрированный урок тема «Жить по совести»


Тема: Жить по совести.
Тип урока: интегрированный (самопознание, кл. час, урок психологического развития).
Цель: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.
Круг радости:
Добрый день, мои дорогие друзья! Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и теплее. Я предлагаю войти в круг радости со словами, характеризующего честного человека: «Честный человек- это».
Вы уже догадались, о каких важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке? Мы будем говорить о правдивости, честности и искренности.
Беседа.
Рассмотрите рисунки. (Маша и медведь. Карлсон. Лиса и колобок. Фунтик.)
- Кого из сказочных героев можно назвать честными, а кого нет? Почему?
Что значит быть честным человеком?
Что значит жить по совести? (быть честным и по отношению к себе, и по отношению к другим)
Трудно ли жить по совести? Почему?
Обобщив ответы детей, составляем кластер.
Кластер.
Честность – это умение говорить правду. Это качество правдивого и добросовестного человека. Честный человек дорожит дружбой, с уважением относится к людям.
Правдивость – искренность, честность, открытость, откровенность. В давние времена люди считали, что правда на земле схоже с огнем. Огненным, искренним должно быть ее выражение. Не случайно в русском языке «искренностью» (искрой) называют правдивое выражение душевного состояния человека.
Искренность - это правдивое выражение поступков и слов.
Справедливость – это умение различать, где правда, где ложь. Поступая справедливо по отношению к людям, он тем самым проявляет уважение к окружающим и заслуживает уважения сам.
Ребята, связаны ли между собой эти качества человека? Эти качества связаны, и это можно назвать одним словом - совесть. Совесть – это ответственность за свои слова и поступки перед другими, это внутренняя убежденность, что является добром и злом, это способность осуществить самоконтроль.

Чтение стихов (держат в руках таблички с качеством)
Честность Давайте-ка, ребята,
На свете честно жить.
Со смелыми, правдивыми
Всем хочется дружить.

Правдивость Есть правда, мудрая, седая,
Через насилие она
Проходит, облик не меняя,
Самой себе всегда верна.
Она доказывает: «Честно,
Мой друг, ты прожил жизнь свою,
А ложь и ловкость, как известно,
Я, истина , не признаю».
Незрима пусть твоя награда,
Но право получают с ней
Спокойным и открытым взглядом
Всегда смотреть в глаза людей.

Искренность Что такое искренность?
Открытость жаждущей доверия души.
Это чувства и рассудка слитость,
Вызов лицемерию и лжи.
Встретясь с нею – распознаешь быстро:
Так она бесхитростна, проста..
Искренность - негаснущая искра




Совесть Совесть- голос, совесть – звук,
Сердца раненого стук.
Совесть – слезы, память, боль ,
Совесть жизни нашей соль.
Совесть не умеет спать,
Совесть учит понимать,
Что не будет в жизни счастья,
Если ты у зла во власти.
Творческая деятельность по группам.
Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. По очереди каждая группа берет задание. Время работы 5-7 минут.
1 группа. «Честные герои сказок». Вы выбираете героев из сказок из представленных картинок. Нужно придумать сказку наоборот, как эти сказочные персонажи живут по совести, проявляют честность и доброту.
Итог- в любых ситуациях можно поступать честно, не прибегая к обману. Человек, поступающий честно, достоин уважения.
2 группа. «Эликсир доктора Совести». Вашей группе нужно составить лекарство совести, подобрать компоненты и объяснить, почему выбрали это для изготовления эликсира.
3группа. «Строитель дома Совести». Я предлагаю вам вместе построить дом Совести, где все будут жить счастливо,в любви и согласии. «Строительный материал»- это кирпичики, которые вы будете вырезать из цветной бумаги. Каждый кирпичик должен быть наделен свойством.
4 группа. « Два полюса». Составьте перечень качеств, характерных для человека, живущего по совести, и для человека, у которого совесть «молчит». Подумайте, какие поступки совершает человек, обладающий этими качествами, какова его манера поведения. Впишите это в таблицу.
Итог- важно развивать хорошие качества,и тогда поведение и поступки тоже будут хорошими.
Игра «Мост». Ребята, а вы честно играть умеете? Сейчас мы это проверим.
На полу из листов картона построен мост. Вы знакомы с такой историей о том,как на мосту встретились две упрямые козы и не могли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой. Ваша задача- одновременно перейти через мостик так, что никто из вас не упал «в реку». Переходят сразу две группы.
Чтобы не упасть, ребята, заботливо и по дружески помогайте друг другу. Меняйтесь местами, пропускайте друг друга.
Упражнение «Подумаем вместе».
· Рассмотрите картинки к пословицам. Как вы понимаете пословицу? Выскажите свое мнение и подумайте, как лучше поступить.
Наедине с собой. Звучит спокойная музыка.
Закройте глаза. Положите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Прислушайтесь. Помолчите и подумайте: «В моем сердце живет честность, искренность, любовь. Только человек с добрым, открытым сердцем может быть отзывчивым, чутким. Откройте глаза.
Круг «От сердца к сердцу».
Прошу вас продолжить предложение «Жить по совести это......»

Дополнительный материал. Игра «Веер».
На доске в виде веера расположены цветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Группа выбирает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другое решение озвучивает его.
Ситуации:
Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась......
Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы навести порядок в комнате.
Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека.
В магазине кассир по ошибке дал лишние деньги









15