Конспект урока гражданственности Донбасса на тему Человек и закон. Диспут что значит Что жить по закону,


3 класс
Уроки гражданственности Донбасса
Тема:Человек и закон.Диспут:»Что значит жить по закону?»
Цели урока:
-познакомить детей с понятием « закон», с нарушениями закона(преступлениями и проступками);
-закреплять знания пра и обязанностей детей;
-учить детеё жить честно, соблюдая законы;
-воспитывать стремление быть законопослушным человеком,
Оборудование: плакат «Каждый ребёнок имеет права»,вопросы для обсуждения на карточках.
Ход урока
1.Организация класса к уроку.
2.Сообщение темы и цели урока.
ОБСУДИМ В МЕСТЕ
Выскажите своё мнение о споре двух ребят:
-Правила мешают людям жить ,поэтому люди их часто нарушают.
-Првила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
3.Объяснение учителя с диспутом учащихся.
Многообразие правил
Как известно, Винни Пух считал, что в гости лучше ходить по утрам, а улицу переходить на любой сигнал светофора, но обязательно в толпе.Далеко не всем правила Винни Пуха кажутся безупречными.
-Могут ли существовать првила на все случаи жизни?Могут ли правила быть одинаковыми для всех?
Кажется, что правила существовали всегда .По правилам ухода за ребёнком тебя вовремя кормили и с тобой гуляли.Играя с ребятами, ты догогваривался о правилах игры и обижался на тех, кто эти првила нарушал.
Когда пошёл в школу учиться, тут правил стало намного больше.Они окружают тебя со всех сторон.Правила в учебниках учат, как писать, читать, считать.
Правила поведения учащихся учат не опаздывать в школу, не сорить, не шуметь во время урока.
А ещё существуют правила пожарной безопасности, првила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте и другие.
« ПРАВИЛО- закон или постановление»( В. Даль)
Правила ещё называются нормами.
Нормы регулируют действия людей.Поведение, соответствующее правилам, общество признаёт правомерным или считает нормой.
Многие социальные нормы сложились очень давно и кажется, что они существовали всегда.Весной мы меняем зимнюю одежду на более лёгкую. Встречая знакомого, мы здороваемся. И при этом мы не задумываемся, почему мы так поступаем.При повтореении определённых действий возникает привычка.
Существуют вредные и полезные привычки.А бывают даже опасные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков.)
Права иобязанности детей
-Кого закон считает ребёнком?В каком международном документе провозглашены права ребёнка?
(Работа с плакатом)
Подумайте, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нёс никаких обязанностей.Хотелось бы тебе жить в таком обществе?
ОБЯЗАННОСТИ БЕЗ ПРАВ НЕВОЗМОЖНЫ!
Обязанности всегда подразумевают то, что подлежит безусловному выполнению.
УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМИ ПРАВАМИ
Уже сейчас ты имеешь право:
-давать согласие на изменение своего имени и фамилии;
-выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака ) ты хотел бы проживать.
Когда тебе исполнится 14 лет, ты приобретёшь возможность :
-выбирать своё место жительства(с согласия родителей);
-поступать на работу ( на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
-обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении на дороге.
НО уже в 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления(убийство, разбой, кражу, вымогательство), а также за причинение имущественного вреда.
ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК
-Вам приходилось слышать такое слово?
Такие люди составляют большую часть нашего народа.Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.
В первобытном обществе действовали правила, с помощью которых поддерживался порядок. Среди них особое место занимали табу и принцип талиона («возмездие»)
«Око за око, зуб за зуб»
-Какие вы знаете детские игры с правилами, напоминающими первобытное табу?
ПРОТИВОЗАКОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
-К чему приводят малозначительные проступки?(Обсужление)
Любил парнишка пострелять из рогатки.Сначала шутил, а затем попал в глаз человеку.Это – преступление против жизни и здоровья.
ПРОТИВОЗАКОНННОЕ ПОВЕДЕНИЕ –это такое поведение, которое запрещено законом и причиняет вред людям.
ЗАКОН УЧИТ ЖИТЬ ЧЕСТНО
НО есть такие люди, которые нарушают закон (проезд без билета, ограбление квартиры и другие)
НАРУШЕНИЯ
1 группа:ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Наиболее вредные нарушения
-против здоровья и жизни человека (убийства, побои, истязания)
-против чести и достоинства( похищение людей, оскорбление, клевета)
-против прав и свобод граждан(нарушение равноправия граждан, нарушения правил охраны труда)
-против собственности( кража, грабёж, вымогательство)
-против общественной безопасности( терроризма , захвата заложников, хищения оружия)
2 группа: ПРОСТУПКИ
Мелкое хулиганство( нецензурная брань в общественном месте, приставание к гражданам,нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности, экологических првил)
-взял чужую вещь и сломал;
-опоздания, прогулы;
-бить лампочки в подъезде, ломать скамейки,
-оскорблять людей, устраивать драки;
-забирать вещи у чужих, залезать в чужой карман, автомобиль.
ОБСУЖДЕНИЕ
-Может быть , малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышлёнышей»?Что вы об этом думаете?( Ответы детей)
ЗАКОН СУРОВ , НО СПРАВЕДЛИВ
А незнание закона не является оправданием.Зокон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершенннолетних он всё- таки щадит. Ибо возраст нарушителя является обстоятельством, смягчающим вину.
С 16 лет наказывают за все виды нарушений, с 14 –за самые тяжкие ( убийства, грабёж, терроризм, хищение оружия, ложные сообщения о терроризме).
Малолетние нарушители вместе с родителями для начала могут быть вызваны на комиссию по делам несовершеннолетних, могут быть поставлены на учёт в полиции,родителей могут оштрафовать.
С 11 лет дети могут быть отправлены в спецшколу, а с 14 – в воспитательно-трудовую колонию.
ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ:
ВО время ссоры ребята сильно толкнули девочку. У неё упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить для толкнувшего?
На автомобиле во дворе мальчик нацарапал рисунок.Это-нарушение закона?Это –нарушение порядка?
Ребята заспорили:
–Кому нет 16 лет, тому ничего не будет даже за очень серьёзное нарушение.
-Нет, будет.
Кто прав?
4.ИТОГ УРОКА
Законопослушное поведение – это нормальное, привычное поведение большинства людей.
Закон не любит, когда его нарушают.Он строго наказывает всех нарушителей.
У государства есть много способов наказать нарушителя.И делает он это для того, чтобы восстановить справедливость.