Конспект урока-проекта Творческая мастерская по рассказу Л. Андреева Кусака. Тема проекта: Могут ли сострадание и бессердечие быть критерием нравственности человека?


Урок-проект по рассказу Л.Андреева «Кусака»
Форма проекта: Творческая мастерская.
Тема проекта: Могут ли сострадание и бессердечие быть критерием нравственности человека?
Цели урока:
Образовательные:
1) продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:
характеризовать героев произведений;
давать оценку поступкам персонажей рассказа;
2) научить творчески перерабатывать произведение.
Развивающие:
развитие речи, словарного запаса;
развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, интеллекта;
развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные:
способствовать формированию навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;
способствовать воспитанию гуманного отношения к нуждающимся людям, животным и ответственности за их судьбу;
способствовать формированию нравственного сознания.
Задачи:
1. Разработать свой план оценки поступков литературных произведений и использовать его на последующих уроках.
2. Выработать умение аргументировано доказывать свое мнение, делать выводы, выявлять косвенную позицию автора художественного текста.
3.Научиться осмысленному чтению.
Тип урока: 
закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Методы организации обучения:
 частично-поисковый, исследовательский.
Форма работы: фронтальная, групповая
Методические приёмы:
беседа
творческие групповые задания
работа с текстом: ответы на вопросы
сопоставления, обобщения
составление кластеров слов и синквейнаИтоговый продукт: материалы для дискуссии по рассказу, пособие для устных ответов и письменных работ по рассказу Л.Андреева «Кусака» в форме презентации.
Ход проекта:
Слово учителя.
Если верить утверждению биологов, то животные лишены души, они имеют только инстинкты, и именно на основе этих инстинктов выстраиваются поведении и эмоциональный лад животных. Но так ли это?
Многие писатели в своём творчестве обращались к внутреннему миру наших меньших братьев, пытались донести до людей то, что животные обладают такой же тонкой и ранимой душой, как и мы. Сегодня мы погрузимся в художественный мир рассказа «Кусака» , Леонида Андреева и попробуем взглянуть на мир собаки - глазами главной героини этого произведения.
1) Проверка домашнего задания.
Учитель. Давайте вспомним содержание этого рассказа, который вы прочли дома.
Как изменялось ваше настроение на протяжении рассказа? Переживали ли вы за судьбу собаки и почему?
Ответ ученика: Сначала было жалко собаку, а когда у неё появились хозяева, то стало радостно, что наконец-то её оценили, полюбили. А когда люди уехали, бросив Кусаку, появилось чувство разочарования, грусти. Да, на протяжении всего рассказа очень переживаешь за собаку, потому что автор подробно описывает её чувства.
Учитель. Верно. Наша эмоциональная реакция вызвана именно тем, что Леонид Андреев описал нам подробно все что происходило в собачьей душе, и мы убедились в том, что она похожа на человеческую. Душа Кусаки оказалась способна и к радости и к глубоким душевным страданиям.

Учитель. Мы разделились на 3 группы. Каждая группа получила карточку с отрывком рассказа, в котором говорится о поведении и настроении Кусаки.
Ваша задача:
определить, по состоянию собаки, какие чувства она испытывала.
подобрать иллюстрацию, подходящую по смыслу отрывка
выбрать строчку из отрывка для подписи иллюстрации.
Карточка №1 «Не помня себя от страху, она мчалась на край посёлка и пряталась в глубине сада, в одном известном ей месте. Там она зализывала раны и ушибы, и в одиночестве копила страх и злобу. 
Собака завизжала, больше от неожиданности, чем от боли, а мужик, шатаясь побрёл домой. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её.»Карточка №2 «И Кусачка второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят её или приласкают. Но её приласкали. Маленькая, тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча… И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Всею своею душой расцвела Кусака.»Карточка №3 «Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала штуку, которой никто, однако, не видел: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке. Собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. Собака выла.» (5 минут на подготовку 5 минут на выступление)2) Подготовка к творческой работе №1.
– Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?
– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?
– Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?
Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.
Итак, начнем работу.
– Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?
Конечно, финал произведения.
– Кто виноват в том, что Кусака осталась одна на покинутой всеми людьми даче?
  Люди, которые приручили собаку, и прежде всего, мама Лели и сама Леля.
– Вспомните, какие доводы приводила мама Леле о невозможности взять Кусаку с собой в город? Согласны ли вы с ее доводами?
Мама утверждала, что городские условия не подходят для дворовой собаки. Мы не согласны с ее доводами. Если мама готова взять в дом породистого щенка, значит, условия позволяют.
– Почему Леля так легко поддалась на уговоры мамы? Как характеризует Лелю авторский комментарий «Жа-а-лко, – повторила Леля, но не заплакала».
Девочка не так сильно привязалась к собаке, да и мама пообещала взять в дом породистого щенка. Кусака была для Лели больше развлечением.
– Могла ли  Леля найти выход из сложившейся ситуации?
Конечно, могла, но не захотела.
– Как характеризует маму и Лелю поступок, который они совершили по отношению к собаке?
Они поступили как безнравственные люди. Приручив собаку, дали ей надежду, а потом предали.
– Как же нам изменить финал рассказа?
Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму.
А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?
Творческая работа №1 ( по группам)
Первая группа
Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и ответьте на вопрос:
Какие чувства будет испытывать собака при вашем окончании рассказа?
Вторая группа
Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации и ответьте на вопрос:
Какие чувства будет испытывать собака при вашем окончании рассказа?
Третья группа
Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лиц. Ответьте на вопрос:
Какие чувства будет испытывать собака при вашем окончании рассказа?
Выступление творческих групп учащихся со своими придуманными новыми финалами рассказа.
(5 минут на подготовку 5 минут на выступление)Творческая работа №2 ( по группам)
Вы придумали новые финалы рассказа, в которых торжествуют любовь, доброта, сострадание и милосердие. То есть те качества, которыми должен обладать нравственный человек.
Задание: составить кластеры заданных слов, пользуясь таблицами-карточками. Их можно разрезать, выбирать нужное и вставлять в кластер.
(5 минут на подготовку 5 минут на выступление)Творческая работа №3 ( общая)
(3-4 минуты)
Мы много и подробно говорили с вами о качествах нравственного человека. Так какого же человека можно считать нравственным?
Коллективное составление синквейна:
Нравственный человек
↓Сущ.: Порядочность, Милосердие, Надежность
↓Прил.: Добрый, Отзывчивый, Внимательный
↓Глаг.: Заботится, Помогает, Любит
↓Человек, способный сделать счастливым других.
Обобщение.
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который звучал в начале урока:
«Могут ли сострадание и бессердечие быть критерием нравственности человека?»
Рефлексия
- Выбор подходящего эпитета. Аргументирование своего группового выбора.
- Заполнение листков самооценки работы в творческой мастерской.