Проблема милосердия в повести В.Железникова Чучело

Проблема милосердия в повести В. Железникова «Чучело»
(«Чучело, прости нас!»)
Верю я: придёт пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак
Цель: систематизация  знаний  по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к окружающим, умение принимать людей такими, какими они есть; формирование   понятия «дружный коллектив».
Задачи:
 1.умение  обобщать изученное в собственном высказывании;
2.  развивать  мышление учащихся;  
3. развитие монологической речи.

ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о повести Владимира Железникова «Чучело», которая была написана в 1987 году. Эта повесть намного старше вас, но проблемы, которые в ней поставлены, волнуют нас и сейчас. Я хочу зачитать вам письмо школьницы, которое было опубликовано в одной из центральных газет:
«Недавно я прочитала книгу В.Железникова «Чучело». Эта повесть потрясла меня тем, как точно писатель сумел показать жестокость среди подростков. Хотя книга написана давно, кажется, что писатель только вчера заглянул в нашу школу и вынес на суд читателя все, что творится в ней»

- Неужели и вправду «только вчера»?
- Неужели и правда «в нашу школу»?
- Как вы считаете, почему повесть В.К. Железникова актуальна и в
наши дни?



2. Учитель: Назовите качества характера человека, которые вы бы взяли с собой во взрослую жизнь. Какие не взяли бы? Эти слова станут нашими опорными словами во время решения главной проблемы урока. Запишите их в опорном конспекте (Таблица 1).
Ключевые слова

Возьму с собой
Не возьму с собой

Доброта, храбрость, человечность, любовь, сердечность, милосердие, справедливость, сострадание, честность, самостоятельность
Зло, предательство, равнодушие, трусость, мелочность, подлость, зависть, эгоизм, ненависть, лживость

Добро ( ( Зло

Вы сами определили, что необходимо вам в будущем, а значит, вы станете более внимательными друг к другу и будете на стороне всегда ПРАВДЫ и СПРАВЕДЛИВОСТИ. Но в жизни всегда рядом с добром существует злое начало. Это вечный спор ДОБРА и ЗЛА. И каждому человеку рано или поздно приходится выбирать свою дорогу.
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (стихи Б. Пастернака) Доброе начало в каждом из нас должно стать жизнеутверждающим.
В таблицу к ключевым словам хочется добавить ещё одно очень важное слово ПРОЩАТЬ (очень сильный глагол). Определите его лексическое значение? (Быть добрым, быть милосердными к тем, кто слаб, к тем, кто оступился.)
3. Учитель: Обратимся к последним строчкам повести Владимир Железникова «Чучело» (14 глава): Зачитывает ученик.
И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил.
Рыжий вдруг встал, подошёл к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал: «ЧУЧЕЛО, ПРОСТИ НАС!»
- Отрывок начинается словом «тоска» и заканчивается глаголом «прости», как будто ставится точка и начинается новая жизнь.
- Выстроим ассоциативную цепочку к слову ТОСКА:
тоска ( грусть ( печаль ( боль ( сердце ( милосердие

Какую проблему нам необходимо решить? (Что значит быть добрым? Как научиться прощать? Что такое милосердие?) Давайте последний вопрос вынесем как тему нашего урока. И дополним её цитатой, заканчивающей повесть. Запишите тему на доске, запишите так, как это сделал герой повести Владимира Железникова Рыжий.
- Что необычного в надписи, которую сделали ребята? (Рыжий, самый злой из класса просит прощения.) Почему буквы кажутся живыми? (Они как будто спешат.) Почему они спешат? Кто же спешит на самом деле и почему? (Ребята торопятся, потому что уезжает Ленка Бессольцева. Они боятся не успеть, потому что очень трудно признаваться, потому что нет сил терпеть боль.)
4. Учитель.

- Кто из героев повести испытывает огромную боль?

- Что с ней произошло?

Опишите Ленку Бессольцеву? (Портрет) Что особенного выделяет в ней автор? 2 глава, с. 17 (портрет), 3 глава, с.18-19
- Почему и как В.К.Железников заставляет нас волноваться за героиню уже с первых строк (Заслушиваем в аудиозаписи начало 1 главы).
Задание: укажите слова, которые помогают нам осознать боль Лены и как она пытается уйти от этой боли?
- Давайте попробуем представить траекторию движения Лены Бессольцевой по городу в виде ломаной линии.

- Какие слова помогают нам это сделать?

- Что напоминает эта линия?

м


- Как буква М соотносится с нашим произведением?
- Какие у вас рождаются ассоциации с этой буквой? Милосердиеи е
Какое объяснение этому слову даёт дедушка Лены, когда она ему рассказывает про Железную кнопку.
. Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.
- Милосердным? - спросила Ленка. Она задумалась над значением этого слова.
- Знаешь, что такое "милосердный"? - продолжал Николай Николаевич. Это человек, у которого "милое" сердце. Доброе, значит.

Учитель: Стихотворение Николая Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
закрыты решетками, словно темница.
Другие, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Ленка Бессольцева – человек, умеющий замечать прекрасное, особенное в городе, в котором живет.
5. Учитель:
- Есть ли в городе человек, которому Лена может рассказать про свою боль? (Да, Николай Николаевич)
Расскажите историю Николая Николаевича Бессольцева и историю его дома? Почему дом так дорог Николаю Николаевичу?
Дом связывает его с вечностью (с.8), это продолжение рода Бессольцевых (с.36), продолжение жизни - сын (с.12)
- Как относятся друг к другу Ленка Бессольцева и Николай Николаевич? (Бережно)
Поэтому Ленка рассказывает историю своего «предательства» Николаю Николаевичу.
6. Кто же настоящий «предатель» и можно ли его считать таковым?
Кто такой Димка Сомов?
Что ждет Ленка Бессольцева от Димки Сомова? Что происходит в доме Димки Сомова? 5 глава (с.49)
Два разных дома - два разных мира.
- Заполните второй блок опорного конспекта.
Дом Бессольцевых
Дом Димки Сомова

Сидели два понурых человека, которые не знали, как им теперь жить
Бесшабашная музыка, кричали, плясали, пели

сострадание, взаимоподдержка
равнодушие, безразличие


- Почему одноклассники Ленки Бессольцевой равнодушны к ее переживаниям?
7. Как произошло знакомство Ленки Бессольцевой с классом? Прочитаем по ролям.
Она доверяет им – они смеются.
Чтение по ролям, подготовленное ребятами.
( 5 глава (с.45) – без слов автора)

Николай Николаевич Бессольцев называет одноклассников Ленки людьми, а она – звери. Почему? Расскажите. Приведите примеры. 14 глава (с. 219) «Детки в клетке»
- Какую сцену можно назвать самой страшной в повести? Сцена сожжения чучела) Смотреть.
8. Почему Димка Сомов не смог сознаться ребятам?
- Почему Николай Николаевич Бессольцев обвиняет Ленку в отсутствии милосердия? Что значит быть милосердным? (с. 88)
- Почему Ленка Бессольцева по-особенному относится к Димке Сомову?
(с.100 – испуг за других у статуи Уснувший мальчик)
- Почему Ленка Бессольцева разочаровалась в Димке?
9. - Почему Ленка Бессольцева решается на отчаянный поступок? (остричь волосы) 13 глава (с.190-193)- без слов автора
10. Какой поступок совершает Николай Николаевич Бессольцев?
Чем дорога картина «Машка» Николаю Николаевичу Бессольцеву и Ленке? 14 глава (с.121, 201, 220)
Что ещё оставляют Николай Николаевич Бессольцев и Ленка ребятам (Чему они их научили?) Заполните четвертый блок опорного конспекта.
Что подарили Ленка и Николай Николаевич ребятам и городу?
Чему научились одноклассники Лены?

Свет, доброта, милосердие, сострадание, открытость, вечность, сердечность

Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Возвращаясь к эпиграфу, мы вновь убеждаемся, что Добро вечно, оно побеждает и наказывает Зло во всех его проявлениях.
11. Объявление оценок за работу на уроке учащимся.









13PAGE 15


13PAGE 14115