Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по повести В. К. Железникова «Чучело»





Урок внеклассного чтения по литературе в
6 классе по повести В. К. Железникова «Чучело»



Вид: урок усвоения нового материала.
Тип: урок – размышление.
Тема: «На чем держится мир?»
Эпиграф:
«Помни – ты не один.
На свете кроме тебя есть другие люди.
И они нуждаются в твоей доброте,
понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».

Лев Кассиль.
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с творчеством Владимира Железникова, выработка навыков литературоведческого анализа.
Развивающая: развивать читательский интерес, речь, мыслительную деятельность учащихся.
Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.


Вступительное слово учителя.
Многие взрослые считают, что детство – это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсемИменно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием. Это очень хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами (портрет) – Владимир Карпович Железников. И эта повесть о вас и для вас.


II. Обсуждение повести.

- Какова композиция повести? От чьего имени ведется повествование?
- В повести два рассказчика: сам автор и главная героиня – Ленка Бессольцева.

Учитель: Итак, перед вами ваши ровесники (на доске их имена) и рисунки учащихся. Расскажите об одном из них: Железной кнопке, Рыжем, Попике, Шмаковой, Димке Сомове.
- Почему у многих ребят нет имен, только фамилии, клички?

Ученики.

Учитель: Рассказам о главных героях – Николае Николаевиче Бессольцеве и его внучке Ленке – уделяется особое внимание. Вы анализировали дома художественные средства, используемые автором при создании этих образов. Зачитайте их. Эпитеты и сравнения помогают дополнить образ Ленки – девочки доброй, отзывчивой, искренней: «Ленка засмеялась, будто колокольчик звякнул и упал в траву»; «Она отвечала одноклассникам беспомощной и открытой улыбкой».

Н.Н. Бессольцев, уйдя в отставку, возвращается в родной дом, чтобы исполнить свой последний долг – собрать картины, написанные его далеким предком. Этому посвятил свою жизнь и его отец – доктор Бессольцев.
«В городе судачили, что он (Н.Н. Бессольцев) ищет какие-то картины, тратит на них уйму денег, а оставшиесяотдает на дрова. И топит все печи каждый день, чтобы его картины не отсырели». Когда Николай Николаевич наполнил дом картинами, тот «ожил, заговорил, запел, зарыдал». Метафоры, подобранные автором, тоже заставляют о многом поразмышлять. (Почему «зарыдал»?)
- Зачем автор рассказывает нам историю рода Бессольцевых?



Ученики: Лишь у главных героев повести есть имена, отчества, фамилии. Они знают и берегут свою родословную. Это очень важно, чтобы стать человеком.

Учитель: Генеалогия – это история рода. Многие из вас к этому уроку начертили генеалогическое древо своей семьи. (Желающие представляют классу историю своего рода.)

- А что дает память о вашей семье?

Ученики:
- Любовь и заботу друг о друге.
- Желание сберечь все лучшее, уважать свой род, свою страну.
- Память делает человека сильнее, увереннее. Знание родословной помогает многое понять в себе, объяснить некоторые наклонности, черты характера.

Учитель: Итак, милая, добрая, Ленка взяла чужую вину на себя, и ее класс считает предателем, а не Димку Сомова.
- Почему Ленка не назвала его имени, хотя такая возможность была не раз? Как это ее характеризует? Поразмышляйте над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие. Присущи ли они нашей героине?

Ученики:
- Доброта – это отзывчивость, стремление делать добро.
- Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания.
- Ленка не выдала Димку, потому что не может видеть страдания других. «Димка, бледный-бледный, ни кровинки в лице, стоял около дверей. Смотреть на него было невозможно – так он дрожал».

Далее обсуждаются вопросы:
- Кому из героев присущи такие качества, как милосердие, сострадание?
- Почему так жестоки остальные? За что они преследуют Ленку? Кто самый жестокий?


- Какая сцена является кульминационной? До какого предела дошла детская жестокость?

III. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре». (Работа над главой 11)
Просмотр отрывка из кинофильма «Чучело».
Беседа по восприятию.


- Как вы представляли себе эту сцену при чтении произведения?
- Передайте чувства, которые вы испытывали при просмотре эпизода.

Вопросы:
- Как вел себя Димка? О чем говорит Эпитет «маленький»? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? (Ловкий, быстрый, сильный.) Всегда ли эпитет – украшение?
- Считаете ли вы Димку предателем? А автор? (Трусость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуации.)
- Было ли так, чтобы унижали тебя? Как нужно вести себя в такой ситуации? А было ли так, чтобы унижал ты? Что ты испытывал после этого?
- Как заканчивается повесть? О чем задумались вы, читая ее? Что потерял город с отъездом Бессольцевых?

IV. Подведение итогов.

Учитель: Да, Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовет читателя подумать, как победить в себе зло и пробудить светлое. Прочитаем заключительные слова и подумаем над ними.

V. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Поступок, за который тебе стыдно».