Конспект первого урока по повести Владимира Железникова Чучело


Урок 1
Владимир Карпович Железников.
Необычныые герои повести «Чучело» и их поступки.
Цель: познакомить учащихся 6 класса с жизнью и творчеством советского писателя Владимира Железникова, темамиего творчества; обратить внимание учащихся на одно из самых ярких произведений Железникова повесть «Чучело»; познакомить с историей создания повести, героями.
Задачи: 1) Дать биографическую справку о В.К.Железникове;
2) Познакомить с его произведениями и темами учащихся;
3) Развивать критическое мышление через постановку проблемы и поиска пути её решения;
4) Развивать навык аналитической работы с текстом;
5)Развивать навык работы со словарем;
6) Воспитывать интерес к произведениям, отражающим проблемы подросткового периода жизни;
7) Воспитывать интерес к проблемам произведения;
8) Воспитывать гуманное отношение к истории своей семьи, сверстникам, родине;
Тип урока: проблемный урок.
Оборудование: компьютер, презентация, тексты произведения, тетрадь, ручка, толковый словать С.И.Ожегова, фильм по одноименной повести Железникова «Чучело» с актерами Ю.Никулиным и К.Орбакайте.
Ход урока.
1 Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, прошу садится.
Проверьте, все ли у вас готово к сегодняшнему уроку, а это книга В.Железникова «Чучело» с, ручка тетрадь, ваше хорошее настроение и активная работа.
-Дежурный, назовите отсутствующих.
-Спасибо. Мы начинаем. Внимание!
-Запишитев тетрадь число и тему.
2 Целеполагание
Включается фильм «Чучело» (с 1.05 мин. По 2.59)
Под аккомпанемент музыки от начала фильма читается учителем 1 глава повести.
-Какое настроение возникает при чтении 1 главы повести В.Железникова «Чучело»
(Грустное, тревожное…)
-Да, с первой главы повести мы понимаем, что с девочкой что-то случилось? Вы уже познакомились с произведением и на ближайших уроках мы постараемся выяснить, что за трагедия произошла в жизни героини и почему.
Нодля начала давайте познакомимся с человеком, который создал это произведений, которое пробудило в нас чувство жалости и тревоги.
Слово об авторе повести «Чучело.»Презентация.
2 слайд: -Владимир Карпович Железников родился в 1925 году в семье военного в Витебске.
-Сам в детстве мечтал быть военным.
-Успешно закончил артиллерийское училище, затем учился в юридическом институте.
-Тяга к литературе взяла верх, и Железников поступил в Литературный институт имени Горького в 1957 году.
-А уже в 1960 вышла его первая книга «Разноцветная история.»-В дальнейшем Влвдимир Карпович прославится на весь мир как детский писатель и кинодраматург.
Слайд 3. Обзор творчества.
-Железников посвятил свои произведения отношениям между людьми.
-«Последний парад», «Таня и Юстик»- военные повести.
-Современные повести – «Чудак из 6Б», «Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник без багажа», «Чучело.»-Все его герои очень разные, поэтому по-разному решают сложные для себя вопросы, совершают ошибки.
Слайд 4. Давайте делать добро.
-В повести «Таня и Юстик», литовский священник спасает от фашистов русского мальчика.
Слайд 5.
-В повести «Чудак из 6Б» главный герой заботится о своих подшефных из 1 «А», за что они отвечают ему взаимностью;
-Юра Палеолог из повести «Капед мечтает о собаке» уверен, что на земле однажды наступит день, когда люди будут приходить на помощь по первому слову.
-Таким образом, светлые книги Железниковаучат любви к людям, умению сострадатьи делать добро.
3 Постановка темы урока и проблемы.
Я думаю, каждый из нас когда то попадал в сложные жизненные ситуации, связанные с проблемой выбора: как поступить.
Наверное, каждый сталкивался с бесчеловечными поступками.
Как бы ни странно это звучало, но в детях, порой даже больше, Чем во взрослых, кроется жестокость и бесчеловечность.-Как вы думаете. Какую проблему поднимает автор в произведении «Чучело?»
(Проблему бессердечного отношения к Ленке; проблему детской жестокости.)
-Запишем тему в тетрадь.
-А как вы понимаете значение слова «жестокость»? Какой антоним можно к нему подобрать? Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.
Жестокость – черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли, посягательства на их жизнь.
Милосердие: готовность помочь кому-то, простить кого-то из сострадания, человеколюбия.
4 Анализ 1-3 глав.
-В повести «Чучело» присутствуети жестокость, и милосердие.
Сегодня мы постараемся понять истоки тех событий, о которых рассказано в повести. А для этого обратимся к главам 1-3.
Задание 2-го варианта.
С чего начинается повествование?
Какую роль играет первая глава в произведении?
(Это завязка, мы понимаем, что у девочки что-то случилось, главный вопрос, возникающий у нас, произносит Ленка: «… И за что?»)-По первой фразе «… Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка…» повести мы понимаем, что события, описанные в произведении, могли произойти в любом таком же городке, и даже в нашем.
А что это за городок? И какое значение имеет описание города в повести?
Задания для 1-го варианта.
1 вопрос: Зачитывается эпизод со слов «… Это был городок, каких на нашей земле осталось несколько десятков…» до слов «… Нопрошло время. Окончилась война, и городок вновь возродился…»
-Что вы узнали о городе из отрывка? Какова его история?
-В композиции описание города какое место занимает? (это экспозиция.)
-Какую роль играет этот эпизод в тексте? (подводит к рассказу о том, что здесь жили Бессольцевы.)
2 вопрос: Из главы вычитываются фразы, раскрывающие образ жизни, портрет, род занятий Николая Николаевича Бессольцева.
-Таким ли вы представляете себе Н. Н. Бессольцева?
-Почему основное повествование начинается с рассказа именно об этом человеке? (Н. Н. Бессольцев отличался от других жителей городка: одевался бедно, но никогда не жаловался, любил искусство, любил внучку…)
3 вопрос: Выбираются из 2 главы и зачитываются моменты, которые посвящены описанию дома.
-Каким представляется дом? За счет каких средств?
-Как менялся дом с течение времени?
-Благодаря чему дом преобразился?
-Почему автор уделяет такое пристальное внимание описанию дома? (дом – символ семьи , здесь прожило несколько родов Бессольцевых. Он хранит лучшие человеческие и семейные ценности.)-Какая главная ценность была в доме Н. Н. Бессольцева? (картины и люди: Н. Н. и Ленка.) Задание для 2-го варианта.
2вопрос: Найдите эпизод появления Ленки в городе.
-Какой вам представляется Ленка? Найдите её протрет.
3 вопрос: Каково поведение Ленки? Меняется ли оно в 3 главе?
4 Итоги урока.
-Итак, подведем итог сегодняшней работе;
1) Какую роль играют главы 1-3 в повести?
2) О чем мы узнаем из этих глав?
3) На какие детали в дальнейшем стоит обратить внимание при анализе повести (дом, картины…)
5 Домашнее задание.