Методические указания по курсовому проектированию по Методике профессионального обучения (по отраслям)


Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное
профессионально образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»
Цикловая методическая комиссия профессионального цикла отделения Технологии и педагогических наук.
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Л.Н. Шпак
Методические рекомендации для проведения курсового проекта
Рекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических рекомендаций для проведения курсового проекта по МДК 01.01 «Методика профессионального обучения (по отраслям)»» для студентов колледжа специальности 051001 (44.02.06) Профессиональное обучение (по отраслям)Воронеж, 2017 г.
УДК 372.8
ББК 74.26
С 12
Рецензенты:
Самусева Г.В., к.п.н., преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж».
Л.Н. Шпак. Методика профессионального обучения: методические рекомендации для проведения курсового проекта. – Л.Н. Шпак. – Воронеж: ГБПОУ ВО «ВГППК», 2017. - 30 с.
Методические рекомендации соответствуют МДК 01.01 «Методика профессионального обучения (по отраслям)», направления 051001(44.02.06) Профессиональное обучение (по отраслям).
Методические рекомендации содержат содержание работы по курсовому проекту по междисциплинарному курсу «Методика профессионального обучения (по отраслям)», согласно учебному плану. В методических указаниях представлен подробный план работы по каждому этапу курсового проекта, что дает возможность использовать это пособие для организации самостоятельной работы студентов по выполнению курсового проекта.
Методические рекомендации предназначены для студентов колледжа специальности 051001(44.02.06) «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Библиограф.: 29 назв. Табл. -. Ил. -.
Печатается по решению совета учебно-методического центра ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж» (протокол №4 от 4.03.2013)
© ГБПОУ ВО «ВГППК», 2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………....4
1. Цель и задачи курсового проекта……………………………………........5
2. Выбор темы……………………………………………………………..…6
3. Разработка рабочего плана………………………………………………..7
4. Структура курсового проекта……………………………………….........9
5. Рекомендации по составлению методической разработки темы……....10
6. Оформление курсового проекта……………………………………........19
7. Пример оформления научно-справочного материала………………….21
8. Защита курсового проекта и его оценка………………………………...23
Заключение…………………………………….............................................27
Список используемой литературы…………………………………………28
Введение
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 051001 «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Целью курсового проекта является оказание помощи студентам в изучении проблем дисциплины.
Курсовой проект представляет собой итоговую работу по междисциплинарному курсу 01.01 «Методика профессионального обучения (по отраслям)» и является комплексной самостоятельной работой студентов. Его выполнение способствует закреплению углублению и обобщению теоретических знаний, полученных в процессе изучения педагогических и специальных дисциплин. Он является одним из важных видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным планом.
Курсовой проект выявляет способности студентов к творческому мышлению, педагогические навыки, творческую инициативу, самостоятельность, организованность, ответственность в работе.
1. Цель и задачи курсового проекта
Курсовой проект - это небольшой научный самостоятельный труд студента. 
1. Общие   положения
     Курсовой проект представляет собой:
изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в проделах выбранной темы;
авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;
проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.
Цель курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по учебной дисциплине.
Научно-консультационную и методическую помощь студенту оказывает научный руководитель.
 Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:
выбор темы;
разработка рабочего плана;
сбор, анализ и обобщение материалов исследования:
оформление курсового проекта и ее представление для проверки и получения отзыва;
защита курсового проекта (внешняя рецензия).
2. Выбор темы
 Тема курсового проекта может быть выбрана из перечня, составленного научным руководителем. Студент вправе и самостоятельно определить тему, не указанную в  предложенном перечне,  но только при  обязательном соответствии  ее требованиям государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Выбор темы по инициативе студента возможен в двух случаях: 1) стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений; 2) профессиональный интерес в области малоизученной проблемы. Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, не допускать произвольности ее толкования. Предпочтителен заблаговременный выбор темы курсового проекта, позволяющий получить совет преподавателей, а так же осуществлять целенаправленный поиск информации для ее разработки. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме.
Выбранная студентом тема курсового проекта после согласования с научным руководителем утверждается приказом учебного заведения.
Последующие изменения темы допускаются лишь в исключительных случаях по ходатайству самого студента или инициативе научного руководителя. По существующим правилам конкретная тема курсового проекта дается лишь одному студенту учебной группы, повторений темы не должно быть.
3. Разработка рабочего плана
Следующим этапом подготовки к написанию курсового проекта является составление рабочего плана, позволяющего студенту четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.
Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.
На подготовительном этапе студент решает задачу определения объема информации для написания курсового проекта, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана должны быть включены пункты:
работа в библиотеках по отбору необходимой литературы;
работа с каталожными карточками систематического и алфавитного каталогов;
выписки, конспектирование, ксерокопирование информационных материалов;
систематизация отобранного материала, его изучение;
составление плана курсовой работы для его представления научному руководителю.
Рабочий этап включает в себя:
написание чернового варианта курсовой работы;
работу над выводами по главам, параграфам;
формулировку личностного отношения студента к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения различных авторов на проблему);
определение  и оформление  научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т.д.);
представление чернового варианта научному руководителю работы.
Заключительный этап: 
доработка чернового варианта курсового проекта с учетом замечаний и рекомендаций научного руководителя;
написание (отпечатывание) представляемого на защиту (внешнюю рецензию) текста курсового проекта;
оформление курсового  проекта  в соответствии с установленными требованиями;
представление работы научному руководителю и получение его оценки;
сдача курсового проекта на защиту (внешнюю рецензию).
4. Структура курсового проекта
    Курсовой проект имеет следующую структуру:
титульный лист;
содержание;
введение;
основной текст (главы, параграфы);
заключение.
Титульный  лист
     На титульном листе должно быть (не нумеруется):
наименование учебного заведения,
обозначение характера работы (курсовой),
тема курсового проекта;
фамилия, имя, отчество студента,
номер учебной группы;
фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя
дата проверки и оценка;
подпись научного руководителя;
название города, в котором находится данное учебное заведение,
год написания работы.
5. Рекомендации по составлению методической разработкитемы Содержание
 После титульного листа следует содержание. Слово «Содержание» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами. В содержании содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице.
Введение
В вводной части курсовой работы обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи курсового проекта, объект и предмет работы. Объем введения не должен превышать двух-трех страниц.
Введение к курсовой работе должно содержать следующие подразделы, располагаемых в указанном порядке:
    «Актуальность исследования»
    «Цели и задачи исследования»,
    «Объект исследования»,
    «Предмет исследования»,
    «Практическая значимость работы».
 Основной текст (главы, параграфы) 
 Основной текст курсового проекта разбивается на две-три главы, каждая из которых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т.к. каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера или критическим резюме автора, что сделать бывает не легко. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод.
Первая глава 
«Методический анализ учебного материала по теме программы» должна включать в себя:
Характеристика (анализ) темы
В этом разделе необходимо осветить следующие вопросы:
название темы;
время изучения темы (год, полугодие);
количество часов, отведенных программой на изучение темы;
значение данной темы в общей программе производственного обучения;
связь данной темы с предыдущим и последующими темами учебной программы;
определить перечень теоретических знаний, умений и навыков, которые должны иметь учащиеся для изучения темы;
Учебно-воспитательные задачи темы
В данном разделе необходимо раскрыть следующие вопросы:
Какие умения и навыки, полученные учащимися учебных мастерских, совершенствуются и закрепляются при изучении темы.
Какие знания по теоретическим дисциплинам совершенствуются, углубляются и закрепляются в процессе изучения темы.
С каким современным оборудованием, средствами механизации и автоматизации производственных процессов и передовой технологией предстоит ознакомиться учащимся.
Каким образом будут формироваться у учащихся скоростные умения в выполнении и перевыполнении норм выработки с соблюдением технических требований на выполняемые работы.
Какие воспитательные задачи должны быть решены в процессе изучения темы.
Подготовка мастера к изучению темы
При разработке данного раздела курсового проекта необходимо осветить следующие вопросы:
1. Личная подготовка мастера: изучение содержания темы по программе, соответствующих разделов учебника, методических пособий, литературы, излагающей передовой опыт работы, проведение беседы
преподавателями спецтехнологии с целью уточнения объема теоретических знаний учащихся группы, организация форм и методов изучения темы т.п.
2. Подготовка материальной базы: проверка наличия материалов, инструмента, приспособлений, принятие мер к обеспечению всем необходимым; подготовка и опробование оборудования в работе, меры, принимаемые мастером при неисправности оборудования, инструментов и т.п.
3. Разработка планирующей документации.
Готовясь к изучению «операционных» тем учебной программы мастер планирует систему уроков по теме. При распределении учебного материала темы на уроки следует исходить прежде всего из требования четкости цели и определенности содержания урока При этом следует учитывать посильность, сложность и трудоемкость изучаемых и отрабатываемых на уроке трудовых приемов и способов, новизну их для учащихся, взаимосвязь, важность для выполнения работ в будущем, объекты учебно-производственных работ, на которых они будут отрабатываться. Результаты планирования системы уроков «операционных» и «простых комплексных» работ фиксируются в перспективно-тематических планах.
Подбор учебно-производственных работ.В этом разделе необходимо:
Подобрать учебно-производственные работы в соответствии с требованиями и составить перечень УПР по форме :при изучении приемов и операций
Таблица 1. Перечень УПР на тему: № «____________».
Время изучения темы, под темы № Наименование тем, под тем,
программ Всего На
инструктаж На
упражнение Наименование работ
Из анализа разработанного перечня УПР сделать вывод:
а)как наращиваются учебно-производственные задачи;
б)как осуществляется переход от простого к сложному при выполнении производственных заданий;
в)как подбираются фасоны, ткани, сложность изделия;
г)как предусматривается разнообразие способов выполнения работ, как разнообразятся и совершенствуются технологические процессы при изготовлении изделий.
Здесь необходимо отразить требования, предъявляемые к составлению перечня: отметить, что это за документ, кем утверждается, какое имеет значение для работы мастера профессионального обучения, какие документы на основе перечня составляются, как осуществляется подготовка к занятиям, какие воспитательные задачи решаются в ходе изучения темы, какие качества воспитываются у учащихся (конкретно по данному периоду обучения).Распределение материала темы по урокам
В этом разделе необходимо осветить на следующие вопросы.
Как распределяется материал темы программы на подтемы и уроки, принципы его распределения.
Количество уроков производственного обучения на тему определяется по формуле:
Кут=Тm67,где
Куm – количество уроков на тему;
Тm– время на тему в часах по программе;
6(7) – продолжительность урока производственного обучения в часах.
Кут= чч = урока
Распределить материал темы программы на уроки учитывая сложность и трудоемкость трудовых приемов и операций, правильно определить содержание каждого урока, его объем и учебно-воспитательные цели урока.
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УР
Демченко С.П.
Перспективно-тематический план
На тему № ______ «____________»
Количество часов на тему __________
Профессия ______________
№ п/пНаименование разделов
и тем Кол-
во
часов Вид
занятий (урока)
Комплексное методическое
обеспечение ОК и ПК Домашнее
задание
Расчет и подготовка материально-технической базыВ этом разделе рассматриваются следующие вопросы:
Требования, предъявляемые к учебным мастерским по профессии.
Какое оборудование устанавливается в учебной мастерской (таблица №1).
Сколько и какого инструмента и приспособлений необходимо иметь в учебной мастерской для проведения занятий по теме (таблица№2).
Наименование и количество основных, вспомогательных материалов, необходимых для выбранной из перечня УПР модели (таблица №3).
Необходимо приложить план учебной мастерской показав на нем расположение оборудования, необходимо учитывать, что с его помощью будут изучаться все темы программы по профессии, а не только та, которая разрабатывается.
Разработать и приложить проект рабочего места мастера для подготовки рабочих по профессиям.
Подобранные объекты материально-технической базы представить в виде таблиц по форме:
Таблица №1. Инструменты и приспособления
№ Наименование Количество Назначение
На 1 учащегося На группу Таблица №2. Оборудование

Наименование Номер
класс
машин Количество
Назначение
Ha l
учащегося На группу
Таблица №3. 0сновные и вспомогательные материалы


п/пНаименование
материала Ед. измерения Количество
Цена 1 ед.
Ha l
учащегося На группу
Учебно-методическое обеспечение.
Указать, что включает в себя Учебно-методическое обеспечение профессионального образования.
Вторая глава 
«Организация и методика проведения уроков производственного обучения»
Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков производственного обучения:
а) по проведению вводного, текущего и заключительного инструктажей;
б)по подготовке мастера к объяснению и практическому показу трудовых приемов;
в)по применению наглядных пособий и технических средств обучения;
г)по методике предупреждения и исправления ошибок;
д)поиспользованию инструкционныхи инструкционно- технологических карт;
е)по организации рабочих мест и технике безопасности.
Дать описание каждого элемента урока:
организационная часть;
вводный инструктаж;
упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж;
заключительный инструктаж.
Составление плана урока с конспектом вводного инструктажа
На основании разбивки темы на уроки разработать плана урока.
Выбор методов, используемых на уроках
Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы мастера с учащимися, позволяющий студентам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а так же использовать их на практике. В производственном обучении не один из методов не является универсальным и следует использовать совокупность методов на уроке, в комплексе.
Описать методы обучения, которые будут использоваться при проведении уроков.
В процессе проведения урока тема №__ «____________» нами использовались следующие методы обучения:
Разработка методов контроля
Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте профессионального образования является наличие в них экспериментальных, практических умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью практических заданий, которые могут составлять основную часть общей проверочной работы.
В этом разделе необходимо перечислить методов контроля, основные требования к контролю и учету успеваемости учитываемые мастером, указать и разработать метод контроля который мастер использует в процессе проведения уроков производственного обучения на вашу тему.
Разработка учебно-технической документации
В этом разделе необходимо сформулировать цели и принципы
составления документации письменного инструктирования.
Разработать и выполнить:
Методические рекомендации для последовательного изучения материала.
Инструкционную или инструкционно-технологическую карту.
Критерии оценки успеваемости учащихся по операционным или комплексным работам.
6. Оформление курсового проекта
 Курсовая работа должна быть отредактирована и тщательно вычитана. Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов. Общий объем работы не должен превышать 40 страниц компьютерного текста, выполненного на одной стороне листа формата А4 (210х297 мм).
 Текст печатается через 1,5 интервала. Используется шрифт Times New Roman черного цвета с полуторным интервалом.
Высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль равен 14). Полужирный шрифт не применяется.
Абзацный отступ – 1,25 (5 знаков).
Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее - 30 мм, правое - 15 мм, левое - 20 мм, нижнее - 30 мм.Слово «Содержание» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами. Заголовки пунктов содержания (частей работы) записывают с прописной буквы строчными буквами. Заголовки пунктов содержания основной части работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами. Введение и заключение не нумеруются.
Страницы должны иметь сквозную нумерацию, включая приложения (номер указывается справа нижнего поля без точки), при этом титульный лист считается первой страницей, содержание – второй, введение – третьей и так далее. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
   Текст курсового проекта содержит грамматически и логически согласованную информацию по теме работы. Текст делится на главы, параграфы, пункты, имеющие заголовки и нумерацию арабскими цифрами. Для большей наглядности и сравнения показателей применяются таблицы, чертежи, схемы, диаграммы и т.п. Таблица имеет вертикальные графы и горизонтальные строки. Заголовки граф и наименование строк пишутся именем существительным в именительном падеже единственного числа.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Таблица должна иметь заголовок, который помещается под словом "Таблица" (справа) посередине. Заголовок и слово "Таблица" начинаются с прописной (большой) буквы.
 Для наглядности и лучшего понимания текста в работе помещают иллюстративный материал (чертежи, схемы, диаграммы и т.п.) Как правило, он располагается после текста, в котором о нем упоминается. Таблицу и иллюстративный материал, размеры которых превышают формат А4, учитывают как одну страницу.
 Наименование чертежа, схемы, диаграммы и т.п. помещается сверху. Поясняющие данные к иллюстративному материалу помещаются под рисунком.
Весь иллюстративный материал нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Каждую единицу материала следует выполнять на одной странице.
В конце курсового проекта даются приложения, на которые делаются ссылки в тексте. В приложения обычно входят копии или выдержки различных нормативных документов, материалы социологических исследований и т.п. Каждое приложение должно быть выполнено на отдельном листе и иметь свой порядковый номер (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). Приложения помещают после списка нормативных актов и литературы. Приложения не засчитываются в общий объем курсовой работы.
7. Пример оформления научно-справочного материала
 Научно-справочный аппарат курсового проекта делится, как правило, на две части: нормативные акты и литература, использованные в работе, и подстрочные ссылки.
Оформляется в соответствии с ГОСТами:
ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25.11.2003 № 332-ст);
ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.10.2000 № 253-ст),
ГОСТ 7.82-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 04.09.2001 N 369-ст).
При дословном использовании материала для подтверждения важной мысли или существенного положения используется цитирование. В этом случае необходима ссылка на источник, откуда приводится цитата, оформленная в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст).
Порядок описания литературных источников
Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. Первым элементом библиографического описания является фамилия автора. В описании издания одного автора приводят его фамилию в именительном падеже и инициалы.
При описании издания двух авторов и более сначала приводят фамилию первого автора, остальные приводятся после названия, разделяя их запятой.
После описания фамилий автора(ов) описывается полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.), после косой черты - данные о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются), после тире - название города, в котором создана книга, после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило, и наконец, после запятой - год издания.
Например: Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352 с.    
Принятые сокращения названий некоторых городов:
М.-Москва     
СПб. – Санкт-Петербург
Л. - Ленинград           
К. - Киев          
8. Защита курсового проекта и его оценка
После полного завершения курсового проекта в установленные сроки представляется научному руководителю на рецензирование. В заключении научный руководитель делает вывод о готовности работы к защите (внешнему рецензированию).
Курсовой проект в завершенном виде должен быть представлен руководителю (преподавателю) не позднее, чем за две недели до установленного срока защиты работы.
Не допускаются к защите и возвращаются для повторного написания:
курсовые работы (проекты), полностью или в значительной степени выполненные не самостоятельно (путем сканирования, ксерокопирования или механического переписывания материала из источников информации без использования цитирования), и (или) курсовые работы, объем цитированного текста которых составляет более 50%;
работы, в которых выявлены существенные ошибки (например, использование утративших силу нормативных правовых актов, комментариев к ним и т. п.), недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены;
работы, характеризующиеся низким уровнем грамотности и небрежным оформлением.
    К числу основных недостатков, которые следует учесть каждому студенту, можно отнести:
Отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций.
Нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки.
Отсутствие четкости в определении основного содержания курсовой работы.
Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора.
Курсовой проект пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, пересказ одной-двух журнальных статей
При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются лишь крайне полярные оценки, нет серьезной аргументации и логики рассуждений, наложения взглядов автора.
 Поэтому каждому студенту при выполнении курсового проекта настоятельно рекомендуется тщательно изучить методические рекомендации и советы для того, чтобы избежать повторения названных выше недостатков.
Защита курсовых работ (проектов), в том числе повторная, должна происходить до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие курсовую работу (проекты) в установленный срок или не защитившие ее, не допускаются к сдаче семестрового экзамена (зачета) по дисциплине, по которой выполняется курсовая работа (проект).
При защите курсовой работы (проекта) студент должен кратко изложить ее основное содержание, охарактеризовать использованные источники, сформулировать основные выводы и предложения, ответить на вопросы руководителя и других присутствующих на защите лиц.
Курсовая работа (проект) оценивается с учетом качества ее написания и результатов защиты: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При определении оценки курсовой работы учитываются:
а) степень разработки темы;
б) полнота охвата научной литературы;
в) творческий подход к написанию работы;
г) правильность и научная обоснованность выводов;
д) стиль изложения;
е) аккуратное оформление курсового проекта.
  Возможные критерии оценки:
– «отлично» выставляется студенту, показавшему глубокие знания, примененные им при самостоятельном исследовании избранной темы, способному обобщить практический материал и сделать на основе анализа выводы;
– «хорошо» выставляется студенту, показавшему в работе и при ее защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере проявившему самостоятельность в исследовании;
– «удовлетворительно» выставляется студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности в содержании работы;
– «неудовлетворительно» выставляется студенту, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы, а также допустившему плагиат.
При получении неудовлетворительной оценки работа должна быть переработана с учетом высказанных замечаний и представлена на защиту в сроки, установленные руководителем.
Оценка за курсовую работу выставляется преподавателем, под руководством которого была выполнена курсовая работа, после защиты на титульном листе работы, в зачетную книжку и в ведомость, которая сдается в учебную часть.
После защиты курсовые проекты хранятся в течение двух лет, а затем могут быть уничтожены по акту.
Студенты, не сдавшие курсовые проекты или получившие на защите (внешнем рецензировании) неудовлетворительные оценки, не допускаются к очередным экзамена.
Защита курсового проекта проводится по следующей схеме:
актуальность темы курсового проекта;
методический анализ темы;
указать требования, учитываемые при подборе работ;
раскрыть содержание подготовки мастера к теме программы и к уроку, обосновывая свои рекомендации
дать обоснование целесообразности распределения материала темы на уроки;
перечислить оборудование, инструменты и приспособления в учебной мастерской применяемые при изучении данной темы;
сформулировать цель разработки документов письменного инструктирования.
дать анализ составленных планов урока.
Защита курсового проекта проводится каждым студентом с презентацией.
Заключение
Методические рекомендации для проведения курсового проекта по междисциплинарному курсу «Методика профессионального обучения (по отраслям)» направлены на оказание помощи преподавателям и студентам в выполнении исследовательской деятельности. Подробный поэтапный план работы по каждому этапу курсового проекта, что дает возможность использовать это пособие для организации комплексной самостоятельной работы студентов.
Выполнение курсового проекта способствует закреплению углублению и обобщению теоретических знаний, полученных в процессе изучения педагогических и специальных дисциплин. Он является одним из важных видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным планом.
Таким образом, курсовой проект выявляет способности студентов к творческому мышлению, педагогические навыки, творческую инициативу, самостоятельность, организованность, ответственность в работе.
Список используемой литературы
Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
Дробинская, А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей / А.О. Дробинская . - 2-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 142 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений // Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.
Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352 с.
Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М.:Издательский центр «Академия», 2009. – 228 с.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей // Под редакцией В.С. Кукушкина. – М.:ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2009. – 336 с.
Профессия – учитель: Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников // Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Спец. психология», «Cпец. дошкольная педагогика и психология» // Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Академия, 2005. - 519 с.
Скакун, В.А. Организация и методика производственного обучения: Учебное пособие / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009 – 336 с.
Тамарин, Н.И. Справочная книга мастера производственного обучения: Метод. пособие / Н.И. Тамарин, М.С. Шафаренко. – М.: Высшая школа, 2003. – 207 с.
Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2003.- 352 с.
Шалунова, М.Г. Задания к контрольной работе и методические указания к их выполнению по дисциплине «Методика профессионального обучения» / М.Г. Шалунова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та., 2007. – 18 с.
Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения: Уч. Пособие / М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. – 105 с.
Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие / Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. – 150 с.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mon.gov.ruПедагогическая библиотека [Электронный ресурс] // Форма доступа: http://pedlib.ru/Педагогика.ру [Электронный ресурс]: сайт для студентов // Форма доступа: http://pedagogy.ruПолат, Е.С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения для учителей // Форма доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.htmlФедеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ruЭлектронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» [Электронный ресурс] // Форма доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm