Урок по литературе на тему Не стоит село без праведника (7 класс)

7 класс Урок 49 25 февраля 2011 года

Не стоит село без праведника
Цель урока: вызвать сочувствие к герою рассказа А.П.Платонова «Юшка»; дать импульс к размышлениям о необходимости сострадания и уважения к человеку, доброго отношения к людям; углублять знания учеников о личной и творческой биографии А.П.Платонова; развивать навыки анализа эпического текста.
Оборудование: портрет А.П. Платонова;
различные издания произведений писателя;
иллюстрации к его рассказам.

ХОД УРОКА
I Организационный момент урока.
Эпиграф к уроку:
Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом
человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию.
Это чудо мне известно
А.П. Платонов
II Проверка домашнего задания.
Пересказ эпизодов.
Ответы на вопросы № 1,2 учебника.
Примерный план рассказа:
1) Как жил Юшка.
2) Дети и Юшка.
3) Отношение взрослых к Юшке.
4) Куда уходил Юшка каждое лето?
5) Смерть Юшки.
6) Гостья Ефима Дмитриевича.
7) Плоды Юшкиной любви.
III Художественные особенности рассказа «Юшка».
- Какими чертами наделён рассказчик?
(Рассказчик – человек неравнодушный, ему, как и герою, свойственны «детскость», добрый взгляд на мир, одухотворённость, вера в человеческое единение. Он уверен, что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема и всегда плодовита, что человек важнее всего.)
- Какие слова использует А.П. Платонов для создания художественных образов?
- Найдите эпитеты, олицетворения, метафоры. В какой части текста их больше? Почему?
- Найдите в тексте рассказа «лишние» слова, речевые повторы, просторечные слова и выражения. Как вы думаете, в чём смысл их использования?
IV Беседа по вопросам. Характеристика главного героя.
- Юшка считал, что люди любят его. А сам Юшка любил людей? Что он делал для любви?
- Составьте развёрнутый ответ на этот вопрос, цитируя текст рассказа.
Прочитаем фрагмент рассказа от слов «В июле или августе» до слов «об этом никому в городе не было известно»
- Как Юшка чувствует себя наедине с природой?
(Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, он любил всё живое: цветы, деревья, птиц, стрекоз, он радовался чистому воздуху, теплу, покою. Он жалел каждую мёртвую бабочку, жука, «чувствуя себя без них осиротевшим». Юшка «всматривался в их лица» - для него и бабочки имели лица. В Божьем мире каждая тварь, каждое существо рождается, чтобы жить, радоваться жизни - считал Юшка.)
- Как вы понимаете фразу: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам»?
(Получается, что при людях Юшка скрывал эту любовь. Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя.)
Читаем отрывок от слов: «Но год от году Юшка всё более слабел» до слов: «Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!»
- Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «веселого прохожего»?
(Юшка «осерчал», потому что прохожий, да и остальные люди, не хотели понять, что каждый человек, каждая бабочка, каждое существо «по надобности все равны», каждый «всему свету нужен». Эти люди не видели очевидного, они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.)
- Почему человек, убивший Юшку, назван «весёлым прохожим»?
(«Веселье» этого человека, происходило или от опьянения, или от зла, как у детей, которые ждали, чтоб Юшка «отозвался им злом и развеселил их».)
- Хотел ли «весёлый прохожий» смерти Юшки? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить людям жизни?
-Что изменилось после смерти Юшки?
(Люди впервые попросили у Юшки, уже мёртвого, прощения: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни».)
Читаем отрывок: «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».
- Сравните портреты девушки, которая разыскивала Ефима Дмитриевича и самого Юшки. Что общего в их чертах? О чём это говорит?
(Девушка, как и Юшка, «тщедушна и невелика», лицо её тоже «нежно и кротко». В глазах Юшки «всегда стояла влага, как не остывающие слёзы», глаза девушки «готовы были вот-вот наполниться слезами». Девушка не была дочерью Юшки, но была такой же, как он – доброй, кроткой, чистой душой.)
- Изменились ли люди хоть немного со времени смерти Юшки?
(Видимо, да. Кузнец, глядя на гостью, «подобрел сердцем». Значит, жестокость немного отступила, сердце оттаивает. Девушка-сирота осталась в городе, врачевала людей. Но над ней, похожей на Юшку, уже не смеялись, не издевались. Осуществился библейский завет: «Побеждай зло добром».)
- Как бескорыстная любовь юшки к людям продолжается и после его смерти?
Обратимся к эпиграфу: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в
другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию.
Это чудо мне известно»
- Может ли настоящая любовь быть корыстной?
V Итог урока.
Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, юродом (юродивым), «божьим чучелом», терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходиться не могут: «Без Юшкижить людям стало хуже». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка. Которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.
Зачитаем последний абзац рассказа. Зададим риторический вопрос: так в чём смысл жизни? Ответа на него ждать не будем.
VI Оценки

VII Домашнее задание
Прочитать рассказ «Необычный цветок»
15