Урок 9 класс Развертка цилиндра


Урок в 9 классе
Тема : Развертка цилиндра
Цель : расширить понятие о цилиндре, его свойствах, воспроизвести в памяти образ цилиндра и его развертки, уметь выполнять развертку цилиндра. Формировать навыки измерения, черчения, навыки умственных действий.
Оборудование : чертежные принадлежности, модели геометрических тел, развертка цилиндра, таблица «Где мы встречаемся с моделью цилиндра в жизни»

Ход урока
Орг. Момент
На учительском столе модели изученных геометрических тел : куб, параллелепипед. Назвать данные геометрические тела. Какого изученного геометрического тела не хватает? (цилиндра)
Показ модели цилиндра, повторение его элементов
(высота, основания, боковая поверхность). Правописание слова цилиндр.
Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять (закрепим ) алгоритм построения развертки цилиндра. Какими чертежными инструментами мы будем пользоватся? (карандаш, линейка, циркуль) Обратить внимание ребят на правописание слова циркуль, техника безопасности при пользовании циркулем (таблица)
На предыдущем уроке мы с вами выполняли развертку цилиндра. Что из себя представляет развертка цилиндра?
Демонстрация развертки цилиндра учащимся.(модель цилиндра развернуть.
- две окружности (основания)
- прямоугольник (боковая поверхность)
Значит, чтобы выполнить развертку цилиндра, какие данные для этого нужны?
* чтобы построить основания надо знать радиус окружности
*для построения боковой поверхности (прямоугольник надо знать высоту цилиндра = высота прямоугольника, длину прямоугольника = длине окружности.- Как вычислить длину окружности?
С = 2 ∙ П ∙ R
П= 3.14 – постоянное число,
R – радиус окружности
Вычислить длину окружности, если R =1см, 2 мм, 5см.
(работа по таблицам). Вспоминаем правило умножения десятичной дроби на целое число.
Итак, можем ли мы построить развертку цилиндра сейчас с вами? (можем)
Какие данные нам нужны? (высота цилиндра и радиус основания)
199834559499500Обратить внимание ребят на алгоритм построения развертки цилиндра
R =1см.
Н = 3см
80807420057100 Анализ построения
Верхнее основание (окружность радиусом 1 см.Боковую поверхность – прямоугольник
Высота 3см.,
длина основания С= 2 ∙ П ∙ R ,
С = 2 ∙ 3,14 ∙ 1 = 6,14.
Значит , длина прямоугольника равна 6 см.
Боковая поверхность прямоугольник со сторонами 6см. и 3см.
Нижнее основание – окружность радиусом 1см.
П О С Т Р О Е Н И Е
Строим верхнее основание – окружность радиусом 1см.
Пристраиваем прямоугольник к окружности со сторонами 3см, 6см
Пристраиваем к прямоугольнику нижнее основание – окружность радиусом 1см.
Молодцы! Сегодня мы с вами ведем речь о цилиндре и его развертке. Назовите предметы , имеющие форму цилиндра (кусок трубы, проволоки, банка консервы,…)
Ребята, а где используются цилиндрические формы в практике? (цилиндры имеются в машинах….., используют архитекторы для украшения зданий – фасады зданий - колонны, которые служат для вертикальной поддержки зданий – показ картинки, строят мечети , которые имеют цилиндрическую форму. (архитектор – строительная специальность, выполняет план строящихся зданий), изготавливают малярные валики.
Мы сейчас строим Снежный городок. Каркас Деда Мороза и Снегурочки можно было выполнить из трубы . Отходов бы было намного меньшее и быстрее бы сделали и Снегурочку и Деда мороза, но так как нет у нас такой трубы , поэтому мы строим данные фигуры другим способом.
Итак, ребята давайте еще раз повторим как выполняем построение развертки цилиндра (Ответы ребят)
Приступаем к выполнению самостоятельной работы
R = 1см. 2. R = 2см 3. R = 1см
Н = 3см Н = 4см Н = 5см

И Т О Г У Р О К А
Сегодня на уроке мы что выполняли?
Что надо знать , чтобы выполнить построение развертки цилиндра?
Этапы построения развертки цилиндра
Домашнее задание : Построить развертку цилиндра, если радиус оснований 1 см, высота цилиндра 6см.