Программа по развитию речи в 4 классе для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (индивидуальное обучение)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141840, Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8. Тел./факс (22) 5-24-48, Эл. почта. Schoolint8@mail.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________ Жарова Е.В.
Приказ № 45-Ш от 06.06.2016
Рабочая программа
предмета « Развитие речи»
для учащейся 4-А класса индивидуального обучения
Филиной Полины
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Чижова А.В.
учитель
Яхрома
2016
Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи для 4 класса.
Всего 32 часа из расчета 1 час в неделю
согласно индивидуальному учебному плану
Тип программы: образовательная программа обще образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью).Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: программа обеспечивает реализацию прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Категория обучающихся: учащаяся 4-А класса МАОУ «Яхромская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Филина П.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 32 часа из расчета 1 час в неделю. В соответствии с календарным планом-графиком текущего учебного года.
Форма обучения: очно - заочноеРабочая программа, согласно Федеральному Закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г., является нормативно-правовым документом, обязательным для выполнения в полном объеме, предназначенным для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана (письму и развитию речи) образовательного (коррекционного) учреждения для обучающихся с ОВЗ.Рабочая программа разработана на основании:
Базисного учебного плана общего образования учащихся с умеренной степенью умственной отсталости в соответствии с требованиями «Санитарных правил устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии», утвержденных Минздравом СССР от 06.03.86 № 4076-86
Устава муниципального автономного образовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (новая редакция от 10.11.2015, утверждена Приказом начальника Управления образования Дмитровского муниципального района МО № 841, принята общим собранием трудового коллектива от 03.11.2015 протокол № 55).«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР, М.: 1983 г.
Курс: «Родной язык: развитие речи».
Письма Министерства народного образования РСФСР от 14. 11 .1998г № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому.
Настоящая рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптирована к индивидуальными познавательным, психофизическим особенностям учащихся со сложной структурой дефекта.
Рабочая программа ориентирована на УМК
Литература для учащихся:
Учебник по развитию речи для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнёва, Москва, издательство «Аркти».
Учебник «Окружающий мир» для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида С. В. Кудрина, Москва, издательство «Владос».
Литература для учителя:
Худенко Е.Д., Кремнева С.А. Методическое пособие по развитию речи. М.: «Аркти».
Цель обучения предмету: решение вопроса развития речи ребенка как ее регулирующей функции, так и коммуникативной функции.
Задачи обучения:
формирование умений: повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть свое имя и фамилию, называть имя и отчество учителя, называть имя и отчество родителей, внятно выражать свои просьбы и желания;
называть предметы, находящиеся вокруг; называть и применять слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Извините»; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти) , «Можно идти», «Можно сесть» и т.п.; обучать отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает?
называть и показывать части тела;
осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова;
Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, родителей и фамилии учеников. Они должны уметь по произнесённой фамилии показывать детей и взрослых и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен заставлять повторять за ним отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы. Рассказывание детям коротких простых рассказов и работа над пониманием их содержания путём разыгрывания на игрушках.
Содержание образования.
Повторение пройденного материала. Краткие беседы о назначении предметов обихода.
Формирование умения заканчивать начатую учителем фразу, с ответом на вопросы: что? чем? куда? где? что делать? Например : Саша чистит (что?) зубы. Вова идет (куда?) домой.
Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы.
Обучение построению предложений с использованием предлогов у, около, за, над, под, выражающими пространственные отношения предметов.
Закрепление умения осуществлять простейшую классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.
Тематика.
Овощи (свекла, капуста). Употребление этих овощей в пищу.
Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.
Деревья (сосна, тополь). Распознавание.
Части дерева: корень, ствол, ветви, листья.
Комнатные растения (герань). Название . Распознавание.
Цветы (одуванчик, ромашка). Название . Распознавание.
Домашние животные (корова, лошадь). Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду.
Дикие животные (еж, белка). Части тела, чем питаются, как передвигаются. Сравнение с домашними животными.
Птицы (ворона, воробей). Дополнение к пройденному: какую пользу приносят человеку. Грач. Внешний вид. Какую пользу приносит человеку.
Насекомые (муха, бабочка). Внешний вид этих насекомых, где они живут, сходство и различие.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Лето: солнечные, жаркие дни, зеленые листья на деревьях, цветение трав, сбор ягод и грибов. Осень: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад. Зима: морозы, метели. Весна: таяние снега и льда, первые весенние цветы. Ведение календаря погоды.
Календарно – тематическое планирование по развитию речи
Количество часов: 32часа из расчета 1 час в неделю.
№ п/пТема урока Кол-во часов Тип урока Дата урока по плану Дата урока по факту
Повторение изученного материала
1. Краткая беседа о школе, правилах поведения на уроке. 1 Комбинированный урок 2. Окончание фразы с ответом на вопросы ЧТО?, ЧЕМ?, КУДА?, ГДЕ?, ЧТО ДЕЛАЕТ? 1 Комбинированный урок 3. Построение предложений по вопросам учителя. 1 Комбинированный урок 4. Построение предложений с предлогом У, ОКОЛО, ЗА, НАД, ПОД по вопросам учителя. 1 Комбинированный урок 5. Классификация предметов по словесной инструкции и с опорой на наглядность. 1 Комбинированный урок 6. Арбуз: цвет, величина, форма, вкус. 1 Урок изучения нового материала 7. Сезонные изменения в природе: осень (листопад, пасмурные дни, холодные дожди). 1 Комбинированный урок 8. Овощи: свекла. Употребление в пищу. 1 Урок изучения нового материала 9. Овощи: капуста. Употребление в пищу. 1 Урок изучения нового материала 10. Расширение понятия «овощи». Распознавание овощей. 1 Комбинированный урок 11. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. 1 Урок изучения нового материала 12. Деревья: сосна. Цвет коры, форма и размер листьев. 1 Урок изучения нового материала 13. Деревья: тополь. Цвет коры, форма и размер листьев. 1 Урок изучения нового материала 14. Комнатные растения: бегония. Название. Распознавание. 1 Урок изучения нового материала 15. Комнатные растения: герань, бегония. Сравнение по внешнему виду. 1 Комбинированный урок 16. Сезонные изменения в природе: зима. Морозы, метели. 1 Комбинированный урок 17. Домашние животные: корова. Польза для человека. 1 Урок изучения нового материала 18. Домашние животные: лошадь. Польза для человека. 1 Урок изучения нового материала 19. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду. 1 Комбинированный урок 20. Дикие животные: еж. Части тела, питание, способ передвижения. 1 Урок изучения нового материала 21. Дикие животные: белка. Части тела, питание, способ передвижения. 1 Урок изучения нового материала 22. Сравнение диких и домашних животных. 1 Комбинированный урок 23. Птицы: ворона, воробей. Какую пользу приносят человеку. 1 Комбинированный урок 24. Птицы: грач. Внешний вид польза для человека. 1 Урок изучения нового материала 25. Сезонные изменения в природе: весна. Таяние снега и льда. 1 Комбинированный урок 26. Первые весенние цветы. 1 Урок изучения нового материала 27. Цветы: одуванчик. Название. Распознавание. 1 Урок изучения нового материала 28. Цветы: ромашка. Название. Распознавание. 1 Урок изучения нового материала 29. Одуванчик, ромашка. Сравнение по внешнему виду. Распознавание. 1 Комбинированный урок 30. Насекомые: муха. Внешний вид. 1 Урок изучения нового материала 31. Насекомые: бабочка. Внешний вид. 1 Урок изучения нового материала 32. Сравнение мухи и бабочки по внешнему виду. 1 Комбинированный урок «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УМР
Чиченкова М.А.
От 03.06.2016