Методическая разработка открытого урока на тему: Применение игровых технологий на уроке фортепиано на начальном этапе обучения


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№10»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока на тему:
«Применение игровых технологий на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
в области музыкального искусства
Костина Светлана Валерьевна
г. Железногорск, 2017

ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока педагога дополнительного образования
в области музыкального искусства
Костиной Светланы Валерьевны
Место проведения: МОУ «Гимназия №10», кабинет №34
Дата проведения: 16.03.2017г.
Тема урока: «Применение игровых технологий на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Вид урока: традиционный
Цель урока: закрепление и применение полученных знаний на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
Урок включает:
-организационную и содержательную установку;
-проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося;
-взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения-усвоение новых знаний, умений, навыков;
-закрепление изучаемого материала и упражнений;
-диагностика прочности усвоения знаний;
-инструктаж по выполнению домашнего задания.
Задачи урока:
В интересной для ребенка форме закрепить практические навыки игры на фортепиано, расширять творческих возможности учащегося в процессе обучения на инструменте.
Образовательные:
-закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодия, динамика);
-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato);
Развивающие:
-развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма;
-развитие координации движений;
-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес и любовь к музыке, предмету «Фортепиано»;
-воспитывать эстетический вкус;
-воспитывать усидчивость, организованность, самоконтроль.
Методы обучения:
Перспективный-словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato.
Репродуктивный-запоминание учащимся сообщенной информации. Способствует формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений.
Практический-музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-развитие мышления, творческой инициативы;
-приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Средства обучения: фортепиано, два стула, подставка на сиденье стула. Рисунки, картинки, карточки, нотные пособия, «Музыкальная ромашка», схема «Средства музыкальной выразительности», компьютер, проектор.

Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая. Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет развиваться интенсивнее. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более организован. Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Чередование различных видов учебной деятельности (игра гаммы, упражнений сменяется разбором нотного материала. повторением выученных пьес и слушанием музыки). На уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности педагога.
Технология личностно-ориентированного обучения И. Якиманской. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения (упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»). Это задание: стимулирует учащихся к самостоятельному выбору способов решения этой задачи; загадка выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только результат, а главным образом, процесс учений, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знанием.
Технология проблемного обучения. Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимся учебных проблем. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания. Создаем проблемную ситуацию учебным заданием.
Технология формирования мотивации или игровая технология. Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов («Подумай-угадай», «Музыкальная ромашка»), работа с рисунками, карточками повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:
презентация, иллюстрации.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
мультимедийный компьютер.
План урока
Организационный момент
Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии).
Физминутка
Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии).
Проблемная ситуация на основе учебного материала.
Работа с музыкальным материаломЗакрепление пройденного материала с использованием игровой технологии («Музыкальная ромашка», игра по карточкам, рисунки, картинки).
Домашнее задание.
Рефлексия.
Итог урока с оценкой проделанной работы обучающейся.



План-конспект открытого урока
(слайд1) Приветствие, посадка за инструментом.
Учитель: Вероника, желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи! Итак, за дело!
(слайд2) (Упражнение, направленное на свободу двигательного аппарата «Радуга-дуга»). Посмотрим на твой замечательный рисунок. А теперь нарисуй радугу над клавиатурой. А концы ее пусть звучат, приговаривая:
Ой ты, радуга-дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в пол минуты нарисую.
Сначала рисуй правой, потом левой рукой. А теперь нарисуй двумя руками. Дуговые упражнения над клавиатурой с последующим погружением в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговыми движениями свободно и плавно. Представь себе, как прозрачная капелька катится по радуге и звонко падает в глубокое озеро. Дома повторяй это упражнение.
А теперь поработают пальчики.
(слайд3) Пальчиковая игра: «Волшебный платок»
У меня живет проглот-
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглотаБрюшко как у бегемота!
Учитель: Как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?
Ученица: Они могут звучать, когда коснуться клавиш.
Учитель: Но ведь пальцами можно «проговорить»; то есть прохлопать или простучать ритмический рисунок стихов песенки.
Ученица: Это тоже пальцы говорят?
Учитель: Конечно. Запомни стишок.
(слайд4) Упражнение «Говорящие пальцы»
Лес весну встречать готов,
Под ногой трещит валежник.
Самым первым из цветов
Просыпается подснежник.
1 1 2 2 1 1 3 3 1 1 2 2 1 1 3 3
1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 5 5 (стучим по крышке)
(слайд5) Упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»
Учитель: Теперь прохлопай руками такую загадку:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Учитель: Тут тебе предстоит все выполнить самостоятельно дома: отгадать загадку, записать ритмический рисунок загадки в нотной тетради.
(слайд6) Какую гамму ты готовила к сегодняшнему уроку?
Ученица: Ми мажор.
Учитель: Назови ее ключевые знаки.
Ученица: Четыре диеза: фа, до, соль, ре.
Учитель: Расскажи стишок про порядок ключевых знаков.
Ученица: ФадосольрелямисиЕхал в гости на такси
К СимиляресольдофаВот такая чепуха!
Далее проверяем знание ученицей гаммы Ми мажор. Играем гамму каждой рукой отдельно в две октавы в прямом движении, повторяя вершину (со снятием руки) с подтекстовкой:
От пиано на крещендо и до форте мы ведем,
Вниз идем диминуэндо и к пиано приведем.
Добиваемся Legato, с динамикой от P<F>P.
Затем играем гамму в прямом движении двумя руками. Работаем отдельно над подкладыванием 1-го пальца, отдельно каждую позицию («секрет»).
Затем играем гамму двумя руками в расходящемся движении.
Играем тоническое трезвучие отдельно каждой рукой и двумя руками в расходящимся движении.
(слайд7) Упражнение «Гусеница» (по Ганону №1)
Добиваемся плотности звука, Legato.
(слайд8) Физминутка: Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки медленно и плавно вместе со вздохом «растем», поднимаем ненапряженные руки вверх. Затем резко с выдохом тяжело «уронить» корпус и расслабленные руки вниз, наклонившись вперед. Руки свободно раскачиваются в стороны - «Шалтай-Болтай». Повторяем.
Учитель: Перед тем как ты исполнишь пьесу, давай повторим ноты басового ключа.
(слайд9) Пальчиковая игра: «Волшебная палочка»
Ученица берет в правую руку «волшебную палочку» с ноткой на конце. Левая рука служит нотоносцем. Ученица прикладывает нотки к пальцам левой руки, приговаривая:
Ты басы запомни точно,
СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ-построчно,
Между- ЛЯ, ДО, МИ и СОЛЬ
СИ-над всеми как король.
(слайд10) Учитель: Скажи, какой характер у пьесы?
Ученица: Радостный, веселый…
Учитель: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?
Ученица: Картина природы, веселье…
Исполнение. «Украинская народная песня».
Как ты думаешь, с помощью каких средств музыкальной выразительности
композитор(народ) передает образ, картину праздника, веселья?
Ученица: Использовали мажорный лад, быстрый темп (средний регистр, короткие длительности нот, стаккато).
Учитель: Почему произведение называется песня, а слов к ней нет. Можем мы пропеть мелодию?
Ученица: Да, можем. Похоже на танец…
Учитель: Можно придумать свои слова на эту мелодию. На пример:
Летом скучно без частушек и веселых песен.
Без гитары и гармошки мир не интересен.
Заиграю на баяне, постучу на ложках,
Не жалея ног станцую в красных босоножках!
Учитель играет мелодию и вместе с ученицей поют слова песни.
Учитель: Мелодия песни на высоких нотах, не очень удобно петь. Необходимо опустить мелодию на терцию вниз, в какой мы оказались тональности?
Ученица: Ми мажор.
Транспонируем мелодию в новую тональность (проанализировав строение мелодии).
(слайд11) Учитель: Как называется твое следующее произведение?
Ученица: «Идет дождь»
Исполнение.
Учитель: Какое настроение у этого произведения?
Ученица: Спокойное…
Учитель; Какие образы у тебя возникают когда ты играешь эту пьесу?
Ученица: Это теплый дождь, летний, потому что пьеса в мажоре.
(слайд12) Учитель: Расскажи, какие краски использует композитор?
Анализ пьесы И. Берковича «Идет дождь»
Мелодия похожа на песню, здесь нет капелек дождя. Как будто человек сидит у окна, смотрит на дождь и поет. Ему радостно, потому что будет хороший урожай. Можно придумать слова к музыке. На пример:
«Я у окна сижу, и на улицу смотрю.
За окном все дождь льет, травы и цветы мнет.»
Работа над выразительным исполнением.
Учитель: Вот прошел дождь, на небе появилось солнышко и поплыли…
(слайд13) Ученица: Облака!
Учитель: Произнеси слово «облака» с ударением, а в музыке куда падает ударение? Если бы мы могли потрогать облака, какие они на ощупь?
Работа над пьесой-ансамблем «Облака» Г. А. Емельянова (терции)
(слайд14) Учитель: Сейчас поиграем с тобой в игру я назвала ее «Музыкальная ромашка», может быть ты предложишь другое название. Сейчас прозвучат два произведения. После прослушивания тебе нужно выбрать какие росинки должны упасть на лепестки. Затем ты выберешь росинки для второй пьесы.
(слайд15) Звучат: «Клоуны» Д. Б. Кабалевский
(слайд16) «Старинная французская песенка» П. И. Чайковский
Ученица выбирает карточки, соответствующие, по ее мнению, данному музыкальному произведению.
(слайд17) Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.
Учитель: Вероника, послушай следующие слова:
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Ты согласна с этим утверждением?
Как ты думаешь, можно научиться играя?
Ответ: Да! Мы играли, но я научилась, запомнила много.
Домашнее задание:(прошу записать самостоятельно, по памяти)
Отгадать загадку и записать ее ритм в нотную тетрадь.
Закрепить упр. «Гусеница», гамму и пьесы.
(слайд18) Тебе понравился наш сегодняшний урок? Было интересно? С какими трудностями ты столкнулась? Чему ты сегодня научилась, что узнала? Какое у тебя сейчас настроение? Выбери смайлик, который тебе подходит.
Ты сегодня старалась выполнять все задания, была очень внимательна и активна на уроке. Поэтому твою работу на уроке я оцениваю как «отлично».
Урок окончен.

Список использованной литературы.
Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.
Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям/Ш. А. Амонашвили; Акад. Пед. И социал. Наук, Моск. Психол.-социал. инт. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г.
Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» //Вопр. Психологии. - 1996г.-№6.
Гаккель А. Д. «Фортепианная музыка XX века». –М.: Советский композитор, 1998г.
Гальперин П. Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».
Грохотов С. В. «Как научиться играть на рояле». -М.: издательский дом «Классика –XXI», 2005г.
Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения» //Педагогика. -1995г.-№1.
Сальникова Т. П. «Педагогические технологии». –М.: ТЦ Сфера, 2000г.
Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие технологии». –М.: АРКТИ, 2003г.
Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». –М.: Просвещение, 1979г.
Сократов Н. В., Феофанов В. Н. «Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей»: Методические рекомендации. –Оренбург. 2001г.
Теплов Б. М. «Психологические вопросы художественного воспитания». Вып. 11. –М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998г.
«Философский энциклопедический словарь». М, 1997г.
Цыпин Г. М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий» / Г. М. Цыпин. –М.: Интерпракс, 1994г.
Шмидт- Шкловская. -2-е изд. –Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1985г.
Щапов А. П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». –М. «Классика –XXI», 2005г.
Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я- Детский педагог». СПб, Изд-во «Союз художников», 1996г.
Интернет- ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/libray/2013/04/20/http://as-sol. Net/publ/metodicheskaia_stranica/kak_uvlech_rebenka_muzykoi/
http: //class. slovarik. org/dannye-7/data-id7936