Методическая разработка классного часа по теме Толерантность — проблема или новое мышление века


Тамбовское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Мичуринский аграрный техникум»
(ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)





Методическая разработка

классного часа



«Толерантность - проблема или мышление нового века»



Разработчик:
куратор группы ПЭ21
Александрова Елена Николаевна



с. Турмасово 2015
Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы классного часа определяется тем, что современный культурный человек это не только образованный, но обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими человек. Поэтому необходимо формирование у подрастающего поколения компетентности в области построения взаимоотношений в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Это позволит выпускникам стать людьми самостоятельными, обладающими толерантностью как основой своей жизненной позиции.
При разработке и планировании классного часа были учтены возрастные и личностные особенности обучающихся. Группа обучающихся второго курса, в которой проводится классный час – это подростки 17-18 лет, следовательно, им присущи особенности конца подросткового, начала юношеского возраста. Этот возраст является важным периодом в психосоциальном развитии человека.
Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. При этом позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, интеграции людей и минимизации конфликтов.
Укрепление в техникумах, колледжах позиций толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад среднего профессионального образования в развитие культуры мира на Земле.
Разработанный классный час ставит, прежде всего, задачи воспитания у обучающихся толерантности и межкультурного взаимодействия, но при этом направлен на формирование таких общих компетенций выпускников как:
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Дидактические цели классного часа:
Воспитательные: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;  развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Образовательные: овладение обучающимися общими знаниями и умениями в области межличностных коммуникаций.

Развивающие: развитие навыков работы в коллективе и в команде, принятия на себя ответственности за работу членов команды, за результат выполнения заданий, принятия решения и выполнения действий в нестандартных ситуациях, в условиях перемен; профессиональное и личностное саморазвитие;
научить обучающихся анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения, развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:
- формировать модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”;
-дать обучающимся возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления;
- воспитывать чувства коллективизма, сплочённости;
- способствовать развитию уважительного отношения между студентами.

Тип урока:
классный час.

Методы обучения:
- информационно-развивающие: объяснение, демонстрация учебных материалов, презентация;
- практического обучения: наглядно-практические методы, тренинг, работа творческих групп.

Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- практическая проверка.

Средства обучения:
- учебно-наглядные пособия: раздаточный материал, презентация;
- вербальные средства обучения: литературное чтение стихотворения, звучание музыкальных фрагментов;
- технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Условия и место проведения: Занятие проходит в обычных условиях, продолжительностью один академический час. Для посетителей подготовлены специальные места, расположенные за спиной обучающихся.

План-конспект классного часа

Единственная возможность обрести друга – это быть им.
Р.В. Эмерсон
Люди существуют друг для друга.
Марк Аврелий

Преподаватель: Еще раз здравствуйте, уважаемые обучающиеся! Сегодня мне хотелось бы начать занятие со слов абхазского поэта Ломиа:

Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И, веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат.
И к людям обращаюсь я сейчас
И говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.
К. Ломиа (абхазский поэт)

Как вы думаете, в чем идея этого стихотворения?
На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о толерантности.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии; научиться находить точки соприкосновения.
Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.

Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;

to tolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

«Толерантность предполагает соблюдение государственных законов, их ненарушение со стороны этнических и религиозных общин в условиях межрелигиозного и многонационального общества», – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:
воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.


Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.

Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость.)
Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д.)
А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность.)

Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность? (Толерантными). Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Преподаватель и обучающиеся делают вывод. 
Толерантность – это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.



Преподаватель: Среди предложенных вам качеств были и такие, как эгоизм, равнодушие, цинизм. Конечно же, эти качества характеризуют нетолерантную личность. Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Опишите эти две личности в сравнении. (Ответы учащихся).
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими».
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всем его многообразии. 
 Итак, мы видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен. Как вы думаете, почему эта проблема толерантности особенно актуальна для современной России? (Ответы обучающихся учащихся)

Преподаватель: В последнее время в нашей стране растет число проявлений устойчивой неприязни и нетерпимости к «другой» культуре, образу жизни, языку, верованиям. Объектами дискриминации являются чеченцы и представители других народов Северного Кавказа, выходцы из Средней Азии, беженцы.
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 65 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили в то, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.
Продолжались локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм – это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

Обучающийся:  Явление терроризма в наше время успело глубоко внедриться в разум и сердца людей на всей планете. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди именуемые террористами, которые взрывают дома, убивают людей. Это та общая информация, которая постоянно поступает к нам с экранов телевизоров.
Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).
Терроризм – это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой-то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.
Рост экстремизма – серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
- это большое имущественное расслоение населения, оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;
- это нарастание социальной напряженности;
- это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приводит к утрате нравственных ценностей;
- это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказалась наиболее подверженной этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами – все это привлекает молодежь.

Преподаватель: Терроризм и экстремизм – это стихийное действие или за этим кто-то стоит?
Кого бы мы ни взяли афганских и иранских бойцов «Аль-Каиды», чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизиться к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы они не пытались это оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде.
Вспомним самые громкие террористические акты.
Буденновск 1995 г. Отряды чеченских боевиков захватили в заложники мирных жителей, согнав их в местную больницу. Общее число заложников составляло около 1600 человек, среди которых были и дети.
Год спустя в Кизляре произошел такой же террористический акт. Численность заложников составляла 3700 человек.
11 сентября 2001 года в Нью-Йорке были взорваны крупнейшие башни-близнецы. Жертвами взрыва стали 2749 человек.
Очередной террористический акт произошел в Каспийске во время празднования Дня победы – при прохождении колонны музыкантов, ветеранов и детей прогремели взрывы. Погибли 45 человек и более 100 были ранены.
В Беслане отряд террористов захватили школу №1. Численность заложников составляла 354 человека, среди которых большинство были дети, в том числе и дошкольного возраста.
  Теракт на Дубровке, также упоминаемый как «Норд-Ост»  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], длившийся с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в ходе которого группа вооружённых боевиков захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник».
      В ноябре  2009 г. скорый поезд 166 "Невский экспресс" сообщением Москва - Санкт-Петербург [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на ОЖД. Сработало взрывное устройство. Погибли 28 человек, свыше 90 получили различные ранения.
  В 2010 г. теракт произошел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: в утренний час пик 29 марта на Сокольнической линии - на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" - с интервалом в 45 минут прогремели два взрыва. Погибли 40 человек, более сотни получили ранения.
Увы,  о таких  ужасах можно говорить и дальше и  точку в этом скорбном списке ставить рано...
     Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
        Как вы относитесь к терроризму и экстремизму?
        Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить?
Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости? Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.
Анкета
«Отношение к толерантности и экстремизму»
В Вашем понимании, толерантность – это
Терпимость к проявлениям различной этнической и культурной принадлежности, разных вероисповеданий, убеждений и поступков людей;
Неприязнь, конфликт с другими нациями, народами;
Стремление одного народа завоевать земли другого народа;
Ваш вариант______________________________
По Вашему мнению, экстремизм – это
Приверженность к крайним взглядам и мерам;
Право дипломатических представителей подчиняться законам только своего государства;
Расхождение с общепринятыми нормами;
Ваш вариант______________________________
Как Вы считаете, терроризм – это
Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения;
Открытое и откровенное заявление о своих действиях, поступках;
 Незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого;
Ваш вариант______________________________
Каково Ваше отношение к представителям других рас, национальностей?
Положительное;
Испытываю неприязнь;
Нейтральное;
Ваш вариант______________________________
Согласны ли Вы с тем, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?
Да;
Нет;
Не знаю;
Ваш вариант______________________________
В чем, на Ваш взгляд, основная причина конфликтов между представителями разных народов?
Национальные интересы;
Политические разногласия;
Территориальные разногласия;
Ваш вариант______________________________
 Считаете ли Вы, что террористические акты являются эффективным средством разрешения противоречий?
Да;
Нет;
Ваш вариант______________________________
Что, на Ваш взгляд, заставляет людей совершать террористические акты?
Идея;
Религиозные убеждения;
Деньги;
Принуждение;
Ваш вариант______________________________
Как Вы относитесь к браку между представителями разных национальностей?
Положительно;
Отрицательно;
Нейтрально;
Ваш вариант______________________________
 Как Вы считаете, каковы причины возникновения конфликтов с   иностранными лицами?
Расовая неприязнь;
Зависть к иностранцам;
Провокации экстремистских организаций;
Ваш вариант______________________________
 Если бы Вы стали свидетелем конфликтной ситуации между представителями разных народов, то:
Прошли бы мимо, так как Вас это не касается;
Попытались разобраться в возникшем конфликте;
Сообщили бы правоохранительным органам о конфликте;
Ваш вариант______________________________
Хотели бы Вы больше знать о разных странах, народах мира, об их культуре, традициям?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить;
 Каково Ваше отношение к людям-инвалидам?
Это люди, не приносящие никакой пользы в стране;
Обычные люди, но с ограниченными возможностями;
Это лишние люди в нашем обществе;
Ваш вариант______________________________
 Могли бы Вы в чем-либо безвозмездно помочь пожилому человеку?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить;
Ваш вариант______________________________
 Как Вы относитесь к беженцам?
Искренне сочувствую им и готов помочь;
Испытываю негативное отношение;
Затрудняюсь ответить;
Ваш вариант______________________________

Преподаватель: Анализируя свои ответы, подумайте, каких качеств вам не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми? (Ответы учащихся).
А сейчас давайте заглянем в «шкатулку мудрости». Для удачного общения каждому необходимо понять, что все люди разные, но тем они и прекрасны, и научиться принимать эту «непохожесть».  Давайте послушаем, что говорили по этому поводу великие и мудрые люди. Попытаемся их понять. (Вытаскивать из шкатулки по одному высказыванию и объяснять их смысл.)
       -  Самый несчастный человек тот, кто считает себя всегда правым.
  -  Других не суди – на себя погляди. (Пословица)
  -  Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба. (Л.Н.Толстой)
       - И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с   ними. (Евангелие)
       - Всякое существование – это сосуществование. (Древняя мудрость)
  - Огонь тушится не огнём, а водой.
  - Как аукнется, так и откликнется. (Пословица)
  - Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому. (Ларошфуко)
       - Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Голсуорси)
       - Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей. (Персидская мудрость)
Как вы думаете, что надо сделать каждому из нас, чтобы наша Земля стала планетой толерантности, чтобы отношения между людьми стали как можно более толерантными? (Ответы учащихся).
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление толерантности. 

Преподаватель: Что полезного вы извлекли для себя из классного часа? Что смутило? Что озадачило? И в заключении я хочу рассказать вам притчу:  
- Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
– Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
– Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
Да, каждый из нас – маленькая капелька в огромном океане нашего противоречивого мира. Один человек не может изменить этот мир. Но, если каждый из нас будет добрее, милосерднее, терпимее к ближнему, всем станет уютнее, теплее, комфортнее, все будут жить в мире и согласии. Доброта спасет мир. 

Преподаватель: Я хочу предложить вам памятку, которая поможет вам в любых ситуациях оставаться толерантными людьми:
Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.
Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не “ты плохой”, а “ты плохо поступил”).
Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.
Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.

Давайте подведем итоги:

– С чем мы сегодня познакомились?

Мы обсуждали понятия “толерантность” и “интолерантность”, вы попробовали выяснить степень своей толерантности.

Вывод: Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

Итог, завершение занятия. Звучит музыка. Преподаватель сообщает:

По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: “Давайте спрячем ее на дне океана”. “Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: “Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: “Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.

– Наша группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились правильно выявлять истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.
Кроме того, важно понимать роль толерантности в вашей будущей профессиональной деятельности, поскольку выполнение различных видов работ по специальности «Прикладная эстетика» в настоящем социально-экономическом, политическом, международном развитии сервисной деятельности немыслим без толерантности.











13PAGE 15


13PAGE 14415




Рисунок 2D:\ФОТО\2015 год\Вручение грамот 10.11.2015 за коллажи\P1015475.JPG