Классный час Толерантность в этническом и культурном многообразии России (3-4 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Н. И. Бореева»










Классный час
"Толерантность в этническом и культурном многообразии России»


Подготовила
учитель начальных классов
Трубникова Людмила Анатольевна.


















МОРШАНСК, 2013





Кл. час "Толерантность в этническом и культурном многообразии России»

Классный час предназначен для обучающихся 3-4 классов
 
Цели:
 Улучшение психологического климата в классе.
 Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
 Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
 Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.
 
 Задачи: 
Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
Развить навыки социального поведения.
Выработать принципы толерантного поведения.

 На стенде – эпиграф к классному часу, дерево толерантности.
 
 
 
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
 нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди»
 Б. Шоу

Перед проведением классного часа проводится анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев. Для того чтобы жить без конфликтов и войн, важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.  Кроме того, не так легко быть полностью объединенными в любой группе: будь то государство, школа, семья и т.д. именно потому, что мы разные и для того, чтобы жить в мире и согласии, нам необходимы такие качества как взаимоуважение, уступчивость, сдержанность, доброжелательность.  Сегодня на уроке мы поговорим об одном из важных качеств личности, которое позволяет правильно понять другого человека, его культуру и традиции.  Для начала мы с вами попробуем выяснить, какие сходства и различия существуют между людьми. 
1. «Сходства и различия».  На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».  Далее ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.  Вопросы для обсуждения:
Ш Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
Ш Национальность влияет на взаимоотношения людей?
Ш Какие религии вы знаете?
Ш Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
Ш Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
Ш Как общаются между собой старые и молодые люди?  Вывод.  О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
 
2. «Давайте пофантазируем...»  Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, национальность, сумма знаний и т. д.).  Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?  Хорошо или плохо, что мы все разные?  Как жить в мире, где столько разных людей?  Таким образом, различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества и толерантности. Не всем, может, знакомо это слово, и на первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и умеющий уважать других. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.  3. Что же такое толерантность?
Термин толерантность определяется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.  Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара (сообщение подготовили Королева Е., Кишкина М.)  Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:  в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;  во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;  в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;  в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;  в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;  в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).  Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).  А что объединяет эти определения? (Ответы).  Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
Рассмотрение и анализ схемы толерантности.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам
, Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг - друга-это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
«Молитва о встрече».

Проигрывание ситуаций:
 
1. Две дороги. «Перед вами две дороги, выбирайте» Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
 - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват.
 - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
 - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
 - Что с вами? – спросила она мужчину, – что с вашей ногой?
- я сломал ее кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам!
 Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
 
      Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Марка Лисянского «Добрые слова». Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова – дела нужны? Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение, делайте им комплименты.
 
Игра «Комплименты».
 Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д. (можно взять мяч и бросать его другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников).
     Вывод: Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.  Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Предлагается отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.
 
 Игра «Волшебная рука»
 Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. Рисунки можно вывесить на стену. Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
 
 
 Сейчас мы будем учиться решать сложные ситуации. Для этого разделимся на группы, и каждая группа будет обсуждать проблему, используя данные вопросы, а затем предложит найденные общими усилиями пути выхода из ситуации (остальные группы могут соглашаться, возражать и предлагать свои варианты).

 Итак, «Что делать, если»:

· Я переехал на новое место и пришел в новый класс.

· Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.

 · Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.

· У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.

Творческое задание  Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, поселок, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
 Возможные варианты:
· Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
· Не ссориться, стараться понять друг друга
· Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
· Больше общаться, узнавать друг друга
· Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

В конце классного часа проводится анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)



ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1. Какие национальности ты знаешь? _____________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Кто ты по национальности? _________________________________
__________________________________________________________
3. Дети, каких национальностей учатся в вашем классе? __________________________________________________________________
4. Знаешь ли ты, кто по национальности твои родители?_____________
_____________________________________________________________
5. Люди, каких национальностей живут в России?_________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________
6. Чем отличаются люди разных национальностей?_____________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие национальные праздники своего народа ты знаешь?_____________________________________________________________________________________________________________________________
8. Чем похожи люди разных национальностей? ____________________
__________________________________________________________
9. Какие ты знаешь сказки, загадки, игры разных народов ? ____________________________________
_____________________________________________________________
10. Зачем нам необходимо знакомиться с культурой других народов?________________________________________________________________________________________________________________



ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дорогой друг! Прочитай 10 высказываний и расставь цифры от 1 до 10 в порядке значимости, то есть, какое ощущение, возникающее у тебя при чтении высказывания, ты бы отнес на первое место, какое на второе и т. д. Каждому высказыванию (ощущению) должно соответствовать место (цифра). Спасибо за работу!



Описание чувств
Ранг
(от 1 до 10)


1.
Когда я встречаюсь с людьми другой национальности, у меня возникает чувство интереса, ожидания чего-то необычного, но страшного.



2.
Когда я встречаю людей другой национальности, то у меня возникает волнение, беспокойство и я стараюсь поскорей уйти от этих людей.



3.
При знакомстве с людьми другой национальности я испытываю интерес, радость.



4.
Я испытываю чувство пренебрежения к людям других национальностей.



5.
В обществе людей другой национальности я чувствую себя безразлично.



6.
Когда я помогаю людям другой национальности, то у меня возникает чувство удовлетворения.



7.
Когда я узнаю что-то новое о жизни людей другой национальности, то я испытываю интерес удовлетворение.



8.
Когда я нахожусь в обществе людей другой национальности, то испытываю чувство опасности.



9.
Когда я общаюсь с людьми других национальностей, то чувствую себя неуверенно, смущаюсь.



10.
У меня возникает чувство интереса при встрече с культурой и фольклором другого народа.








Данный тест построен на основе ранжирования своих чувств, вызванных на взаимоотношении с людьми другой национальности. При распределении ребёнком места каждого эмоционального состояния отражается его эмоциональное самочувствие в многонациональном окружении и отношение ребёнка к этому окружению.
Значимыми для исследования являются первые пять рангов. Из десяти предложенных высказываний теста к положительным, что соответствует низкому уровню сформированности эмоционального компонента этнической толерантности, мы отнесли пять: два высказывания из них носят ярко выраженный отрицательный характер и три содержат в своём определении нейтральные ощущения (смущение, неуверенность, безразличие) и подразумевают безразличие к людям другой национальности, отсутствие желания вступать с ними в контакт.
За каждое положительное высказывание выставляется 2 балла, за нейтральное - 1 балл и за негативное - 0 баллов. На основе количественных характеристик к высокому уровню будут относиться дети, набравшие в результате тестирования от 8 до 10 баллов; к среднему от 5до 7 баллов, к низкому менее 5 баллов.

Литература:
1. Артюхова, И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы [Текст]/ И.С. Артюхова // Начальная школа. - 2008. - №9. - С. 41-44.
2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова// Век толерантности: Научно - публицистический вестник, 2001., № 1. - C. 8 -18.
3. Байбородова, Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников [Текст]/ Л.В. Байбородова// Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1. - С
4. Бобинов, С. Приёмы восприятия толерантности [Текст]/ С. Бобинов// Педагогическая техника. - 2008. - №5. - С. 39-49.
5. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему). [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Изд.-во МПСИ; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЭК», 2011. - 240 с.
6. Буркова, В. Мы разные, и мы вместе [Текст]/ В. Буркова// Семья и школа. - 2008. - №12. - С. 2-3.
7. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Сборник авторских и адаптированных программ [Текст]/ Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов - н/Д: ГинГо, 2004. - 271с.
8. Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе [Текст]/ Е. Громова // Воспитание школьников.- 2006. - №1. - С. 13-17.
9. Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе [Текст]/ А.Н. Джуринский. - М: 2007.
10. Иванова, Е.М. Формирование новой культуры отношений [Текст]/ Е.М. Иванова // Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 11-15.
11. Ключник, П.И. Формирование толерантности у младших школьников в подвижной игровой деятельности [Текст]/ П.И. Ключник// Теория и практика физической культуры. - 2007. - №5. - С. 65-67.
12. Ковалёв, Е.В. Уроки толерантности в многонациональной школе [Текст]/ Е.В. Ковалёв // Директор школы. - 2005. - №1. - С. 76-78.
13. Лебедева, Н.М. Психологические исследования этнической толерантности [Текст]/ Под ред. Н.М. Лебедева, В. Ю. Хотынец. - Екатеринбург, 2003.
14. Попова, Н.Н. Учимся толерантности [Текст]/ Н.Н. Попова. - Новосибирск: 2004.
15. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетенции [Текст]/ Т.В. Поштарева. - М: Педагогика -2005.-№ 3. - С. 35-42.
16. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс, 2004.-440 c..
17. Строганова, Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков [Текст]/ Л.Г. Строганова.- М., 2007.
18. Таланов, В. Образование и культура толерантности [Текст]/ В. Таланов // Высшее образование в России. - 2001. - №3. - С. 150-152.
19. Шлягина, Е.И. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт [Текст]/ Е.И. Шлягина, Э.У. Данзаева// Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. - С. 347-355.
20. Юдина, О.И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве [Текст]/ О.И. Юдина// Сибирский педагогический журнал. - 2008.- № 4. - С. 237-243.




15