Разработка классного часа на тему Толерантность


Мастерская общения
«Поговорим о толерантности»
Цель: создание условий для формирования у школьников целостного представления о толерантной личности
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
развитие способности к познанию себя и других людей.
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

1. Приветствие учителя. (1 мин)
- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Ребята, сегодня в нашей мастерской общения принимают участие мои бывшие ученики 10 класса. Они будут наставниками и помощниками в ваших группах, а вы будьте терпимыми и вежливыми!
Сегодня мы поговорим о,,,,,,. А о чём? Попробуем догадаться! Обратите внимание на плакат!
Вера, тебе слово!
Вера читает стихотворение(1 мин)
Будь терпимым к дальнему иль странному-  Отстранённым, будто бы в кино.  Речь здесь не идёт о равнодушии,  И о чёрствости не говорит никто..   Будь терпимым ко всему инакому,  К вере, взглядам, мыслям и одеждам…  И тогда, пожалуй, ясно всякому,  Тихая затеплится надежда,  Что мы можем жить, такие разные,  В этом мире вечного движения!  А для обретенья толерантности  Нужно просто чувство уважения!
Учитель: Обратите внимание на стихотворение, которое написано на плакате! Там закрыто одно слово. Что это за слово вы должны будете догадаться сами!
И в этом вам поможет первое задание.
У вас на столах имеется файл под названим задание№1. Откройте его.
Разложите слова , означающие качества личности на группы, схожие по смыслу(1мин).
Есть ли среди этих слов совершенно новое для вас, незнакомое слово? Покажите!
Дети показывают слово Толерантность.
Учитель обьясняет значение этого слова.
- Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.
Какие качества можно отнести к Толерантным ?А кто из ребят знает происхождение этого слова?
Итак, разговор пойдёт сегодня о толерантности.
Какие качества присуще толерантной личности?
Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания
Зачем нужно быть толерантным?
Учитель:
Ребята, взяли файл с заданием №2. Прочитайте ситуацию и дайте ей обьяснения. 2( мин)
1 группа
В класс пришёл новый ученик, и в первые дни нахватал двоек. Ребята сразу отказались с ним дружить! Правы ли они?
2 группа.
На перемене ты увидел , что ребята из 7 класса обижают пятиклассника? Твои действия?
3 группа.
Над тобой смеются из за того, что твоя подруга толстушка. Твои действия?
4 группа.
Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком из необеспеченной семьи. Твои действия?
5 группа.
В твоём классе учатся дети разных национальностей, повлияет ли это на твоё к ним отношение?
Учитель:
Так зачем нужно быть толерантным? ( ребята говорят)
А приходилось ли вам сталкиваться с проявлением нетерпимости?
Задание №3(3 мин)
.(2 мин). Смоделируйте ситуацию из повседневной жизни, при которых была проявлена нетерпимость и показать к чему это привело?
1гр. Из жизни школы
2гр. Из жизни класса.
3гр. Из истории ваших друзей.
4гр .из семейной жизни.
5гр. Из жизни страны.
Учитель:
Задание№ 4
Вы пообщались друг с другом: Определите признаки уникальности своей группы? И назовите одним словом своё правило толерантности? Напишите его на цветном листе! (Учитель комментирует.)
Ребята, обратите внимание на слова, написанные в нашей мастерской общения. Как вы их понимаете?
(Дети комментируют высказывание).
А теперь ребята, последнее задание!
Давайте попробуем изобразить поле толерантности.
Возьмите ваше правило толерантности, и создайте цветок , лепестки которого похожи по цвету на черты вашего характера!
( ребята делают цветок и приклеивают магнитами на доску, звучит музыка.)
Учитель:
Ребята, посмотрите, какое красивое получилось у нас поле толерантности!! Сколько красивых и ярких цветов? Сколько у нас оказывается толерантных ребят?
Но, посмотрите, не всё так хорошо! Среди ярких есть и тёмные лепестки! А это говорит о том, что нам есть над чем ещё работать!
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты, проявлением толерантности.!Всем спасибо!
Самоанализ мероприятия.
Мною были поставлены цели:
Сформировать у ребят представление о толерантности;
Задачи:
показать многозначность понятия «толерантность»
выяснить, каких качеств не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Почему я выбрала именно эту тему, потому что актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
        Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. 
Данная тема классного часа соответствует возрасту учащихся (5 класс) и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует духовному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению.
Мероприятие составлено в свете требований ФГОС, где я использовала следующие подходы к воспитанию толерантности:
Мастерская общения о толерантности – первая из нескольких, запланированных по данной теме. Сегодня мы постарались дать понятие толерантности , показать необходимость данного качества для современного человека и составили свод правил толерантного человека.
Толерантность – одно из важнейших качеств для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. И именно толерантность выступает здесь одним из наиболее значимых человеческих качеств.
Данная тема мероприятия соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует духовному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению.
Считаю, что мероприятие удалось, однако есть ещё слабые звенья, которые нужно ещё паять на протяжении всего периода обучения в школе.