Разработка классного часа на тему: Толерантность


Классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Цели:
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
Задачи:
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Предварительная работа: учащимся заранее делают заготовки для автопортрета, картинки на тему «толерантность»
Ход классного часа
Цель: Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
Сегодня мы начнем наш разговор с китайской притчи, которая называется «Ладная семья».
Китайская притча «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ПОНИМАНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.-
И подумав, добавил: "И мира тоже".
У: Мы хотим, чтобы вы задумались над тем, как три знакомых нам слова могут создать мир на Земле.
Но весь этот мир и благополучие зависят от нас с вами.
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
tasamul’ ( арабский) –Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
Критерии толерантности:
 1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.);
3.Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
4.  Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
5.  Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям
6. Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
7.  Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
8. Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.
Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
Проявление нетолерантности (интолерантность)
оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик); 5. поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
6.  преследования, запугивания, угрозы
7.расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
10.  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
11.эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
12.  осквернение религиозных или культурных символов;
13.  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
14.  изгнание (официальное или насильственное);
У: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь
Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Изобразить себя на листе и повешать на доску
Что у нас с вами получилось?
- Наш класс.
Какие мы?
А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Но чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. А это зависит от нас.
Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?
Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.
-Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
- Мы предлагает каждому написать о каких-то признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.)
- Ваши записи зачитает вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.
- Вывод: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.
- На доске изображен наш класс, из нас, разных, можно собрать единый коллектив, объединённый общими целями, интересами.
- А что у нас общее?
(а) учёба; б) цель – получить образование в) класс, т.е. коллектив; г) возрастные интересы.)
- А чтобы коллектив стал сплочённый, объединённый общими целями и интересами что нам нужно делать?
( нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно)
- А возможно нравится всем? -нет
- А возможно любить всех? -нет
- А возможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями? -нет
- Почему?
(Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. ) - Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать человека таким, какой он есть, т.е. быть какими? (толерантными)
Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев
Рефлексия:
Какие качества присущи толерантной личности?
Сотрудничество дух партнерства Готовность мирится с чужим мнением. Уважение человеческого достоинства. Уважение прав других. Принятие другого таким, какой он есть. Способность поставить себя на место другого. Уважение права быть иным. Признание многообразия. Признание равенства других. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Отказ от причинения вреда и насилия.