Разработка кейса «Педагогическая ситуация». Педагогический кейс «трудные дети»


Разработка кейса «Педагогическая ситуация»
Педагогический кейс «трудные дети»
А.А. СарумовПроблема «трудных» обучающихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Большая общественная важность указанной проблемы была особенно очевидна в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи – 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается, появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, совершает экономические преступления. Педагогам важно знать, что число нигде не обучающихся подростков заметно возросло среди правонарушителей. Уже эти данные свидетельствуют, что молодежь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и наставников. Но коррекция поведения современного «трудного» ребёнка возможна, если сам педагог хорошо разбирается не только в сущности происходящих общественных процессов, но и в психологии теперешней молодежи. А между тем, многие учителя не понимают, например, что такое неформальные молодежные объединения и как к ним относиться. Имеются такие воспитатели, которые любого неформала относят к «трудным» подросткам и юношам. Подобный недифференцированный подход к этим группам молодежи является, конечно, неправильным.
Существует мнение, что в советской школе принцип индивидуального подхода к детям разрабатывался нашими педагогами и психологами недостаточно. В этой связи и в учительской практике этот принцип использовался мало и часто неэффективно. Причем целью его применения было не свободное развитие личности школьника, а его наиболее полное подчинение и приспособление к господствовавшим идеологическим догмам. [1, с. 5-6]
Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. — М.: Издательский центр "Академия", 1996. — 320 с.
429787212835400
Настоящий кейс подразумевает просмотр и анализ четырёх советских фильмов:
А если это любовь?
Год выпуска: 1961
В ролях: Жанна Прохоренко, Игорь Пушкарев, Александра Назарова
Описание: Ксения Завьялова и Рамзин Борис – ученики десятого класса, понимают, что их дружеские отношения перерастают во что-то большое. Это искренняя трогательная любовь. Но учителя считают, что такие отношения не соответствуют «моральным устоям», грубое отношение одноклассников и ханжеское вмешательство взрослых. Множество сложных вопросов стоят перед главными героями, как же повлияет это все на отношения Ксении и Бориса. [2]
Рецензия:
Интересная история о двух несчастных влюбленных подростках. Ужасное отношение взрослых, особенно, как учительница немецкого языка с издевками унижает любовь десятиклассников. Рамзин Борис показан как настоящий мужчина, который готов на все, ради своего счастья, смелый и ответственный парень. Потрясающая актерская работа двух подростков, особенно это видно в сценах со старушкой директрисой и разговора Ксении с мамой. Несмотря на то, что фильм снят в годы СССР, в наши дни сценарий данного фильма не теряет свою актуальность. [2]
Доживем до понедельника
Год выпуска: 1968
43656254738400В ролях: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова
Описание: Классный руководитель 9 «В» класса очень многосторонний умный образованный человек. Он, конечно, признают и сам, что не все знает и поэтому, готов еще поучиться. Но в школе нужно не только давать знания своим ученикам, но и вырастить из своих подопечных стоящих людей. А в школе, как и в любом коллективе, происходят различные конфликты, ссоры, недопонимания. Некоторые жизненные драмы способны и вовсе сломать человеческую судьбу. [4]
Рецензия:
Как найти себя в этой жизни, встать на правильный путь? На эти вопросы отвечает сюжет фильма «Доживем до понедельника». Особо поразили своей актёрской игрой Меньшикова и Тихонов. В главном сюжете экранизации лежат фрагменты обыденных школьных будней: живая актерская игра, яркие диалоги, костюмы, незабываемые образы героев. Все это придают некую фантастичность фильму и оставляют неизгладимое впечатление от увиденного. [4]
Большая перемена
Год выпуска: 1972
425235413208000В ролях: Михаил Кононов, Евгений Леонов, Ролан Быков
Описание: Самолюбивый молодой историк Северов Нестор Петрович гордится своими знаниями, но на вступительных экзаменах лучший результат показывает его девушка Полина. От огромной досады он заканчивает отношения с Полиной и идет работать учителем в вечернюю школу. Нестору Петровичу достается быть классным руководителем 9 «А» класса. Оказывается, это очень трудно преподавать в классе, где не только дети, но и взрослые, а некоторые даже старше самого учителя. Не так просто научить дисциплине свих учеников, если некоторые наотрез отказываются учиться. Вдобавок, в него влюбляется его ученица Нелли Леднёва, у которой отец обучается в этом же классе. У Нестора Петровича начинается новая жизнь вокруг забот своих учеников. [3]
Рецензия:
Этот фильм относится к абсолютным бриллиантам советского кино. Четырёхчасовой просмотр пролетает в одно мгновение. Фильм об обычных людских буднях. Интересно наблюдать за тем как герои любят, жертвуют, думают, учатся и просто общаются. Отсутствие напряженности в сценарии придают фильм необыкновенную легкость. «Большую перемену» можно смотреть десятки раз, не утратив весь интерес к ней. [3]
Розыгрыш
43045275753700Год выпуска: 1977
В ролях: Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова, Андрей Гусев
Описание: Перед старшеклассниками обычной советской школы открывается уже совсем взрослые проблемы. Ребята должны сами решать, как добиваться свое цели. Соперничество между лидером класса Олегом и новеньким учеником Игорем разразилось не на шутку. У каждого свои мечты и методы борьбы за них. В соревнование между талантливым Игорем и прирожденным лидером Олегом вмешались дружба, любовь и друге чувства, совсем новые для юных героев. [5]
Рецензия:
Прекрасный советский фильм о нелегких взаимоотношениях учеников. Старый добрый хороший фильм, из тех которых больше, пожалуй, не выпускают. Тем не менее его актуальность не теряется, вечные проблемы школьников не минуют и будущие поколения. Прекрасно показании отношение ребят друг с другом, учителями, родителями. Прекрасная игра актеров заставляет полностью верить происходящему, и задевает в сердце самые тонкие струны. [5]
Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Проанализировав художественные фильмы, сформулируйте проблемы связанные с названием кейса – «Трудные дети». Можно ли в полученном списке выделить проблемы, имеющие место в современном образовательном процессе? Среди сформулированных Вами проблем, содержатся ли такие, которые имеют место в нашем училище?
2. Как известно, любая проблема обусловлена рядом факторов. В случае «трудных детей» к таким факторам можно отнести систему жизненных ценностей, процесс социализации личности, экономико-политические процессы и многое другое. В этой связи, учитывая приблизительно одинаковые временные промежутки между датами выхода в прокат обозначенных четырёх фильмов, отметьте по возможности сходства и различия в причинно-следственных аспектах проблемы «трудных детей».
3. Сформулируйте собственную позицию в отношении необходимости просмотра будущими педагогами данных и подобных фильмов. Укажите, чему возможно научиться благодаря этим фильмам и от чего, на Ваш взгляд, следовало бы категорически отказаться в условиях образовательного процесса в суворовском училище.
4. Проведите сравнительный анализ основных идей, обозначенных в советских фильмах и в современном кинематографе (на примере сериала Школа, х/ф Класс коррекции; Деточки); сравнительный анализ образов советского и современного педагогов. Сформулируйте собственную позицию по современным фильмам.

Список использованных источников
Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 320 с.
х/ф «А если это любовь?». Описание, рецензия. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://mult-film-pro.ru/v/1478-a-esli-eto-lyubov--smotret-onlajn-besplatno-hd-film-prosmotr-v-horoshem-kachestveх/ф «Большая перемена». В 4-ч частях. Описание, рецензия. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://mult-film-pro.ru/v/1480-bolshaya-peremena-smotret-onlajn-besplatno-hd-film-prosmotr-v-horoshem-kachestve
х/ф «Доживём до понедельника». Описание, рецензия. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://mult-film-pro.ru/v/1483-dozhivem-do-ponedelnika-smotret-onlajn-besplatno-hd-film-prosmotr-v-horoshem-kachestve
х/ф «Розыгрыш». Описание, рецензия. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://mult-film-pro.ru/v/455-rozygrysh-smotret-onlajn-besplatno-hd-film-prosmotr-v-horoshem-kachestve