Проектоно-исследовательская работа Подвижные игры — как средство борьбы с гиподинамией.


Проектно–исследовательская работа
по физической культуре
преподавателя физической культуры
___ Агуреева Ильи Ивановича_______
Тема: «Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и средство профилактики правонарушений несовершеннолетними».
Цель работы: Определить эффективность использования подвижных игр на уроке физической культуры и динамических паузах среди учащихся начальных классов.
Выявить влияние использования подвижных игр на подвижность детей и заинтересованность предметом физическая культура, а так же выявить взаимосвязь изучения и применения подвижных дворовых игр и частотой правонарушений среди учащихся начальной школы.
Задачи:
1) Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по выбранной теме.
2) Изучить и подобрать соответствующие игровые методики.
3) Выявить изменения, в результате применения подвижных игр, как средства развития двигательных качеств младших школьников на уроках физической культуры, и взаимосвязь между использованием игр и частотой правонарушений среди учащихся.
Объект исследования: взаимосвязь использования подвижных игр на уроке и повышением или понижением двигательных качеств младших школьников.
Предмет исследования: использование подвижных игр, как средство развития двигательных качеств младших школьников.
Гипотеза: результативность, по проблеме развития двигательных качеств младших школьников на уроках физической культуры и борьбы с гиподинамией, можно осуществить, выполнив ряд поставленных задач.
Актуальность исследования:
Тема данной исследовательской работы очень актуальна на сегодняшний день. Мало кто сейчас задумывается над тем как организовать досуг детей, как научить их не бездействовать а развиваться, для чего им необходимо не просто отбывать время сначала в школе а потом дома за компьютером. Мало кто обращает внимание на то, что дети скучают и просто слоняются или совершают такие поступки, которых никто не ожидает. В последнее время по сводкам МВД участились преступления разного характера и степени тяжести, виновниками которых стали несовершеннолетние дети в возрасте от 9 до 13 лет. В чем же причина? Это возникло не только вследствие того, что родители мало внимания уделяют своим детям в силу занятости и зарабатывания денег, не в силу засилья жестоких фильмов и компьютерных игр , а по причине того , что дети не могут организовать свой досуг, не умеют дружить не знают игр, добрых , хороших и веселых игр.
Если раньше наши папы и мамы на улице играли в игры, правила которых знали все, к примеру: казаки – разбойники, краски, море волнуется раз, колечко, цепи и т.д.…, то сейчас дети этих игр не знают. В садике игры были упущены, учителям на переменах некогда, в школу заказывается мало спортивного инвентаря для учеников каждого класса.
Исследование №1
Задача: Провести день «День здоровья» посвященный дворовым играм.
Обязательное условие: все игры должны быть подготовлены и проведены классными руководителями при помощи учителей физической культуры.
Описание и результат исследования:
В нашей школе было решено провести «День здоровья» посвященный дворовым играм, где каждый учитель в целях проведения эксперимента, должен был разучить со своим классом несколько дворовых игр и провести их. И что же из этого получилось? Почти все учителя пришли к тому, что они не могли вспомнить ни одной игры, в которую можно было бы научить играть своих детей, некоторые могли вспомнить названия или примерный смысл, но почти никто не мог вспомнить правила. В итоге лишь несколько классов играли в игры, некоторые пришли к выводу, что банальные эстафеты вполне могут заменить игру и провели соревнования, а кто то и вовсе решил полностью положиться на детей и предложил детям самим играть и обучать друг друга. В ходе подготовки к этому дню многие учителя обратились к учителям физкультуры за помощью. Это наглядный показатель того, что учителя физкультуры являются практически единственными людьми, которые способны научить детей играть. И не потому, что учитель физкультуры имеет достаточную подборку по данному вопросу и ему легче сориентироваться в данном случае, просто не было желания у классных руководителей заниматься этим.
Результат исследования:

Исследование №2
Задача: Провести с детьми тестовую работу, по подготовке дворовых игр дома при активной помощи родителей.
Обязательное условие: Приготовленная игра должна быть написана на листке форматом А4, иметь полное описание правил игры, подготовка данной работы должна осуществляться вместе с родителями.
Дополнительное условие: запрещено описывать игры изученные на уроке физической культуры.
Описание и результат исследования:
В дальнейшем был проведен тестовый эксперимент с учащимися параллели 3х классов, где им было предложено вместе с родителями приготовить одну дворовую игру по желанию. Для проведения эксперимента и подведения его итога, каждому учащемуся 3х классов нужно было приготовить мини брошюру с описанием одной из дворовых игр, главным условием было не использовать игры, изученные на уроке физкультуры. Итог данного исследования наглядно показал, что ни сами дети ни родители не справились с поставленной задачей. Лишь единицы учащихся принесли требуемый материал, часть детей, не смотря на условие не использовать изученные игры, описали их же, оставшаяся часть была полностью не готова из-за отсутствия помощи родителей.

Исследование №3
Тестирование детей ведущим специалистом школы (социальным педагогом школы).
Задача исследования: Провести тест-опрос детей параллели 3х классов, направленный на выявление данных, о проведении детьми свободного времени дома и на улице, о взаимоотношении с одноклассниками, и построению режима дня школьников. Так же в тестах указать место и время проведения свободного времени учащимися.
Описание исследования и результат: социальным педагогом школы были разработаны и проведены тест-вопросы, на которые дети должны были ответить в течение 10мин, отметив наиболее подходящие для своего образа жизни варианты ответов.
По окончании тестов и их обработке, социальный педагог сделала вывод, что дети в свое свободное время находятся в основном дома или специализированных учреждениях, используют для общения с друзьями в основном ПК или телефон. Дети проводившие время на улице, практически не используют дворовые игры для организации своего досуга, вследствие незнания и не умения организовать подобный вид деятельности.
Подавляющее большинство детей предпочитают места, не предназначенные и не отведенные специально для игр, местам опасным как в социальном плане, так и в опасном для здоровья ребенка (стройка, гаражи, автостоянки, подъезды…).
№ Вопрос Ответ
Нравится ли тебе урок физкультуры? Делаешь ли ты утреннюю зарядку? Часто ли ты играешь в подвижные игры у себя во дворе? Любишь ли ты быть ведущим, когда играешь с друзьями в подвижные игры? Напиши несколько названий подвижных дворовых игр, которых ты знаешь. Пример: «Салочки», «Краски»…
Где ты играешь с друзьями чаще всего после школы в свободное время? Какие игры лучше: компьютерные или дворовые игры? Вывод:
В ходе данного исследования было выявлено, что дети младших классов не владеют информацией о подвижных дворовых играх (кроме тех, которые были изучены на уроке физической культуры), не умеют активно и с пользой организовать свой досуг, и вследствие чего проводят его пассивно, не развивая свои физические качества, и не взаимодействуют с друзьями, отчего страдает коммуникативная составляющая развития младшего школьника. Не получают достаточной помощи от родителей и классных руководителей в плане организации активного досуга, что приводит к неправильной организации свободного времени проводимого детьми на улице и повышению правонарушений младших школьников.
Заключение:
А что для ребенка игра? Это модель жизни, отношений, познание мира, чувств, эмоций. Игра - это жизнь понарошку, где можно все исправить, добиться результатов, победить или получить опыт проигрыша. Посмотрите чем занимаются дети, гуляя во дворе, ходят по дорожкам, засунув руки в карманы, или сидят на лавочках, рассказывая всякие пошлости или шлифуя очередной гадостный план. Игры необходимо срочно вернуть к жизни. По наблюдениям ведущих специалистов и психологов, дети, которые мало играют - в детстве страдают от скуки, а повзрослев с трудом могут построить взаимоотношения, подавить тщеславие , не могут уступать, выручать, организовать, а иногда и работать с коллективом. Вот и приходится учителю физкультуры решать глобальные вопросы общества.
Самое основное в игре сама её организация. Часто игра распадается, не успев начаться. Дети не могут выбрать ведущего, не знают точных правил, спорят или хуже того начинают кулаками решать спор, игра превращается в потасовку. Нельзя жалеть на уроке и перемене время для игр, нужно уделять время на правила , разучивать считалки. Играть в игры доступные, веселые, не требующие большого количества инвентаря. И если дети смогут организовать игру во дворе по примеру игры на физкультуре, то учитель может смело поставить себе отлично. Значить он смог научить, правильно объяснить и отвлечь детей от правонарушений. Ведь играя в старые добрые игры, дети вряд ли пойдут бить стекла, обижать животных или планировать, как ограбить друзей или родителей.
Список литературы:
1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии : учеб. пособие / Т. А. Аникина, Л. Г. Ковтун. - Казань, 1992. - 223 с.
2. Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 295 с.
3. Бреев, М. П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ: учеб. пособие / М. П. Бреев. - Новосибирск, 2000. - 234 с.
4. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г. Д. Горбунов. - М., 1986. - 251 с.
5. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинга и уроки здоровья. 1 - 5 классы: учеб. пособие для преподавателей / Н. И. Дереклеева. - М.: Вако, 2004. - 274 с.
6. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] / М. Н. Жуков. - М.: Академия, 2000. - 165 с.
7. Каджаспиров, Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы: методическое пособие / Ю. Г. Каджаспиров. - М.: Дрофа, 2003. – 176 с.
8. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания. 1- 11 класс / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2004. – 264 с.
9. Янсон, Ю. А. Педагогика физического воспитания школьников: книга для учителя / Ю.А. Янсон. - М., 2000. – 381 с.