Внеклассное мероприятие по познанию мира на тему: Устный журнал: «Сохраним и защитим».


Внеклассное мероприятие по познанию мира в начальных классах.
Тема: Устный журнал: «Сохраним и защитим».
Цели: пополнение и расширение знаний учащихся о животном и растительном мире, об охране окружающей среды, Воспитывать в детях бережное отношение к родной природе, её богатствам.
Оборудование: рисунки, фотографии, видеофильм, запись песни, презентация
Ход занятия.
Вступительное слово учителя
Учитель ( в роли Природы)
Монолог Природы.
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье, надарить –
В моей все это власти!
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и захода,
Иву над рекой
и наконец, солнцем прокаленный,
Рыжеватый хлебный колос! Как всему венец
Только ты много дар. Мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да! Ты вырос. Ты простишься с детством.
Шире – что ни год – твои шаги
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Мы с тобой дрогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Учитель: Дорогие ребята! Всмотритесь в окружающую нас природу и вы увидите, до чего прекрасен и разнообразен этот мир своими красками и формами, запахами и звуками. Вот зеленая ель и тонкая береза. Запахами трав и цветов. Звон голосов и шелест листвы. Каждый день восходит и заходит солнце. Но всегда по-новому, по-иному. Каждый день неповторим своим светом, цветом неба, запахом воздуха.
В 1 классе вы узнали немало правил поведения в природе. Например, нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы , ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать и лягушек и жаб. Но будет ли природе хуже. Если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток, или сорвешь всего 3-4 цветка, или поймаешь одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто –то еще –что же станет с природой?
Ученик: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Учитель: А теперь о больших ранах.
С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села, дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но часто, чтобы построить город или создать новое поле, приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему с каждым годом на Земле остается все меньше и меньше лесов. Из-за того, что лесов становится меньше,


воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Сейчас многие стали редкими, поэтому они занесены в Красную книгу.
Ученик: Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Растениям и животным, которые занесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.
Учитель: О некоторых животных и птицах, которых мы уже не увидим, сейчас ребята расскажут.
Ученик: «Морская корова»
Это было примерно 250 лет назад. Один путешественник обнаружил в море, у самого берега, невиданных животных. Огромные, неповоротливые, они мирно жевали подводные растения. Назвали этих животных «морскими коровами». Мясо морских коров оказалось очень вкусным. И вскоре люди стали на них охотиться. Неуклюжие животные не боялись людей, доверчиво подплывали к их лодкам. И люди безжалостно 3убивали зверей. Прошло несколько лет, и они исчезли. Исчезли навсегда. Никто никогда уже не увидит этих удивительных животных, уничтоженных человеком.
Ученик: «Необыкновенные голуби»
Когда-то жили необыкновенные голуби. Огромными стаями, закрывавшими солнце, перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими голубями. И было этих голубей так много, что люди совсем их не жалели. Убивали ради вкусного мяса без счета. Но вот поредели голубиные стаи. С каждым годом птиц
становилось все меньше и меньше. Но люди не прекращали охоту. Не прекращали до тех пор пока на земле не осталось ни одного странствующего голубя.
Ученик: «Дикий бык -тур».
Исчез дикий бык-тур. Он был могучим, красивым зверем. А исчез он потому, что люди охотились на него и вырубили леса. Где жили дикие быки.
Ученик: Могли исчезнуть!
Примерно 100 лет назад во многих странах вошли в моду украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Как



много птиц погибло из-за этой моды. Очень красивыми были перья белых цапель. И вот цапель, которые раньше были обычными птицами, почти не осталось.
Ученик: Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие другие птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти!
Учитель: Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Ведется такая работа и в нашей республике. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Создаются заповедники – участки, где вся природа неприкосновенна.
Ученик: Катон –Карагайский государственный природный парк.
Постановлением Правительства РК от 17 июля 2001 года был создан Катон – Карагайский государственный национальный природный парк (ГНПП) по охране лесов и животного мира. Наш Катон – Карагай не только в районе, но и во всем Казахстане считается краем с красивейшей оригинальной природой, богатой лесом, особенно кедровником, прозрачными реками и обширной флорой и животным миром. К сожалению, этот поистине райский уголок не был обеспечен до этого дня надлежащей охраной и по всяким причинам законно и незаконно растаскивался на куски. Лес нещадно вырубался, истреблялись животные и птицы. Некогда полноводные, бурные и игривые реки обмелели и загрязнились. Поэтому работа
сотрудников национального парка заключается в том, чтобы восстановить, сохранить красоту родного края. ( Просмотр видеофильма о нац.парке).
Учитель: Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинять природе вреда. К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу. Поэтому правила поведения в природе нужно соблюдать каждому.
1 ученик: Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составить только из тех растений, которые выращены человеком.



2 ученик: обирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставить в природе.
3 ученик: В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
4 ученик: Нельзя подходить очень близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники.
5 ученик: Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
6 ученик: Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью взрослых делай для них домики.
Сочинение экологических сказок.
УЧЕНИК: Береги свою планету!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Ученик: Береги планету!
У каждого дома есть песня своя,
И он дорожит этой песней.
Но общий наш дом – голубая Земля –
Так ждет, чтобы спели мы вместе.
Рефлексия. Составление и защита плакатов
Звучит песня «Лесной марш»


15