Рабочая программа по ручному труду классов ССД


Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Орто – Эбэнская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
МР «Усть-Алданский улус (район)»
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Директор
___________Андросова М.Е. ___________Олесова И.П.
Протокол № ____________ от « »___________2015 г.
От « »____________2015 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Ручной труд»
для класса ССД I ступени
на 2015-2016 учебный год
(второй год обучения)


Учитель составитель:
Охлопкова Татьяна Петровна
учитель класса ССД I ступени
с базовой категорией
педагогический стаж 23 года
Арылах 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» для класса ССД I ступени составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2008 г. Допущено Министерством образования и науки РФ, «Образовательной программы для 0, 1-4 классов школы VIII  вида  (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией Бгажноковой И.М. и ориентирована на «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». Грошенков И.А. М: «Просвещение» 2003 год.
Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения – 68 часов, 2 часа в неделю.
 Цель и задачи рабочей программы:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
обучение приемам и средствам ручного труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде, знать и выполнять правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;  
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Формы и методы организации образовательного процесса:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия школьников по образцу;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа создаваемого предмета;
выполнение изделий после предварительного тактильного и зрительного обследования;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
коррекция речи и мышления;
коррекция мелкой моторики;
коррекция познавательных процессов;
коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.
Межпредметная интеграция осуществляется с:
Развитие речи: на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.
Рисование: Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Живой мир: выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования.
Физкультура: физкультурные минуты на уроках.
Математика: использование порядковых числительных в работе. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.
      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.      Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.      Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.      Предусмотрены следующие виды труда:      работа с пластилином;      работа с природными материалами;      работа с бумагой и картоном;      работа с текстильными материалами;      работа с бросовым материалом;      Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.    Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с пластилином; с бросовыми материалами. Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.     Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, конструирование, аппликацию. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучать при постепенном его усложнении.
Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей со сложной структурой дефекта продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей со сложной структурой дефекта изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями  интеллектуального развития обладают ограниченными  возможностями овладения как знаниями об изобразительном  творчестве, так и соответствующими умениями и    навыками  связанными с участием в нем. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей  лишены целенаправленности и игрового замысла.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности, предметной, игровой, конструктивной деятельности, а так же ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей со сложной структурой дефекта в овладении предметным изображением.
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово – стихи, загадки и др.
Основные требования к результатам реализации АОП:
По окончании первого года обучения дети в разной степени могут овладеть следующими умениями и навыками:
Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой.
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия,
Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления.
Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям.
Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти.
Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя.
Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано.
Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.).
Содержание учебного материала:
Работа с бумагой. Аппликация из цветной бумаги «Лицо клоуна». Приклеивание вырезанное готовое изображение на альбомный лист: картошка, апельсин, морковь, ежик, воробей, утенок, сова, кружка, торт, снеговик, цыпленок, поросенок, зайчик, дом, пушка, врач, очки, колокольчик. Приклеивание готовых фигур на картон: аквариум с рыбками, ракета, божья коробка, погремушка, бабочка, колпак. Объемная аппликация «Цветок»
Работа с пластилином.Лепка из пластилина геометрических форм: овал, шар, конус, куб, цилиндр. Способы соединения форм и создания различных фигур: ежик, воробей, утенок, сова, кружка, торт, снеговик. Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала.
Складывание бумажной полоски (собака). Складывание из бумаги (лодочка). Изготовление из бумаги гирлянды (флажки).
Композиционная деятельность. Новогодняя открытка с елочкой. Модель шкафа из картонной коробки.
Ручное творчество. Плетение из трех ниток. Вырезание из бумаги голубя по шаблону из картона.
Содержание учебного курса:
Количество часов
Класс В неделю I четверть II четверть III четверть IV четверть В год Выполнено
Первый год
обучения 2 18 14 20 16 68 Учебное и учебно-методическое обеспечение.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
«Образовательная  программа для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год.
Лепка с детьми 4-5 лет. Сценарий занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.: цв.вкл.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» для класса ССД I ступени составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2008 г. Допущено Министерством образования и науки РФ, «Образовательной программы для 0, 1-4 классов школы VIII  вида  (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией Бгажноковой И.М. и ориентирована на «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». Грошенков И.А. М: «Просвещение» 2003 год.
Программа рассчитана на два года обучения. Второй год обучения – 68 часов, 2 часа в неделю.
 Цель и задачи рабочей программы:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
обучение приемам и средствам ручного труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде, знать и выполнять правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;  
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Формы и методы организации образовательного процесса:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия школьников по образцу;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа создаваемого предмета;
выполнение изделий после предварительного тактильного и зрительного обследования;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
коррекция речи и мышления;
коррекция мелкой моторики;
коррекция познавательных процессов;
коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.
Межпредметная интеграция осуществляется с:
Развитие речи: на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.
Рисование: Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Живой мир: выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования.
Физкультура: физкультурные минуты на уроках.
Математика: использование порядковых числительных в работе. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.
      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.      Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.      Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.      Предусмотрены следующие виды труда:      работа с пластилином;      работа с природными материалами;      работа с бумагой и картоном;      работа с текстильными материалами;      работа с бросовым материалом;      Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.    Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с пластилином; с бросовыми материалами. Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.     Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, конструирование, аппликацию. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучать при постепенном его усложнении.
Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей со сложной структурой дефекта продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей со сложной структурой дефекта изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями  интеллектуального развития обладают ограниченными  возможностями овладения как знаниями об изобразительном  творчестве, так и соответствующими умениями и    навыками  связанными с участием в нем. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей  лишены целенаправленности и игрового замысла.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности, предметной, игровой, конструктивной деятельности, а так же ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей со сложной структурой дефекта в овладении предметным изображением.
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово – стихи, загадки и др.
Основные требования к результатам реализации АОП:
По окончании второго года обучения дети в разной степени могут овладеть следующими умениями и навыками:
Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой.
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия.
Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления.
Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям.
Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти.
Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя.
Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано.
Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.).
Содержание учебного материала:
Работа с бумагой. Аппликация из цветной бумаги «Клоун», «Солнце в тучах», «Огурец», «Яблоко», «Клубника», «Гриб», «Чашка и блюдце», «Повар», «Цветик-семицветик», «Цветные зонтики». Приклеивание деталей на готовое изображение: воробей, утенок, сова, пирог. Объемная аппликация «Цветок», «Елочка», «Улитка»
Работа с пластилином.Лепка из пластилина геометрических форм: овал, шар, конус, куб, цилиндр Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. Сочетание природного материала с пластилином. Рисуем пластилином.
Складывание бумажной полоски (котенок). Складывание из бумаги (самолет, зайчик, рыбка, лиса). Изготовление из бумаги гирлянды (фонарики).
Композиционная деятельность. Модели стола и стула из картонной коробки. Модель грузовика из картонной коробки. Кулон для мамы. Оформление яйца.
Ручное творчество. Плетение из полосок бумаги. Девочка в платье. Снежинки.
Содержание учебного курса:
Количество часов
Класс В неделю I четверть II четверть III четверть IV четверть В год Выполнено
Второй год
обучения 2 18 14 20 16 68 Учебное и учебно-методическое обеспечение.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
«Образовательная  программа для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год.
Лепка с детьми 4-5 лет. Сценарий занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.: цв.вкл.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» для класса ССД I ступени второго года обучения
2ч в неделю 68ч в год
№ Наименование разделов Тема занятия Кол-во часов Материал и способ передачи замысла Дата проведения примечание
по плану по факту I четверть(18 часов)
1 Части тела и лица Клоун 2 Аппликация из цветной бумаги клоуна на альбомном листе.
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала клоуна. 03.09.
05.09. 2 Осень Солнце в тучах 2 Аппликация из цветной бумаги на альбомном листе.
Расплющивать пластилиновые шарики пальцем на картонке. 10.09.
12.09.
3 Овощи Огурец 2 Аппликация из цветной бумаги на альбомном листе овальной формы.
Лепка из пластилина овальной формы. 17.09.
19.09. 4 Фрукты Яблоко 2 Аппликация из цветной бумаги на альбомном листе круглой формы.
Лепка из пластилина круглой формы. 24.09.
26.09. 5 Ягоды Клубника 2 Аппликация из цветной бумаги на альбомном листе конусной формы.
Лепка из пластилина конусной формы с использованием дополнительного материала. 01.10.
03.10. 6 В лесу Гриб 2 Аппликация из цветной бумаги на альбомном листе. Соединение овала с полукругом.
Лепка из пластилина. Соединение столбика с расплющенным шаром. 08.10.
10.10. 7 Зимующие птицы Воробей 2 Аппликация птицы. Приклеить к туловищу крылышки и хвост.
Лепка из пластилина используя дополнительный материал. 15.10.
17.10. 8 Перелетные птицы Утенок 2 Аппликация птицы. Приклеить к туловищу крылышки и хвост.
Лепка из пластилина используя дополнительный материал. 22.10.
24.10. 9 Оседлые птицы Сова 2 Аппликация птицы. Приклеить к корпусу большие глаза, клюв и крылышки
Лепка из пластилина используя дополнительный материал. 29.10.
31.10. II четверть(14 часов)
10 Посуда Чашка и блюдце 2 Аппликация из цветной бумаги на альбомном листе. Соединение полуовала с полукругом.
Лепка из пластилина. Научить сплющивать шар в диск, вдавливая середину. 12.11.
14.11. 11 Продукты питания Пирог 2 Аппликация из цветной бумаги. Украшение готового пирога (большая пластмассовая крышка).
Лепка из пластилина округлой формы, украшение изделия. 19.11.
21.11. 12 Мебель Стол и стул 2 Модели из картонных коробочек.
Лепка из пластилина по заданному размеру. 26.11.
28.11. 13 Одежда Девочка в платье 2 Аппликация из готовых деталей ткани на картоне.
Из пластилина лепим платье для девочки (маленькая кукла). 03.12.
05.12. 14 Транспорт Грузовик 2 Модели из картонных коробочек.
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 10.12.
12.12. 15 Зима Снежинка 2 Снежинка из бумажных полосок.
Рисуем жгутиками из пластилина 17.12.
19.12. 16 Новогодний праздник Елочка зеленая 2 Новогодняя открытка с елочкой (объемная аппликация)
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 24.12.
26.12. III четверть(20 часов)
17 Домашние птицы Цыпленок 2 Аппликация из цветных частей круга на картонке.
Учить создавать образ из капсулы и пластилина 14.01.
16.01. 18 Домашние животные Поросенок 2 Аппликация из цветных частей круга на картонке.
Учить создавать образ из капсулы и пластилина 21.01.
23.01. 19 Домашние животные и их детеныши Котенок 2 Складывание полоски (сложенные «гармошкой»)
Учить создавать образ из капсулы и пластилина 28.01.
30.01. 20 Дикие животные Зайчик 2 Оригами. Складываем из квадрата бумаги.
Учить сочетать природный материал и лепку из пластилина 04.02.
06.02. 21 Мой дом
Теремок 2 Прямое плетение из полосок бумаги.
Выкладывать из столбиков нужное изображение в виде барельефа. 11.02.
13.02. 22 День защитника Отечества Самолет 2 Оригами. Складываем из квадрата бумаги.
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 18.02.
20.02. 23 Профессии Повар 2 Аппликация из цветной бумаги на альбомном листе (атрибуты повара)
Лепить из пластилина согласно собственному замыслу. 25.02.
27.02. 24 Праздник мам Кулон для мамы 2 Подарок для мамы, кулон (объемная аппликация)
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 03.03.
05.03. 25 Моя семья Матрешка 2 Аппликация на готовой поверхности, оформление фартука.
Познакомить с приемами сглаживания. 10.03.
12.03. 26 Комнатные растения Цветик-семицветик 2 Аппликация из цветной бумаги цветка на альбомном листе.
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала 17.03.
19.03. IV четверть(16 часов)
27 Живой уголок Рыбка 2 Оригами. Складываем из квадрата бумаги.
Учить сочетать природный материал и лепку из пластилина 31.03.
02.04. 28 Зоопарк Лиса
2 Оригами. Складываем из квадрата бумаги.
Учить сочетать природный материал и лепку из пластилина 07.04.
09.04. 29 Космос Звездное небо 2 Аппликация мелких деталей (звезды) на картоне.
Научить размазывать пластилин по поверхности в разные направления. 14.04.
16.04. 30 Пасха Пасхальное яйцо 2 Оформление яйца мелкими яркими предметами.
Нанесение тонким слоем пластилина на картон, украшение изделия при помощи стеки 21.04.
23.04. 31 Весна Цветные зонтики 2 Аппликация из цветной бумаги зонтика на альбомном листе.
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 28.04.
30.04. 32 Игрушки Пирамида 2 Аппликация из колец разных размеров в нужном порядке.
Расплющивать шары разных размеров, располагать полученные круги в определенном порядке. 05.05.
07.05. 33 День рождения Торт 2 Аппликация мелких деталей на готовое изделие (пластиковая крышка).
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 12.05.
14.05. 34 Скоро лето Улитка 2 Объемная аппликация из бросовых материалов
Научить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы 19.05.
21.05. Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» для класса ССД I ступени первого года обучения
2ч в неделю 68ч в год
№ Наименование разделов Тема занятия Кол-во часов Материал и способ передачи замысла Дата проведения примечание
по плану по факту I четверть(18 часов)
1 Части тела и лица Лицо клоуна 2 Аппликация из цветной бумаги лица клоуна на альбомном листе.
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала лица клоуна. 04.09.
06.09. 2 Осень Желтый лист 2 Аппликация засохших листьев на альбомном листе.
Расплющивать пластилиновые шарики пальцем на картонке. 11.09.
13.09.
3 Овощи Картошка 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение картошки на альбомный лист.
Лепка из пластилина овальной формы. 18.09.
20.09. 4 Фрукты Апельсин 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение апельсина на альбомный лист.
Лепка из пластилина круглой формы. 25.09.
27.09. 5 Ягоды Морковь 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение моркови на альбомный лист.
Лепка из пластилина конусной формы. 02.10.
04.10. 6 В лесу Ежик 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение ежика на альбомный лист.
Лепка из пластилина. Вытягивание. 09.10.
11.10. 7 Зимующие птицы Воробей 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение воробья на альбомный лист.
Лепка из пластилина. 16.10.
18.10. 8 Перелетные птицы Утенок 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение утенка на альбомный лист.
Лепка из пластилина. 23.10.
25.10. 9 Оседлые птицы Сова 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение совы на альбомный лист.
Лепка из пластилина. 30.10.
01.11. II четверть(14 часов)
10 Посуда Кружка 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение кружки на альбомный лист.
Лепка из пластилина. Научить прикреплять к цилиндру столбик (ручка кружки). 13.11.
15.11. 11 Продукты питания Торт 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение торта на альбомный лист.
Лепка из пластилина торта, украшение изделия. 20.11.
22.11. 12 Мебель Шкаф 2 Модель шкафа из картонной коробки.
Лепка из пластилина по заданному размеру. 27.11.
29.11. 13 Одежда Брюки 2 Аппликация из готовых деталей ткани на картоне.
Рисуем пластилином на картонке брюки (размазывать). 04.12.
06.12. 14 Транспорт Лодочка с веслами 2 Оригами. Складываем из квадрата бумаги.
Лепка из пластилина. Раскатывать колбаски, приплющивать пальцами с одного края и прикреплять к вылепленному изделию. 11.12.
13.12. 15 Зима Снеговик 2 Аппликация. Приклеить вырезанные готовое кружочки на альбомный лист.
Лепка из пластилина снеговика. 18.12.
20.12. 16 Новогодний праздник Елочка зеленая 2 Аппликация. Новогодняя открытка с елочкой.
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 25.12.

27.12. III четверть(20 часов)
17 Домашние птицы Цыпленок 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение цыпленка на альбомный лист.
Лепка из пластилина. 15.01.
17.01. 18 Домашние животные Поросенок 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение поросенка на альбомный лист.
Лепка из пластилина. 22.01.
24.01. 19 Домашние животные и их детеныши Собака 2 Складывание полоски (сложенные «гармошкой»)
Учить создавать образ из капсулы и пластилина 29.01.
31.01. 20 Дикие животные Зайчик 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение зайчика на альбомный лист.
Лепка из пластилина.
05.02.
07.02. 21 Мой дом Дом 2 Аппликация. Приклеить вырезанное готовое изображение дома на альбомный лист.
Лепка из пластилина. 12.02.
14.02. 22 День защитника Отечества Пушка 2 Аппликация. Приклеить готовое изображение пушки на альбомный лист.
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 19.02.
21.02. 23 Профессии Врач 2 Аппликация готовых изображений атрибута врача на альбомном листе.
Лепить из пластилина согласно собственному замыслу (градусник) 26.02.
28.02. 24 Праздник мам Цветок для мамы 2 Подарок для мамы, цветок (объемная аппликация)
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 05.03.
07.03. 25 Моя семья Бабушкины очки 2 Аппликация. Приклеить готовое изображение очков на альбомный лист.
Лепка из пластилина. Раскатывать длинные колбасики (жгуты).
12.03.
14.03. 26 Комнатные растения Колокольчик 2 Аппликация. Приклеить готовое изображение цветка на альбомный лист.
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала.
19.03.
21.03. IV четверть(16 часов)
27 Живой уголок Аквариум с рыбками 2 Аппликация готовых рыб на голубой фон из картона.
Научить сочетать в поделке природный материал с пластилином и оформлять изделие. 02.04.
04.04. 28 Зоопарк Удав 2 Плетение из трех ниток. Оформление головы удава.
Раскатывать из пластилина длинную колбаску, зауженную книзу. 09.04.
11.04. 29 Космос Ракета 2 Аппликация готового изображения ракеты на картон.
Лепка из пластилина. Соединение цилиндра с конусом. 16.04.
18.04. 30 Весна Божья коробка 2 Аппликация мелких деталей на готовое изделие (оформление картонного жука).
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 23.04.
25.04. 31 Первомай Голубь 2 Вырезать из бумаги голубя по шаблону.
Лепка из пластилина. 30.04.
02.05. 32 Игрушки Погремушка 2 Аппликация готовых деталей в нужном порядке (по образцу).
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 07.05.
14.05. 33 День рождения Колпак 2 Аппликация мелких деталей на готовое изделие (картонный колпак).
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 16.05.
21.05. 34 Скоро лето Бабочка 2 Аппликация мелких деталей на готовое изделие (оформление картонной бабочки).
Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала. 23.05.
28.05.